Структура производства в конце XX – начале XXI в.

Человек, проживший в условиях доиндустриндустриальной экономики, обычно отождествляет производство с такой сферой деятельности, которая создает материальные бла­га. Характерен для XVIII в., например, такой факт, Известный анг­лийский экономист Адам Смит считал, что богатство общества созидает только производительный труд - работа по созданию ма­териальных благ. К непроизводительным занятиям он отнес услуги таких профессий, как “священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.”1

1Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М., 1935. С. 279.

Но современная экономическая теория отражает новую хо­зяйственную действительность. Для конца XX в. и начала XXI в. характерна новейшая структура постиндустриального производ­ства. Она имеет ряд отличительных черт.

1. Новейшее производство способно обеспечить массовое удовлетворение всего круга действительных и перспективных потребностей.

2. Нынешняя экономика включает две дополняющие друг друга сферы производства:материальное (создает вещественное богатство) инематериальное (создает духовные, нравственные и иные ценности - произведения духовной культуры, искусства, науки и т. п.).

3. В современное производство органически входит особая сфера услуг.Услуга - такой вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности.

Услуги подразделяются на два вида, которые соответствуют сферам производственной деятельности. Различают материаль­ные услуги (их осуществляют грузовой транспорт, связь по об­служиванию производства, торговля, жилищно-бытовое обслу­живание и др.) и нематериальные услуги (их оказывают про­свещение, здравоохранение, научное обслуживание, искусство, социальное обслуживание, кредитование, страхование и т.п.).

Структура высокоразвитого производства схематически изо­бражена на рис. 1.5.

Структура производства в конце XX – начале XXI в. - student2.ru

Рис. 1.5. Новейшая структура производства

4. Сейчас в структуре производства особо выделяется инфраструктура- совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Она делится на две группы:

производственная инфраструктура, непосредственно обслу­живающая материальное производство (строительство и эксплу­атация шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов; энергетическое хозяйство; железнодорожное хозяйство; водоснабжение, канализация и т. п.);

Непроизводственная (или социальная) инфраструктура, кото­рая опосредованно связана с процессом производства (подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и др.).

Инфраструктура прямо свидетельствует о том, что современ­ное производство и его подразделения внутренне связаны между собой обширными и прочными взаимосвязями. Последние в какой-то мере объединяют хозяйственную деятельность в цело­стное единство, а тем самым придают ей системный характер. Рассмотрим подробнее такой характер экономики.

§ 3. ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА

Элементы системы

Всякая система является единой совокупно­стью каких-то элементов, которые определен­ным образом связаны между собой. Знакомиться с экономической системой мы начнем с исходного вопроса: что является эле­ментом, простейшей составной частью данной системы?

Как известно, хозяйственная деятельность всегда связана с материальными благами - с их производством, распределением, обменом и потреблением. Отсюда можно предположить, что простейшей частью экономики является связь между полезными предметами типа “вещь - вещь”. Скажем, многим людям тор­говля представляется в виде обмена одной вещи (товара) на другую вещь (деньги) и наоборот.

Однако возможен и иной вариант ответа, если обратить вни­мание на другую сторону экономического явления. Этой стороной являются субъекты, выступающие как инициаторы самого яв­ления. Кхозяйственным субъектам относятся отдельные лица, их объединения, предприятия, государство. Все они устанавли­вают связи между собой типа “человек - человек”. Ту же торговлю можно представить как отношение между двумя субъектами - продавцом и покупателем.

Как же разрешить возникшую дилемму (то есть выбрать одну из двух возможностей): что является элементом экономики - отношение между вещами или связь между хозяйственными субъ­ектами?

Но вряд ли каждое из этих суждений является истинным. Ибо процессы производства, распределения, обмена и потреб­ления материальных благ не осуществляются без людей. В равной мере отношения между субъектами лишены всякого содержания, если они не связаны с вещественной стороной экономики. По­этому элемент системы строится по типу связи“субъект - вещь - вещь - субъект”. Иллюстрацией может служить та же торговля, где устанавливается отношение: субъект (продавец) - товар - деньги - субъект (покупатель).

Теперь рассмотрим, как сравнительно простые экономические отношения создают определенные системные образования.

Системные связи

Независимо от того, в какой мере люди осознают этот факт, они находятся в очень большой сети связей с субъектами экономики. Такие связи составляют часть всей экономической системы, которая обеспечивает жизнеде­ятельность общества.

Давайте рассмотрим круг системных связей типичного до­машнего хозяйства с субъектами экономической деятельности. В этот круг входят, например, предприятия торговли, учреждения медицины, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытовых услуг, разные виды транспорта, банки и страховые уч­реждения, учебные заведения, учреждения культуры, искусства и многое другое.

Чем полнее мы представим себе все многообразие эконо­мических связей, свойственных домашним хозяйствам, тем более убедительными станут следующие обобщения и выводы.

Во-первых, подобно кровеносным сосудам указанная сово­купность связей обеспечивает все домашние хозяйства необхо­димыми экономическими благами. Разумеется, любой человек не сможет существовать и достичь намеченных целей, если не будет эффективно участвовать в хозяйственных отношениях об­щества.

Во-вторых, разные этапы жизни индивида связаны с после­довательным переходом из одного системного образования в другое. Так, начальное образование и воспитание человек по­лучает в семье и детском саду, затем в общеобразовательной школе, в профессиональном среднем или высшем учебном за­ведении.

В-третьих, по разным каналам, словно по: сообщающимся сосудам, домашнее хозяйство связывается с другими террито­риальными хозяйственными образованиями - местными, наци­ональными и международными. В итоге люди лучше познают качественные признаки всей экономической системы общества.

Свойства системы

Экономическая система (греч. sistema - целое, составленное из частей) - единая совокуп­ность множества хозяйственных отношений. Она обладает рядом характерных свойств.

1. Экономическая система имеет внутреннееединство и це­лостность всех ее составных частей. Это означает, что каждое свойство и элемент системы зависят от их мест и функций внутри целого. Мы убедились в данном положении при изучении целостного кругооборота благ: “производство - распределение - обмен - потребление - потребности”. Аналогичное единство бы­ло обнаружено при рассмотрении системы (“пирамиды”) по­требностей человека. В последующих темах будет показано, что целостными хозяйственными организациями являются совокуп­ности отношений собственности, рыночные связи и многое дру­гое.

2. Хозяйственные системы имеютразные взаимосвязи с ок­ружающей их средой. Поэтому различаются закрытые и открытые системы. Например, в теме 4 мы рассмотрим как замкнутую общность людей - натуральное производство, так и товарное производство, открыто работающее на других потребителей про­дуктов. В теме 18 описываются закрытая национальная экономика (не связанная с мировым рынком) и открытая, активно торгующая товарами с другими странами.

3. Обычно экономические системы имеют сложную структуру, в которойотдельные ее звенья соподчиняются целому (в качестве подсистем). Нам известно, что современное производство имеет две подсистемы: сферы материального и нематериального про­изводства. В теме 3 мы увидим, что качественно разные системы отношений собственности подразделяются на соответствующие подсистемы.

4. Из-за сложности каждой системы ее всестороннее изучение требуетпостроения разных моделей (схем, изображений). Каждая из них описывает лишь одно из многих возможных состояний системы. Так, при изучении производственных возможностей нам пришлось разбирать разные варианты использования имею­щихся ресурсов, В теме 6 дается различное графическое изо­бражение динамики спроса покупателей и предложения товаров со стороны продавцов.

5. В экономике функционируют неодинаковые в качествен­ном отношении имногообразные по своему назначению системы.Так, в ряде дальнейших тем мы рассмотрим разнообразные тех­нические и технологические системы, порожденные научно-тех­нической революцией (комплексная автоматизация, роботокомплексы, биотехнология и др.). Будут изучены другие системы в области организации труда и его оплаты. Экономическая теория призвана выявить взаимосвязи указанных систем.

После того как в теме 1 мы достаточно основательно выяснили существо экономики, можно перейти к ознакомлению с пред­метом экономической теории.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Пер. с англ. М., 1969. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы, по­литика: В. 2т./ Пер. с англ. М., 1992. Т. 1. Гл. 2.

Милль Дж. С. Основы политической экономии / Пер. с англ. М., 1980. Т. 1. Гл. 1, 11.

Российский статистический ежегодник. Стат. сб. / Госкомстат Рос­сии. М., 1997.

Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. М., 1997. Гл. 1.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. Кн.1.

Стэнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих / Пер. с англ. М., 1994. Гл. 1, 2, 3.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. М., 1993. Гл.1.

Хайлбронер Р., Тарроу Л. Экономика для всех /Пер. с англ. Тверь, 1994.

ТЕМА 2 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Что изучает экономическая теория? Хотя это покажется очень странным, но на данный вроде бы элементарный вопрос о пред­мете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики, расколовшись на различные направления и школы, высказывают противоречащие друг другу взгляды на экономику. За это время несколько раз менялись, представления об источниках богатства общества, о роли госу­дарства в экономике и обновлялось даже название самой науки. Чтобы разобраться в таких разногласиях, нам потребуется кратко ознакомиться с историей экономических воззрений.

§ 1. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Лабиринт экономической мысли

При последовательном знакомстве с трудами видных экономистов прошлого и настоящего читатель может почувствовать, что он движется словно в каком-то запутанном лабиринте.

И это отнюдь не случайно. Во все времена люди сталкиваются с одними и теми же проблемами хозяйственной жизни. Уже однажды решенные вопросы вновь и вновь пересматриваются, и в научных спорах продолжается нескончаемый поиск истины.

Почему же разные школы ученых неодинаково объясняют одно и то же? Вот несколько причин такого расхождения во взглядах.

Первая причина. Экономика с течением времени существенно меняется. Видимо, прав был древнегреческий философ Гераклит, говоря, что “на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут...”. Не стоит удивляться, что во всякую по­следующую эпоху ученые застаюткачественно иные хозяйственные отношения и, естественно, по-новому воспринимают их.

Вторая причина. Разноголосица по одному и тому же вопросу объясняется неполным, неправильным отражением в теории эко­номических систем, которые являются симметриями особого рода.

Симметрия первого рода образуется в природе. В ней части целого соразмерно, полностью соответствуют друг другу отно­сительно средней линии, центра. Так, в живой природе одно­именная часть тела или органов является как бы зеркальным отражением другой и повторяет ее (примерами могут служить бабочки, внешняя форма тела человека).

Симметрия второго рода часто встречается в хозяйственной жизни. Обычно экономическое отношение представляет собой единство двух субъектов:

а) продавец - товар - деньги - покупатель;

б) кредитор - ссуда - ссуда вместе с процентом - долж­ник;

в) землевладелец - земля - плата за пользование землей - арендатор (временный пользователь земли) и т. п.

Однако каждая из взаимодействующих сторон отношения часто являетсяпротивоположностью по сравнению с другой сто­роной.

Вряд ли нужно доказывать, что по хозяйственному положению и интересам в экономической симметрии находятся такие не­схожие между собой лица, как продавец и покупатель, банкир и должник, землевладелец и арендатор.

Не случайно в экономической теории возникают несиммет­ричные взгляды. Здесь несимметричная концепция (система взглядов), как правило,отражает лишь одну из противоположных частей двухстороннего отношения. В силу этогоона не можетполностью и правильно охарактеризовать вцелом изучаемуюэкономическую систему.

Третья причина. На известный период главенствующее по­ложение в науке занимает какая-то несимметричная теория, пре­тендующая на полную истинность. Но из-за своей половинча­тости ее положение неустойчиво. Поэтому не случайно со вре­менем происходитпереворот в устоявшихся воззрениях - своего рода революция, которая приводит к господству противополож­ной точке зрения. В истории экономических учений отмечают, например, коренной пересмотр существа стоимости товара (на смену трудовой теории стоимости пришла теория предельной полезности, о чем говорится в теме 4).

Четвертая причина. Представители несимметричных взглядов всегда ведут между собой непримиримую борьбу за преобла­дающее положение в науке. Однако взаимная критика приносит неожиданный для всех результат: выявляются не только сильные, но и слабые стороны противников. Так, появляется возможность преодолеть взаимную ограниченность взглядов и соединить про­тивоположности в свойственное им единство. В итоге рождается новая теоретическая платформа, на которой объединяются до­стижения каждого из воззрений. Таким способом в теориипре­одолевается несимметричность и утверждается полная истина об экономических системах, что придает обобщающему учению силу и устойчивый характер.

Например, во второй половине XIX в. начался ожесточенный спор между сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной полезности во вопросу: от чего зависит рыночная цена - от предложения товаров со стороны продавцов или же от спроса покупателей? Английский экономист Альфред Мар­шалл конкретно показал, что рыночная цена одновременно ис­пытывает воздействие и предложения и спроса. В связи с этим профессор Лондонского университета Маркс Блауг указал на значение преодоления несимметричности концепций предложе­ния и спроса: “Маршалл осуществил примирение между теорией предельной полезности и классической политической экономией, и демонстрация того, что новые идеи могут быть приспособлены к более широкому контексту, придала им привлекательность”1. Учение А. Маршалла о рыночной цене мы рассмотрим в теме 6.

1Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М., 1994. С. 287.

Итак, теперь мы имеем ту путеводную нить, которая не даст нам заблудиться в истории экономической мысли.

Положение читателя будет облегчено еще и тем, что здесь будут кратко освещены два основных направления экономиче­ской мысли, сохранившие наибольшее значение до наших дней. Ими являются классическая политическая экономия и ново­классическая теория.

Наши рекомендации