Виды рынков. Тесты ЕГЭ - экономика.
1. Повышение уровня безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных мест в сфере высоких технологий и услуг характеризует ситуацию на рынке
1) фондовом
2) капиталов
3) труда
4) товаров и услуг
2. Фондовая биржа в условиях финансового кризиса объявляет о снижении курса акций крупных компаний. Данный факт иллюстрирует ситуацию на рынке
1) товаров
2) материалов
3) капиталов
4) инноваций
3. Современный рынок характеризует
1) сочетание рыночного и государственного регулирования
2) полное устранение экономического планирования
3) стабильность цен на товары массового спроса
4) централизованное распределение ресурсов
4. Рост спроса на цветы в канун Международного женского дня приводит к повышению цен на них. Это отражает ситуацию на рынке
1) товаров и услуг
2) капиталов
3) труда
4) инноваций
5. На фондовой бирже в условиях финансового кризиса произошло снижение курса акций крупных компаний. Примером функционирования какого рынка является данный факт?
1) недвижимости
2) труда
3) капиталов
4) инноваций
6. Рост популярности кафе с разнообразным ассортиментом десертов резко повысил потребность в таких специалистах, как кондитеры. Какую особенность рынка труда иллюстрирует этот пример?
1) связь спроса на труд со спросом на товары и услуги
2) мобильность работников
3) высокую конкуренцию работников
4) установление определённого уровня безработицы
7. Что содействует эффективности производства в условиях рынка?
1) введение новых налогов
2) государственное регулирование затрат производства
3) экономическая свобода производителей
4) устранение разделения труда
8. Существует несколько значений «экономика». Какое положение иллюстрирует экономику как науку?
1) производство большой партии новых пылесосов
2) оказание населению медицинских услуг
3) развитие телекоммуникационных сетей и сетей мобильной связи
4) изучение моделей функционирования рынка труда
9. Повышение уровня безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных мест в сфере высоких технологий и услуг характеризуют ситуацию на рынке
1) информации
2) средств производства
3) товаров и услуг
4) труда
10. Рынок мобильной связи области Z контролируется одной крупной компанией, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.
1) рынок товаров
2) совершенная конкуренция
3) региональный рынок
4) рынок услуг
5) монополия
6) рыночный дефицит
11. В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.
1) рынок средств производства
2) чистая конкуренция
3) местный рынок
4) рыночный дефицит
5) монополия
6) рынок услуг
12. В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.
1) рынок товаров и услуг
2) избыток продукции
3) местный рынок
4) рынок информации
5) чистая конкуренция
6) олигополия
13. Росту сбережений потребителей в первую очередь способствует
1) улучшение качества товаров и услуг
2) увеличение доходов
3) отсутствие дефицита товаров
4) увеличение подоходного налога
14. Конкуренция производителей оказывает непосредственное влияние на
1) повышение покупательной способности
2) появление количества товаров лучшего качества
3) стабильность индивидуальных доходов
4) увеличение потребительского бюджета
15. Верны ли следующие суждения о типе рыночной структуры, именуемой монополией?
А. Для монополии характерным признаком является наличие одного продавца.
Б. Для монополии характерным признаком является формирование цены на товар исключительно продавцом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16. Конкуренция важна, потому что она
1) способствует росту цен
2) способствует снижению качества товаров и услуг
3) способствует увеличению разнообразия предлагаемых товаров и услуг
4) заставляет производителей повышать затраты на производство товаров и услуг
17. Верны ли следующие суждения о сущности равновесного состояния рынка какого-либо товара?
А. Цены на рынке товара целиком и полностью устраивают покупателей.
Б. Количество товара, которое продавцы готовы продать по конкретной цене, совпадает с количеством товара, которое покупатели готовы купить по этой цене.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
18. Запишите слово, пропущенное в схеме.
19. Какое слово пропущено в таблице?
ФУНКЦИИ РЫНКА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Информационная | Рынок предоставляет информацию о ценах, дефицитах и избытке товара |
Регулирующая | С помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара |
... | Рынок связывает воедино производителей и потребителей |
20. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
рынок сырья | рынок земли | рынок ресурсов |
рынок труда | рынок оборудования |
21. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
несовершенство рынка | невозможность производства общественных благ | компенсация внешних эффектов |
монополизация рынков | неравенство доходов |
22. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «конкуренция». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) монополия | 2) монопсония | 3) кооператив |
4) олигополия | 5) совершенная конкуренция | 6) корпорация |
23. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок средств производства | 2) монополия | 3) местный рынок |
4) рынок услуг | 5) олигополистический рынок | 6) фондовый рынок |
24. Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Под конкуренцией понимается сотрудничество между участниками рыночного хозяйства для объединения усилий по улучшению условий производства и купли-продажи.
2) Конкуренция ограничивает возможность создания монополий.
3) Конкуренция способствует стремлению производителей к удешевлению производства и внедрению более рациональных методов хозяйствования.
4) Конкуренция способствует снижению расходов на рекламу.
5) Конкуренция создаёт возможность выбора для потребителя.
25. В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства, все находятся в равных условиях. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров
2) местный рынок
3) олигополия
4) региональный рынок
5) избыток продукции
6) чистая (совершенная) конкуренция
26. Большинство авиастроительных корпораций останавливает свой выбор на двигателях, произведённых одной из трёх компаний крупнейших в мире производителей авиационных двигателей. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров
2) монополия
3) мировой рынок
4) олигополия
5) фондовый рынок
6) местный рынок
27. Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Конкуренция между производителями выступает регулятором хозяйства во всех экономических системах.
2) В условиях рынка конкуренция ведет к снижению издержек производства.
3) Одним из последствий конкуренции является разорение части производителей.
4) Главным видом конкуренции в условиях рынка является конкуренция потребителей за лучшие товары и услуги.
5) Конкуренция стимулирует рост производительности труда.
28. Установите соответствие между объектами продажи и рынками, на которых они продаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБЪЕКТЫ ПРОДАЖИ | ВИДЫ РЫНКОВ | |
A) Программное обеспечение Б) Потребительские кредиты B) Приватизационный чек Г) Валюта | 1) Рынок финансовых услуг 2) Рынок ценных бумаг 3) Рынок интеллектуальной собственности |
29. В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка
1) рынок средств производства
2) чистая конкуренция
3) местный рынок
4) рыночный дефицит
5) монополия
6) рынок услуг
30. Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) совершенная конкуренция
3)региональный рынок
4)рынок товаров
5)олигополия
6) рыночный дефицит
31. На рынке сотовой телефонной связи страны А. действуют три крупных оператора, диктующих цены на тарифные планы. Выберите из перечня характеристики данного рынка.
1) национальный
2) олигополия
3) монополия
4) услуг
5) финансовый
32. Рынок мобильной связи области Z контролируется одной крупной компанией, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка
1) региональный рынок
2) монополия
3) совершенная конкуренция
4) рынок услуг
5) рыночный дефицит
6) рынок товаров
33. Чтобы не уступить рынок японским производителям, американские автомобильные компании «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» стали усиленно работать над повышением качества своих машин. Какие экономические явления могут быть проиллюстрированы данной ситуацией?
1) факторы производства
2) конкуренция
3) олигополия
4) специализация
5) инфляция
6) стагнация
34. Найдите в приведённом ниже списке примеры функционирования рынка капитала. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Исходя из объёма клиентских заказов, автомобильный рынок должен сохранить стабильность.
2) Пациенты готовы платить большую цену, чтобы получить медицинскую помощь лучшего качества.
3) В условиях финансового кризиса произошло снижение курса акций крупных компаний.
4) За достаточно короткий промежуток времени сложился современный рынок образовательных услуг.
5) Пяти банкам запретили продажу облигаций в евро и выпуск акций в пользу европейских инвесторов.
6) Снижение рынка традиционной телефонной связи компенсируют доходы от услуг мобильной связи и передачи данных.
35. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Основная проблема для экономики — это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными ___________ (А) для их удовлетворения.
Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________ (Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического ___________ (В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т. д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удовлетворить, нужны ___________ (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор — это ___________ (Д), что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________ (Е) в любой сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________ (Ж) как важнейшего фактора экономического развития.»
1) капитал | 2) производство | 3) возможности |
4) ресурсы | 5) прогресс | 6) нехватка |
7) информация | 8) земля | 9) труд |
36. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д)проводит ________(Е) политику ».
1) ассортимент | 2) покупатель | 3) продавец |
4) монополия | 5) конкуренция | 6) товарищество |
7) государство | 8) разнообразный | 9) антимонопольный |
37. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Важное значение в экономических процессах играет так называемый закон спроса. Действие этого закона полнее всего проявляется в рыночной экономике свободной __________ (1). __________ (2) определяется экономистами как общее количество товара, которое __________ (3) в каждый конкретный момент времени желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести по определённым ценам. Этот закон означает, что при равных прочих условиях объем спроса уменьшается по мере увеличения __________ (4). Надо, однако, отметить, что изменение цены и изменение спроса на __________ (5) не находятся в прямой пропорциональной зависимости. В рыночной экономике существует ещё много факторов, влияющих на __________ (6) цены и спроса»
А) цена
Б) потребитель
В) производитель
Г) спрос
Д) производство
Е) конкуренция
Ж) товар
З) стоимость
И) соотношение
Часть С.
Изучение взаимодействия спроса и предложения, конкуренции как основных инструментов ценообразования позволяет вести результативный поиск элементов эффективного механизма рыночной саморегуляции…
В условиях рыночной экономики цена выполняет ряд важных функций.
Цены передают информацию… Система цен автоматически распространяет информацию для всех участников рынка об устойчивом росте или снижении спроса на тот или иной вид товара. Это побуждает их наращивать или, наоборот, сокращать объём производства до тех пор, пока вновь рост или падение цен не пошлют сигналы о дефиците или перепроизводстве товарной продукции.
В современных условиях в развитых странах Запада действие ценовой системы значительно упрощено благодаря функционированию высокоорганизованных рынков, обладающих развитой инфраструктурой. Вместе с тем, ценовая система усложнена благодаря искажениям ценовой информации, что объясняется рядом причин. Прежде всего, стоит отметить вмешательство государства в экономические процессы. Негативную роль играет деятельность монополий, стремящихся к извлечению максимально высокой прибыли, в том числе путём взвинчивания цен. Искажающим фактором является также инфляция, особенно если она имеет высокий уровень и неустойчивый характер.
Цены выполняют важную стимулирующую функцию. Каждое предприятие стремится снизить издержки производства, справедливо усматривая в этом один из проверенных временем рычагов роста прибыли. В этих целях используются достижения научно-технического прогресса, инновационные и конкурентоспособные технологии, ноу-хау, всевозможные виды менеджмента и др. Себестоимость продукции, трудоёмкость её выпуска являются основой формирования рыночных цен. Каждое предприятие располагает на этом пути своими возможностями и резервами, используя их для достижения поставленной цели. Тем самым цена стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, способствует снижению издержек производства и повышению качества продукции.
Цены участвуют в регулировании производства товаров и услуг, а также влияют на распределение доходов, на изменение структуры их использования. Эта функция вне государственного воздействия носит стихийный характер. Рост цен, например, способствует увеличению производства товаров, но до известных пределов, так как высокие цены ограничивают спрос.
38. Какие два основных инструмента рыночного ценообразования названы в тексте? В чём состоит значение информации, распространяемой системой цен?
39. Какие три причины, по мнению автора, обуславливают искажение ценовой информации?
40. Какие три функции цен в условиях рынка рассмотрены в тексте? Назовите их и проиллюстрируйте каждую конкретным примером.
41. Известно, что в условиях рынка цены устанавливаются под влиянием спроса и предложения. Однако, по мнению ряда экономистов, и в этих условиях государство не должно утрачивать контроль над ценами на товары и услуги. Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите три предположения о возможных формах и проявлениях подобного контроля.
42. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «случаи несостоятельности рынка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о несостоятельности рынка.
43. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.
44. Рынок спортивной одежды области Z поделён между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены. Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой выбор поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.
45.Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
Экономика: «Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Каннан).
Экономика: «Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей» (А. Смит).
Экономика: «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).