Макроэкономические взаимоотношения экономических субъектов в системе национальных рынков

Занятие 8

Рынок товаров и услуг

Семинар

Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…

Обсуждаем

1. Совокупный спрос и его составляющие.

2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие.

3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке товаров и услуг.

Отвечаем

1. Какие существуют теоретические подходы к обоснованию вида кривой совокупного спроса?

2. Каковы особенности совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах?

3. В чем состоит механизм адаптации экономической системы к краткосрочному и долгосрочному равновесию на рынке благ?

Дискутируем

1. Об особенностях макроэкономической трактовки долгосрочного и краткосрочного периодов.

2. О несовершенстве рынка в обосновании вида кривой совокупного предложения.

3. О возможностях использования модели «совокупный спрос – совокупное предложение» для интерпретации процессов, происходящих в российской экономике.

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем

Выберите правильные ответы:

1. Совокупный спрос – это:

а) спрос домохозяйств и чистый экспорт;

б) государственные расходы и инвестиционный спрос предприятий;

в) спрос всех экономических субъектов относительно покупок всех объемов конечных благ, производимых в стране в течение определенного периода времени.

2. Кривая совокупного спроса отражает зависимость:

а) между запланированным объемом покупок конечных благ, произведенных в стране, и уровнем цен;

б) между объемом покупок и объемом потребления товаров и услуг:

в) между ВНП и индексом цен.

3. Кейнсианская школа для анализа вида кривой совокупного спроса использует:

а) количественную теорию денег;

б) структурный состав совокупного спроса и чувствительность его составляющих к изменению цен;

в) качественный анализ реальных кассовых остатков.

4. Что отражает ситуация инфляционной ловушки:

а) устойчивое равновесие, при котором цены стабилизируются;

б) падение цен при низкой занятости;

в) рост цен при полной занятости.

Напишите экономический диктант:

1. Совокупный спрос в условиях открытой экономики.

2. Монетаристская концепция совокупного спроса.

3. Графическое изображение совокупного предложения в долгосрочном периоде.

4. Схематическое изображение эффекта Пигу.

5. Графическое изображение кривой плановых расходов.

6. Схематическое изображение эффекта Кейнса.

7. Виды краткосрочной кривой совокупного предложения.

8. Графическое изображение краткосрочного и долгосрочного равновесия на рынке благ.

Считаем

Задача 1. Состояние экономики характеризуется следующими данными: функции потребления: С = 0,6у – 82, функция инвестиций: I = 0,3y + 25; бюджет сбалансирован: G = T, G = 0,6, экспорт: Е = 60, импорт Z = 40. Определите равновесную величину национального дохода.

Задача 2. Составьте задачу, отражающую эффект Кейнса:

Р =>L =>М = const => i =>I ?.

Творческая лаборатория: господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Механизм приспособления к сдвигам кривой совокупного спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах.

2. Сравнительная характеристика теоретических подходов к анализу рынка товаров и услуг.

3. Макроэкономические проблемы развития рынка товаров и услуг в России.

Занятие 9

Рынок финансовых активов

Семинар

Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…

Обсуждаем

1. Предложение денег и инструментальные основы его регулирования.

2. Спрос на деньги и факторы, его определяющие.

3. Равновесие денежного рынка и механизм его установления.

4. Текущую и ожидаемую цену срочных и бессрочных облигаций.

5. Оптимизацию портфеля ценных бумаг.

Отвечаем

1. Какие виды кривой предложения денег рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах?

2. Какие существуют альтернативные теории спроса на деньги?

3. Как определяется цена акций?

Дискутируем

1. Существует ли иерархия процентных ставок?

2. Об эффективности трансформации сбережений в инвестиции и степени развитости рынка доходных финансовых активов.

3. О проблемах становления и развития рынка финансовых активов в России.

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем

Выберите правильные ответы:

1. Изменяя ставку рефинансирования, Центральный банк регулирует:

а) предложение денег в стране;

б) спрос на деньги в стране;

в) инвестиционный спрос.

2. Монетарная функция спроса на деньги отличается от кейнсианской тем, что:

а) спрос на деньги не зависит от процентной ставки;

б) учитывает влияние инфляции;

в) доходность облигаций приравнивается к реальной процентной ставке.

3. Предложение денег увеличится, если:

а) увеличатся государственные закупки;

б) Центральный банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке;

в) домохозяйства продают акции частных компаний.

4. Основываясь на кейнсианской модели спроса, субъект держит свое имущество в форме наличности, что означает:

а) процентная ставка низкая, предполагается ее рост;

б) увеличился трансакционный спрос;

в) экономика попала в «инвестиционную» ловушку.

Считаем

Задача 1. Облигация номиналом 1000 тыс. ден. ед. погашается через год с выплатой 40 тыс. При какой ставке ценную бумагу выгодно приобрести за 960 тыс. ден. ед.? Рассчитайте реальный доход от покупки облигаций за 960 тыс., если цены возросли на 20 %.

Задача 2. Экономическая ситуация характеризуется следующими условиями:

С = 80 + 0,8y v; I = 100 – 10i; L = 0,6y – 10i; G = 60; М = = 200; р = 2; t y = 0,2.

Пe = 0. Если предельная склонность к потреблению понизится до 0,6, как изменится объем предложения денег?

Напишите экономический диктант:

1. Графически изобразите функцию спроса на деньги.

2. Назовите объекты рынка ценных бумаг.

3. Напишите формулу, по которой определяется текущая стоимость бессрочной облигации.

4. Чему равна цена денег?

5. Как определяется денежная масса?

6. От чего зависит денежная база?

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Доход и процентная ставка как факторы спроса на деньги в кейнсианской концепции и в модели Баумоля – Тобина.

2. Применение теории оптимального портфеля ценных бумаг в российской практике.

3. Современные концепции ценообразования на рынке рисковых активов.

4. Финансовый рынок и кризисные явления в российской экономике.

Занятие 10

Наши рекомендации