Тема 16. МОДЕЛИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Моделирование в исследовании экономических систем
Аналитический метод исследования экономических систем нередко осуществляется путем моделирования, одно из условий которого состоит в том, что функциональное соотношение основных параметров экономической системы не должно меняться в течение рассматриваемого периода. Однако это условие зачастую трудно выполнимо, особенно при наличии переходной экономики.
Особой осторожности требует интерпретация причин выявленных закономерностей. Нередко исследователь объясняет полученные результаты воздействием одной переменной на другую, однако его оппоненты указывают, что те же результаты можно получить вследствие обратного воздействия либо воздействия на обе переменные третьего фактора.
Моделирование рынка труда предполагает учитывать, что в этой модели действуют, с одной стороны, предприниматели в качестве продавцов товара и «покупателей» рабочей силы, а с другой стороны — домашние хозяйства в качестве покупателей товаров и «продавцов» своей рабочей силы. Моделирующий эту ситуацию экономист должен объективно учесть двусторонние экономические интересы, которые могут проявляться в четких статистических критериях, а иногда в косвенных, но не менее существенных факторах.
Моделирование социально-экономических процессов с предварительной диагностикой — важнейшая предпосылка государственного регулирования экономики и разработки прогнозов.
Метод прогнозирования
Государственное прогнозирование — это система научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны.
В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование становится начальной стадией, основой всей системы управления: изменение в условиях рынка траекторий развития, увеличение выбора его вариантов, усиление интенсивности поиска выходов из негативных ситуаций достигается с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей. Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.
Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации.
Например, прогнозы занятости населения строятся на основе демографических, социальных, научно-технических, экологических, внешнеэкономических, отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных сфер деятельности. Результатом государственного прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и разработки концепции развития страны.
Основу научного прогноза составляют знания:
а) о существе процессов в прогнозируемой системе в течение характерного времени ее развития (т.е. в течение полного цикла * развития системы или ее части);
б) об изменении за это же время внешних условий, в которых данная система развивается;
в) о состоянии и тенденциях развития на момент составления прогноза и о степени совпадения прогнозируемой направленности развития с направленностью событий, предопределяемых конкретными управляющими действиями.
Комплексные прогнозные исследования предполагают использование нескольких методов, каждый из которых предназначен для решения специального класса задач, возникающих на различных этапах разработки прогноза.
Исходным моментом в разработках нормативных прогнозов является задание конечной цели развития процесса. Главная проблема исследования — согласование этой отдаленной цели с действиями в настоящем и будущем времени, которые необходимо предпринять для ее достижения. Одна из задач экспертов — построение так называемого графа событий сверху вниз: от исходной цели (вершины графа) до его основания. Каждое событие — это условие для достижения события верхнего уровня.
Прогнозирование таких социально-экономических процессов, как занятость населения и рынок труда, учитывает систему трудовых балансов, которая включает в себя совокупность балансов, характеризующих различные стороны воспроизводства трудовых ресурсов. С помощью этих балансов выявляются важнейшие закономерности использования трудовых ресурсов как по стране в Целом, так и по ее отдельным (как правило, наиболее крупным) регионам. Поэтому наряду со сводным балансом трудовых ресурсов составляются частные трудовые балансы или выполняются расчеты по отдельным элементам баланса рабочей силы. Данные трудовых балансов используются для определения общей численности трудовых ресурсов, уровня занятости населения, структуры работающих по профессиям и т.д.
Условные допущения относительно функционирования рынка товаров определяют ситуацию и на рынке труда. Эти допущения подразумевают во всех случаях полную приспособляемость предложения к спросу при заданных ценах, т.е. неизменной процентной ставке, цене на товары и ставке заработной платы, а также при неизменной величине основного капитала и имущественного капитала. Данное обстоятельство означает наличие возможности использования дополнительной рабочей силы для увеличения дополнительного производства.
Такого рода ситуация характеризует краткосрочное равновесие при наличии конъюнктурной и вынужденной безработицы. В условиях данного равновесия производители готовы предложить любое запрашиваемое потребителями количество товаров по господствующей на рынке цене на товары, а наемные работники — предложить любое запрашиваемое работодателями количество работы по заданной ставке заработной платы.
Безработица — постоянный спутник рыночной экономики, результат взаимодействия между спросом на рынке на рабочую силу и ее предложением. Прогнозирование уровня безработицы чаще всего строится на устойчивой зависимости: в период спада экономики безработица увеличивается, а в периоды подъема снижается, но всегда есть люди, ищущие работу.
Безработица измеряется двумя основными показателями: ее уровнем и ее продолжительностью. Уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в общей численности экономически активного населения, а продолжительность безработицы определяет, сколько времени люди не имели работы. Сопоставив уровень безработицы с ее продолжительностью, можно оценить ее значимость. При более высоком уровне безработицы, но незначительной ее продолжительности ситуация может быть более благоприятной, чем при обратных величинах.
Чрезмерная безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Основная экономическая цена безработицы — несозданный продукт.
Другие издержки — необходимость содержания безработных, а также возможность массовых волнений, которые могут привести к социальным и политическим переменам. Поэтому государство регулирует занятость (и, следовательно, безработицу) на рынке труда. Главное в этом процессе — проведение активной политики занятости, что не исключает социальной защиты от вынужденной безработицы.
Социальное проектирование
Социальное проектирование, ориентированное в том числе на предотвращение безработицы для наиболее экономически активной части населения, связано с понятием «человеческий капитал», под которым подразумевается имеющийся запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в человеческий капитал могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. При вкладывании своих средств в образование человек ведет себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки.
В зарубежной экономической практике понятие «человеческий капитал» используется уже на уровне теоретического обоснования. В частности, Г. Беккер первым осуществил практический, статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто ограничился окончанием средней школы. В составе издержек обучения в качестве главного элемента выделялись «потерянные заработки», т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. (По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование их человеческого капитала.) Сопоставление выгод и издержек образования дает возможность подсчитать рентабельность вложений в человека. По выкладкам Беккера, в США отдача высшего образования находится на уровне 10—15%, что превышает показатели прибыльности для большинства фирм. Это подтверждало его предположение о рациональности поведения студентов и их родителей.
Большое теоретическое значение имело введенное Беккером различие между специальными и общими инвестициями в человека (и шире — между общими и специфическими ресурсами вообще).
Реализация знания обусловливается управленческой технологией, т.е. превращением знания в организационный проект, схему, план, способ сборки, правильную расстановку ресурсов.
Как только мы это признаем, индустриальная цивилизация завершается, массовое производство перестает быть источником богатства, особенно на фоне возрастающей конкуренции развивающихся стран, которые выбрасывают на рынок все больше дешевых и качественных товаров.
Источником богатства в человеческом капитале становится то, что производит новые знания: культура, образование, умение мыслить, способы мышления, технология инженерных решений, научные исследования, проектные разработки. Теория интеллектуального капитала продуцирует понятие «интеллектуалоемкого производства». Основным элементом создания стоимости оказывается уже не само знание, а способы его использования. Факторами экономического роста традиционно считаются технология, человеческий капитал (образованность и навыки людей) и экономия от масштаба (уменьшение издержек с ростом масштабов рынка).
Согласно теории человеческого капитала качество рабочей силы — один из основных факторов экономического роста. В свою очередь, качество рабочей силы определяется уровнем человеческого капитала, который включает в себя способности, знания, умения, компетенцию, присущие индивидам. Важнейшими формами его являются образование, повышение квалификации и трудовая миграция.