Тема 6. Платежный и расчетный балансы.

Сущность и структура платежного баланса. Текущий платежный баланс. Баланс движения капиталов.

Средства регулирования платежного баланса. Дефицит текущего платежного баланса и способы его финансирования. Корректировка текущего платежного баланса. Положительное и отрицательное сальдо баланса движения капитала. Равновесие платежного баланса.

Методика составления платежного баланса.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар №1(по теме № 1)

Вопросы для обсуждения:

1. Мировая торговля как форма международных экономических отношений;

2. Теория абсолютного преимущества. Выигрыш от внешней торговли в результате специализации.

3.Теория сравнительного преимущества.

4.Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.

5.Теория жизненного цикла продукта.

6. Теория эффекта масштаба.

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-8.

Семинар №2(по теме № 2)*

Вопросы для обсуждения:

1. Необходимость государственного регулирования внешней торговли.

2. Сущность и содержание государственного регулирования внешней торговли.

3. Таможенный тариф на импорт и интересы потребителей, производителей и государства.

4. Таможенный тариф на экспорт: причины использования и влияние на благосостояние.

*Примечание: семинарское занятие проводиться в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-9.

Семинар №3 (по теме № 2)*

Вопросы для обсуждения:

1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование.

2. Добровольные ограничения экспорта. Экспортные субсидии.

3. Демпинг. Экономические санкции.

4. Аргументы за и против протекционизма.

5. ВТО – основные принципы и механизм функционирования.

*Примечание: Семинарское занятие проводиться в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-9.

Семинар № 4(по теме № 3)

Вопросы для обсуждения:

1. Теории движения факторов производства.

2. Международные инвестиции: основные формы движения капитала.

3. Прямые зарубежные инвестиции: сущность, причины, экономические эффекты, динамика в современных условия.

4. Портфельные зарубежные инвестиции: сущность, причины, основные виды, динамика.

5. Мировой рынок ссудных капиталов и его структура.

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-8, ПК-9.

Семинар № 5(по теме № 4)*

Вопросы для обсуждения:

1. Экономическая основа международной миграции труда. Виды трудовой миграции.

2. Экономические эффекты миграции.

3. Особенности международной миграции труда в современных условиях.

4. Масштабы и основные направления миграции труда. Мировые рынки рабочей силы.

5. Государственное регулирование миграции.

*Примечание: занятие проводится в форме дискуссии - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-9.

Семинар № 6(по теме № 5)

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы формирования международной валютной системы.

2. Европейская валютная система. Единая валютная политика в рамках ЕС.

3. Валютные рынки, механизм функционирования.

4. Валютные курсы: фиксированный и плавающий.

5. Валютный рынок России.

6. Международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9.

Семинар № 7(по теме № 6)

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность платежного баланса и его структура.

2. Средства регулирования текущего платежного баланса. Дефицит текущего платежного баланса и способы его финансирования. Корректировка текущего платежного баланса.

3. Средства регулирования баланса движения капитала. Положительное и отрицательное сальдо баланса движения капитала.

4. Равновесие платежного баланса.

5. Методика составления платежного баланса.

Решение тестов и задач (см. «Фонд оценочных средств по учебной дисциплине»).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу «" Мировая экономика и МЭО ч.2» составлены в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080100 «Экономика».

По темам 2,4 занятия проводятся в активной и интерактивной форме.

Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) в интересах доработки лекций и подготовки к семинарским и практическим занятиям.

Доработку лекции целесообразно осуществлять в течение 2-3-х дней после её проведения. Для этого необходимо прочитать сделанные записи, подчеркнуть (выделить) вопросы, заголовки и основные положения лекции, тщательно изучить ключевые слова и понятия данной темы занятия. В случае необходимости следует более подробно самостоятельно рассмотреть вопросы лекции, дополнив материалом из других источников. При этом следует учесть, что конспект лекции должен максимально полно раскрывать содержание изучаемой темы.

К семинарскому занятию следует готовиться заранее. Для этого необходимо детально изучить план семинарского занятия, подобрать соответствующую литературу. Желательно по каждому вопросу семинарского занятия сделать небольшой конспект, отразив в нем ключевые моменты. В случае выбора доклада, рекомендованного на семинаре, целесообразно поставить об этом в известность преподавателя и проконсультироваться у него по поводу структуры и содержания доклада. Кроме выступления на семинаре, студент должен быть готов к рецензированию докладов, сделанных товарищами, и внесению дополнений к имеющимся выступлениям.

В ходе подготовки к семинарскому занятию студент должен повторить лекционный материал по данной теме, изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу. В целях более полного усвоения учебного материала следует также изучить основные термины и вопросы для самоконтроля по данной теме. Подготовка к семинару занятию должна обеспечивать активное участие каждого студента в обсуждении всех вопросов, вынесенных для рассмотрения на каждом занятии.

С целью более эффективного усвоения учебного материала студенты в процессе самостоятельной работы должны использовать словарь основных терминов курса и вопросы, предназначенные для самоконтроля.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

план дисциплины «Мировая экономика и МЭО» Ч.2

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары
1. Международная торговля товарами и услугами.
2. Внешнеторговая политика государства и ее основные инструменты. 4*
3. Международное движение капитала
4. Международная миграция труда.
5. Международные валютные отношения и валютная политика.
6. Платежный и расчетный балансы
Итого часов:

Задания для самостоятельной работы студентов

а) при чтении лекций

Наши рекомендации