Открытая экономика и проблемы ее регулирования

Занятие 17

Особенности функционирования открытой экономики

Семинар

Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…

Обсуждаем

1. Систему внешнеэкономических отношений в открытой экономике и их классификацию.

2. Модели международного движения капитала, теорию процентного паритета.

3. Валютный рынок и механизм установления равновесного валютного курса в краткосрочном и долгосрочном периодах.

4. Платежный баланс и способы восстановления его равновесия.

Отвечаем

1. Какие тенденции наблюдаются в исследованиях макроэкономических проблем в масштабах открытой экономики?

2. Какова основная идея платежного баланса?

3. Как происходит воздействие фискальной политики на платежный баланс?

4. Что такое процентный паритет?

5. Как определяются номинальный и реальный валютный курсы?

6. В чем специфика фиксированного и плавающего валютных курсов?

Дискутируем

1. Об экономических последствиях тарифных и нетарифных методов регулирования международной торговли.

2. Об особенностях международного движения рабочей силы и технологии.

3. О параллельных валютных рынках и проблемах утечки капитала из России.

4. О приспособлении страны-должника к условиям кризиса внешней задолженности.

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем

Выберите правильные ответы:

1. Счет движения капиталов:

а) отражает сумму средств, полученную из-за границы в обмен на чистый экспорт;

б) регистрирует финансовые потоки, связанные с международными валютными операциями по купле-продаже ценных бумаг, предоставлению и получению кредитов и займов;

в) характеризует сумму иностранных инвестиций, поступивших в страну в течение года.

2. Номинальный обменный курс определяется следующими факторами:

а) соотношением спроса и предложения валюты;

б) реальным обменным курсом;

в) уровнем цен на ресурсы.

3. Равновесное значение обменного курса характеризуется ситуацией, когда:

а) цены на валюту внутри страны равны мировым ценам;

б) внутренняя величина процентной ставки равна мировой;

в) предложение валюты за границу как кредитов равно спросу на валюту, предъявляемому за границей, приобретающей чистый экспорт.

4. Какая из политик представлена на рис. 13.

Рис. 13.Возможная политика

а) внутренняя фискальная политика; б) внешняя фискальная политика; в) изменение инвестиционного спроса.

5. Процентный паритет – это:

а) приближенное равенство ожидаемого темпа обменного курса национальной валюты;

б) разница между зарубежными и отечественными ставками процента.

6. В условиях дефицита платежного баланса можно проводить следующие меры:

а) использовать золотовалютные резервы страны;

б) провести девальвацию национальной валюты;

в) осуществить займы у международных фондов.

Считаем

Задача 1. Ситуация разворачивается в малой открытой экономике с плавающим валютным курсом, взаимоотношения между экономическими субъектами характеризуются следующими данными уравнениями: (IS ) y = -400 + 3G – 2T + 3NX – 200r , (LM ) y = 200r – 200 + 2(M /P); NХ = 200 – 100е; Р = 1; r = 2,5 %; М $ = 100 у. е.; Т = = G = 100. При каком значении реального валютного курса в стране будет достигнуто равновесие на товарном и денежном рынке?

Занятие 18

Стабилизационная политика в открытой экономике

Семинар

Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…

Обсуждаем

1. Внутреннее и внешнее равновесие как цели стабилизационной политики в открытой экономике.

2. Механизм достижения двойного равновесия в открытой экономике.

3. Результативность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в малой открытой экономике в разрезе режимов валютного курса и уровней мобильности капитала.

4. Противоречия целей и временные лаги стабилизационной политики в открытой экономике.

Отвечаем

1. Какие модели могут быть использованы для анализа открытой экономики?

2. Какие уравнения включены в модель Манделла – Флеминга?

3. В чем специфика фискальной и денежной политик в открытой экономике?

4. Что включается в понятие «лаг»?

5. Какова динамика внутренних и внешних лагов?

Дискутируем

1. По поводу влияния мобильности капитала на характер изменений в платежном балансе и совокупном спросе страны.

2. Об эффективности режимов валютных курсов в зависимости от степени гибкости внутренних цен.

3. Об иллюстрации условия Маршалла – Лернера и эффекта джей-кривой на примере российской экономики.

4. О проблемах выбора активной и пассивной политик.

5. О временных лагах в процессе принятия и проведения экономической политики.

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем

Выберите правильные ответы:

1. Модель Манделла – Флеминга включает следующие уравнения:

а) Y = С + I + G + NХ;

б) Y = Y* + (р – р е );

в) С = С 0 + + С y у;

г) NХ (е, у) = S-I(I, е).

2. Фискальная экспансия предполагает:

а) рост государственных закупок, вытесняющий инвестиции и потребление;

б) повышение совокупного спроса;

в) рост процентной ставки.

3. При плавающем валютном курсе и фиксированных ценах безработица может быть сокращена за счет:

а) увеличения количества денег в обращении;

б) сокращения налогов;

в) увеличения государственных расходов.

4. Какие проблемы ставит чрезмерный избыток баланса счета текущих операций:

а) заинтересованность инвесторов во внутренних инвестициях;

б) проведение активной политики;

в) сокращение сбережений.

5. Внутренний лаг более продолжителен для:

а) фискальной политики;

б) денежно-кредитной политики;

в) инвестиционной политики.

Считаем

Задача 1. 1. Если увеличивается денежная масса, что происходит с процентной ставкой, движением капитала, отечественной валютой?

2. Как влияет рост реальных денег на торговый баланс, чистый экспорт, объем производства?

3. Как изменение объема производства сказывается на процентной ставке?

4. Как торговый баланс влияет на совокупный спрос? Проиллюстрируйте графически данную ситуацию.

Задача 2. Можно ли рассматривать валютные курсы как автоматические стабилизаторы? На рис. 14 представлен эффект падения спроса на экспорт в условиях плавающих и фиксированных валютных курсов

Рис. 14. Эффект падения спроса на экспорт

Какие изменения имеют место относительно объема производства, если линия DD характеризует пары значений валютного курса и объема производства, при которых совокупный спрос равен совокупному выпуску, а линии АА отражают пары значений валютного курса и объема производства, при которых валютный рынок и внутренний денежный рынок находятся в равновесии.

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Применение правила эффективной рыночной классификации при распределении полномочий в открытой экономике.

2. Девальвация и ревальвация как инструменты восстановления внешнего равновесия.

3. Эффективность стабилизационной политики в большой открытой экономике.

4. Проблемы и противоречия современной стабилизационной политики России.

Ответы на задачи части «Макроэкономика»

Занятие 2

Задача 1. (ЧНП – 7784, НД – 7514, РД – 6134).

Задача 2. (ВВП = 3750).

Задача 3. (460; 1310).

Занятие 3

Задача 1. (25,13 %).

Задача 2. (4,075).

Занятие 4

Задача 1. (7 млн).

Задача 2. (1,82; 3,65).

Занятие 5

Задача 1. (1300. C = С (y 1 + y 2 / (1 + r )).

Задача 2. (76,5 и 18,5).

Занятие 6

Задача 1. (184,3; 0,9215).

Задача 2. (48).

Занятие 7

Задача 1. (60).

Задача 2. (31, 30, 3).

Задача 3. (1020, 1090, 357, 427).

Занятие 8

Задача 1. (40).

Занятие 9

Задача 1. (< 16,6 %, 14,6 тыс. руб.).

Задача 2. (М s = 102).

Занятие 10

Задача 1. (1750; 12,5).

Задача 2. (Уd = 2250 + 1500/р).

Занятие 11

Задача 1. (N d = y 2 / 16; N d = 2 / w 2).

Задача 2. (р = 5, У d = 14; Уs = 40; G = 26).

Задача 3. (N = 100)

Занятие 12

Задача 1. (р = 2,7).

Задача 2. (p = 0.,5, r = 0,12, w* = 2/3)

Занятие 13

Задача 1. (-0,07).

Занятие 14

Задача 1. (6,6 %).

Задача 2. (МРК = D y /D k = А + &#916;Т/Т + &#916;N/N, S y = D y /D k , k/у).

Занятие 15

Задача 1. 1830(1650).

Занятие 17

Задача 1. (0,333).

Часть IV

Наши рекомендации