Общее макроэкономическое равновесие

Семинар

Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…

Обсуждаем

1. Понятия общего макроэкономического равновесия (ОМР).

2. ОМР в долгосрочном периоде.

3. Кейнсианскую модель ОМР.

4. ОМР в концепции неоклассического синтеза.

Отвечаем

1. Какие основные постулаты отражают классическую модель ОМР?

2. Что такое «классическая дихотомия»?

3. Какому рынку принадлежит ведущая роль в классической и кейнсианской моделях?

4. Какая из моделей построена в рамках короткого периода?

5. Что отражает синтезированная модель ОМР?

Дискутируем

1. По поводу роли государства в формировании условий ОМР.

2. О проблемах устойчивости и детерминированности ОМР.

3. О возможностях использования теории ОМР при анализе текущей экономической ситуации в России.

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем

Выберите правильные ответы:

1. Общее макроэкономическое равновесие – такое состояние, при котором:

а) совокупный спрос равен совокупному предложению;

б) достигается равновесие на рынке благ и рынке труда;

в) имеет место равновесие на рынках благ, финансовых активов, труда;

2. Что не относится к постулатам классической модели ОМР:

а) полная занятость;

б) ведущая роль принадлежит рынку благ;

в) деньги являются счетной единицей.

3. В соответствии с кейнсианской концепцией ОМР модель построена:

а) в рамках долгосрочного периода;

б) отсутствует гибкость цен;

в) основной рынок – рынок благ.

4. При синтезированном подходе в основе лежит:

а) классическая модель, соединенная с моделью IS-LМ с гибкими ценами;

б) кейнсианская модель во взаимосвязи с классической дихотомией;

в) классическая модель во взаимоотношении с моделью IS-LМ с фиксированными ценами.

5. Что не включается в понятие «встроенные стабилизаторы»:

а) гибкая ставка процента;

б) гибкие цены;

в) фиксированная ставка заработной платы.

Считаем

Задача 1. Экономическая ситуация характеризуется следующими параметрами: производственная функция:

спрос на рынке труда: М d= -20 – 0,2w ; предложение труда: N s = 1,8w . Величина используемого капитала стабильна, спрос на деньги: L = = 0,4y – 30i , предложение денег: М s = 260 у. е., функция сбережений: S = -40 + 0,4y , инвестиционный спрос: I = 120 – 10i . Определите уровень цен, характеризующий ОМР при данных условиях.

Задача 2. Какие изменения будут иметь место в потребительских расходах, номинальной заработной плате при росте объема капитала в 4 раза и денежной массы в 2 раза, т. е.: К 1 = 4 К Q , М 1 = 2М0 при условиях, если: производственная функция:

спрос на деньги: I = 1/3 у, инвестиционный спрос: I = 40 – 500r , функция сбережений: S = -10 + 500r , размер капитала: К 0 = 100, денежной массы: М 0 = 400, занятость: N 0 = 900, бюджет сбалансирован: Т 0 = G = 10?

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Современные теории невальрасовских равновесий.

2. Равновесное и неравновесное функционирование экономики: проблемы идентификации.

3. Теории общего равновесия в рыночном хозяйстве и теория оптимального плана.

4. Равновесие и рациональность.

Глава 17

Динамические аспекты макроэкономики и проблемы макроэкономической политики

Занятие 13

Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Семинар

Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…

Обсуждаем

1. Понятие и характеристики инфляции.

2. Концепции и виды инфляции.

3. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

4. Антиинфляционную политику государства и альтернативные стратегии ее осуществления.

Отвечаем

1. Что характеризует кривая Филлипса, какие зависимости она отражает?

2. Как представлена кривая Филлипса при статических, рациональных, адаптивных ожиданиях?

3. Чем характеризуется механизм развития инфляции?

4. В чем суть концепции инфляции предложения и спроса?

Дискутируем

1. О специфике инфляции в переходный период.

2. О роли ожиданий в развитии инфляции.

3. Об отечественном и зарубежном опытах регулирования инфляции и безработицы.

4. Об экономической политике стимулирования совокупного предложения.

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем

Выберите правильные ответы:

1. Кривая Филлипса характеризует:

а) тесную обратную связь между ежегодными процентными изменениями номинальной заработной платы и долей безработных;

б) взаимосвязь между темпами инфляции и темпами экономического роста;

в) прямую зависимость между изменениями инфляционных ожиданий и темпом роста располагаемого дохода.

2. Инфляция спроса вызывается следующими факторами:

а) дефицитом государственного бюджета и ростом внутреннего долга;

б) кредитной экспансией банков;

в) ростом заработной платы.

3. Кривая Филлипса отражает зависимость уровня инфляции от:

а) ожидаемой инфляции;

б) отклонения нормы фактической безработицы от естественного уровня;

в) изменений уровня дохода в условиях полной занятости.

4. Какие представленные ниже процессы относятся к:

1) инфляции;

2) дезинфляции;

3) стагфляции:

а) постоянное повышение уровня цен;

б) увеличение безработицы;

в) падение производства;

г) темпы падения общего уровня цен;

д) устойчивое обесценивание денег;

е) систематическое снижение покупательной способности.

Напишите экономический диктант:

1. Перечислите виды инфляции в соответствии с представленными ниже критериями:

а) по темпам инфляции;

б) в зависимости от причин, вызывающих инфляцию;

в) в соответствии с возможными ожиданиями.

2. Назовите концепции теории инфляции.

3. Представьте модели инфляции.

4. Проиллюстрируйте графически инфляцию спроса.

5. Напишите уравнение кривой Филлипса.

Считаем

Задача 1. Кривая Филлипса представлена в следующем виде pt = pt-1 – 0,55 (и – и*). Естественная норма безработицы и* = 5 %. На сколько процентных пунктов изменится уровень конъюнктурной безработицы при снижении темпа инфляции на 2 процентных пункта?

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на выбранную вами тему:

1. Проблема выбора между инфляцией и безработицей в современной экономике.

2. Причины и механизмы гиперинфляции.

3. Инфляционные ожидания и издержки инфляции.

4. Теоретические основы антиинфляционной политики.

5. Проблемы инфляции в современном мире.

Посоображайте!

1. Используя закон Оукена и кривую Филлипса, выведите зависимость изменения темпов роста дохода и темпов роста инфляции.

2. В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на ресурсы превышает рост цен на конечную продукцию. Стоимость комплектующих частей выше стоимости сложного прибора. Завод «Русский дизель» выпускает насосы, на которых устанавливают манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что внешняя поставка чуть ли не дороже насоса. Варианты выхода из ситуации:

а) самим производить комплектующие части;

б) переходить на другой вид изделий;

в) ждать витка дефицитной инфляции;

г) что-то еще (подумайте).

Занятие 14

Наши рекомендации