Индексы цен по секторам экономики России (декабрь к декабрю предыдущего года; в разах)

Сектор экономики   1992 г.   1993 г.   1994г.   1996 г.   1997 г.   1998 г.  
Индекс потребительских цен   26,1   9,4   3,2   1,2   1,1   1,8  
Индекс цен производителей промышленной продукции 33,8   10,0   3,3   1,3   1,1   1,2  
Индекс цен реализации продукции сельскохозяйственными предприятиями     9,4   8,1   3,0   1,4   1,1   1,2  
1 В среднем за год.  

Как видно из данных табл. 5.2, в 1992 г. после инфляционного шока началась чрезвычайно сильная гиперинфляция, затем пришел черед галопирующей и ползучей инфляции, охватившей все хозяйство страны. Но в августе 1998г. в результате финансового кризиса индекс потребительских цен скачкообразно вырос в 1,8 раза;

Более подробный анализ инфляционных процессов в России и других странах будет дан в последующих темах.

Таким образом, мы с разных сторон рассмотрели величайшее изобретение человечества - деньги. Подобно колесу, они приводят в движение всю рыночную экономику.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Давыдов А. Ю. Инфляция в экономике: мировой опыт и наши проблемы. М., 1991.

Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. T.I. Гл.15.

Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. III//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

Меньшиков С. М. Инфляция и кризис регулирования экономики. М., 1979.

Прикладная экономика. М., 1992. Гл. 11.

Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Гл. 30.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Гл. IV, V // Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 1993.

Стэнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. М., 1994. Гл. 14.

ХаррисЛ. Денежная теория. Пер. с англ. М., 1980.

Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл.17.

ТЕМА 6 РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Продолжим изучение системы экономических отношений, начатое в теме 2. Известно, что в данную систему входит такая разновидность организационно-экономических отношений, как рыночные хозяйственные связи, находящиеся в единстве с товарным хозяйством (см. рис. 2.1).

Рассмотрение рыночной подсистемы позволит проследить ее взаимосвязь с отношениями собственности, общественным разделением труда и товарным производством.

§ 1. РЫНОК: ФУНКЦИИ И СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА

Сущность и функции рынка

Знакомство с рыночными отношениями начнем с простейшего определения рынка, а затем перейдем к более сложным понятиям.

Рынок - это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: а)местный (в пределах села, города, региона); б)национальный (внутренний) и в)мировой рынки.

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы - товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

Исходное звено общей системы - производство товаров - оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:

а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен;

б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок;

в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.

В свою очередь, рынок оказываетобратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.

Первая функция состоит в том, что рынокинтегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

Другая функция: рынок выполняет рольглавного контролераконечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов - доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей - разорительно или выгодно их приобретать?

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служитспособом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: “Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...”1. Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.

1Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 1993. С. 91.

Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее всего, в начальный период его существования - в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом - вслитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.

Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или небольшом городе, то ему трудно понять, как преобразился известный ему с детства рынок в конце XX столетия. Почему сейчас говорят не просто о рынке, а о системе рынков?

Система рынков Система рынков - это единая совокупность множества рынков различного назначения. Такая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.

Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократнорасширилось рыночное пространство в следующих направлениях:

натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство;

рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи;

быстро развилась сфера оплачиваемых духовных, благ и услуг;

конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт.

Во-вторых, современное производство создаетогромное количество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека.

В-третьих, усилившееся во второй половине XX в. общественное разделение труда вышло за пределы производства и охватилорыночную сферу В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.

В-четвертых, широкое развитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на особом рынкеценных бумаг.

Наконец, ускорившийся рост международных экономических связей потребовал создания развитогорынка иностранных валют.

Стало быть, развившийся во второй половине нынешнего столетия рынок немыслим безсистемы разделения труда в сфере обращения. В последней проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности:общее (между крупными отраслями или сферами) ичастное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. Общее расчленение рынка наглядно представлено на рис. 6.1.

Индексы цен по секторам экономики России (декабрь к декабрю предыдущего года; в разах) - student2.ru

Рис. 6.1. Современная рыночная система

В системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли:

рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т. п.);

рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);

рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);

рынок труда (для работодателей и наемных работников);

рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);

рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);

рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысили их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь все крупные производственные отрасли сильно зависят от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило названиерыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений.

Во второй половине XX в. степень развития каждой национальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальное хозяйство.

Закрытая макроэкономика отличается тем, что все блага и услуги производятся и потребляются внутри страны.Открытымявляется такое хозяйство страны, в котором часть продукции создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля продается за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги, изготовленные в иных странах.

Переход от закрытой к открытой экономике связан с развитием форм и типов взаимодействия участников как национального, так и мирового рынка.

§ 2. ФОРМЫ И ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СВЯЗЕЙ

Формы торговли

Рыночные связи различаются по неодинаковым признакам торговых сделок. Эти сделки можно классифицировать следующим образом.

1.По способам связи между агентами рынка различаются такие виды торговли. Производитель или владелец товаранепосредственно продает его потребителю. Производитель реализует полезную вещь сначалаторговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков вещей.

2. В зависимости отвидов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли.

Бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другой.

Продажа благ заналичные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке.

Реализация продукции побезналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства.

Продажа товараналоженным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу).

Реализация товаров вкредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде покупателей и продавцов.

Предоставление вещей впрокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).

3. С учетомобъема продаж различают две формы реализации товаров.

Оптовая торговля: продукты закупаются оптом (крупными партиями) торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи.

Розничная торговля означает куплю-продажу преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким способом отдельные лица приобретают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.

Рыночные сделки различаются также по характеру взаимодействия их участников, что определяет неодинаковые типы рынков.

Типы рынков

Рынок в одном важном отношении прямо противоположен натуральному хозяйству. В этом хозяйстве потребителю зачастую не предоставляется возможность выбирать по его желанию те или иные блага. Рынок же в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степеньэкономических свобод.

Данные свободы позволяютпокупателю выбирать интересующие его товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ. Потребитель может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Продавец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными от продажи деньгами по своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.

По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный; б) нелегальный; в) регулируемый.

Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором сказано выше.

Между тем определение “свободный” рынок требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость). Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого на классическом рынке экономические связи строятся только по горизонтали. Между контрагентами (лат. contrahens - договаривающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок).

Рынок первого типа свободен отвмешательства государства и строгого правового регулирования.

Ради истины нужно признать, что такая свобода имеет неприглядную сторону. Из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими “правил игры” этот тип рынка получил нелестные названия - “дикий”, “блошиный”, “нецивилизованный”.

Второй тип рынка -нелегальный - близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность -теневую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т. п.). Нелегальным является ичерный рынок.

На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие).

Первому и второму типам рыночных отношений присуща определяющая черта - стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере;

на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий;

предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями;

сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.

Такое положение было характерно для рыночного обмена XV-XIX вв. Но в XX в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.

Рынок третьего типа -регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Такой порядок обусловлен объективными причинами.

Прежде всего важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им государственных заказов. Примечательно, что по предварительным заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков - 100%.

Ко второй половине XX столетия рыночные связи существенно усложнились. Теперь на пути от производителя товара до потребителя выстроилась большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т. п.). Например, в США насчитывается свыше 380 тыс. фирм оптовой торговли и 1500 тыс. фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт.

Примечательно, что лауреат Нобелевской премии Морис Алле (Франция) ввел понятие “экономика рынков”, подчеркнув, что в ней строго соблюдаются определенные правила. М. Алле пришел к выводу: “Это миф, будто экономика рынков может быть результатом игры экономических сил и политического попустительства... Реальность состоит в том, что экономика рынков неотделима от институциональных рамок, в которых она работает”1.

1Алле М. Экономика как наука М., 1995 С. 19.

Наши рекомендации