Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем

Отвечаем:

1. Почему наклон бюджетной линии не может быть положительным?

2. Как уменьшение предельных норм замещения У на Х влияет на форму кривых безразличия?

3. Почему кривые безразличия для наборов из двух любых товаров должны иметь отрицательный наклон?

Обсуждаем и дискутируем

1. Если на одной оси откладывать количество яда, а на другой – противоядия, как могут выглядеть кривые безразличия и что они будут означать?

2. Может ли случиться так, что выбор любой точки на бюджетной линии принесет потребителю одинаковую полезность?

3. Верно ли утверждение: если вам известен наклон бюджетной линии (для двух товаров), то вам известны цены этих двух товаров?

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Выберите правильный ответ

1. Карта безразличия экстравагантного потребителя представлена на рисунке 2.1.

Рис. 2.1

Мы можем сказать, что оптимум потребителя будет в точке:

а) А; б) В; в) С; г) не отмеченной на рисунке.

2. На какой аксиоме основано доказательство невозможности пересечения кривых безразличия:

а) транзитивности;

б) ненасыщения;

в) независимости потребителя;

г) полной упорядоченности.

3. Предположим, что потребитель имеет доход 8 ден. ед. Цена товара А равна 1 ден. ед., а цена товара В – 0,5 ден. ед. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии?

а) 8А и 1В;

б) 7А и 1В;

в) 6А и 6В;

г) 5А и 6В;

д) 4А и 4В.

4. Предположим, что первокурсник Петров имеет недельный бюджет 40 ден. ед. и должен определить свои потребительские возможности. Так как родители платят за квартиру и питание, Петров покупает только две вещи на свои деньги: пиво и СД. Если пиво стоит 8 ден. ед. за банку, а СД – 5 ден. ед. каждый, начертите бюджетное ограничение Петрова, откладывая по вертикали пиво (А), по горизонтали – СД (В).

а) Область возможностей бюджета для потребительского выбора Петрова – это треугольник _____________.

б) Компромисс между пивом и СД, стоящий перед Петровым: __________ банок пива за каждый альбом. Соотношение, по которому пиво может быть обменено на СД, характеризуется (пересечением/ наклоном/ пределом) _________ линии бюджетного ограничения.

в) Если цена СД увеличится с 5 до 8 ден. ед., то линия бюджетного ограничения (сдвинется / повернется) __________ (наружу / внутрь) _________, показывая, что Петров может купить (больше / меньше) ___________ СД.

г) На вашем графике нарисуйте новое бюджетное ограничение для Петрова, если цена СД – 8 ден. ед. При новом компромиссе между пивом и СД от __________ банок пива пришлось отказаться из-за каждого дополнительного СД. Угловой коэффициент линии нового бюджетного ограничения __________.

д) Пусть цена пива снизилась с 5 ден. ед., в то время как цена СД осталась 8 ден. ед. Нарисуйте новое бюджетное ограничение.

Решите задачу

2.1. Бюджетная линия Ивана пересекает одну из его кривых безразличия в точках с координатами: у1= 6; х1= 2; у2 = 2; х2= 4. Определить бюджет Ивана, если известно, что цена товара У равна 3 ден. ед.

2.2. Функция полезности Владимира имеет вид: TU = Qa0,5Qв0,25. Определить функцию спроса по цене на благо В при бюджете потребителя, равном 30 ден. ед.

2.3. Предельная полезность масла для Константина зависит от его количества: MU м = 40 – 5Qм. Предельная полезность хлеба для него MU x = 20 – 3Qx. Цена 1 кг масла 5 ден. ед.; цена батона хлеба 1 ден. ед. Общий доход Константина 20 ден. ед. в неделю. Какое количество хлеба и масла потребляет Константин в состоянии равновесия?

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Влияние ценовых и неценовых факторов на спрос в современной России.

2. Применение модели потребительского выбора при покупке ценных бумаг.

3. Анализ характеристик потребительского спроса, предложенный К. Ланкастером.

Прокомментируйте статью Х. Лейбенстайна «Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса» // Вехи экономической мысли. – Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса. – СПб., 1999. – С. 304–325.

Сочините экономическое эссе на любую из тем:

1. После либерализации цен появилась фраза «Хожу в магазин, как в музей: все есть, но ни к чему не подступишься».

2. Рубль – ум, а два рубля – два ума. (Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в 2 томах. – М., 1984.)

3. «Люди обычно идут путями, проложенными другими, и действуют, подражая какому-либо образцу, но так как невозможно ни неуклонно следовать этими путями, ни сравняться в доблести с теми, кого мы избираем за образец, то человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравняться с ними в доблести, то хотя бы исполниться их духа».

Макиавелли

Занятие 3

Наши рекомендации