Тема 16. МОДЕЛИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Моделирование в исследовании экономических систем

Аналитический метод исследования экономических систем неред­ко осуществляется путем моделирования, одно из условий которого состоит в том, что функциональное соотношение основных парамет­ров экономической системы не должно меняться в течение рассмат­риваемого периода. Однако это условие зачастую трудно выполни­мо, особенно при наличии переходной экономики.

Особой осторожности требует интерпретация причин выявлен­ных закономерностей. Нередко исследователь объясняет получен­ные результаты воздействием одной переменной на другую, од­нако его оппоненты указывают, что те же результаты можно по­лучить вследствие обратного воздействия либо воздействия на обе переменные третьего фактора.

Моделирование рынка труда предполагает учитывать, что в этой модели действуют, с одной стороны, предприниматели в качестве продавцов товара и «покупателей» рабочей силы, а с другой сторо­ны — домашние хозяйства в качестве покупателей товаров и «про­давцов» своей рабочей силы. Моделирующий эту ситуацию эконо­мист должен объективно учесть двусторонние экономические инте­ресы, которые могут проявляться в четких статистических критериях, а иногда в косвенных, но не менее существенных факторах.

Моделирование социально-экономических процессов с пред­варительной диагностикой — важнейшая предпосылка государ­ственного регулирования экономики и разработки прогнозов.

Метод прогнозирования

Государственное прогнозирование — это система научно обосно­ванных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны.

В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирова­ние становится начальной стадией, основой всей системы управ­ления: изменение в условиях рынка траекторий развития, увели­чение выбора его вариантов, усиление интенсивности поиска вы­ходов из негативных ситуаций достигается с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной эко­номике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (го­сударственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей. Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации.

Например, прогнозы занятости населения строятся на основе де­мографических, социальных, научно-технических, экологических, внешнеэкономических, отраслевых, региональных и других прогно­зов отдельных сфер деятельности. Результатом государственного про­гнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и разработки концепции развития страны.

Основу научного прогноза составляют знания:

а) о существе процессов в прогнозируемой системе в течение характерного времени ее развития (т.е. в течение полного цикла * развития системы или ее части);

б) об изменении за это же время внешних условий, в которых данная система развивается;

в) о состоянии и тенденциях развития на момент составления прогноза и о степени совпадения прогнозируемой направленнос­ти развития с направленностью событий, предопределяемых кон­кретными управляющими действиями.

Комплексные прогнозные исследования предполагают исполь­зование нескольких методов, каждый из которых предназначен для решения специального класса задач, возникающих на различных этапах разработки прогноза.

Исходным моментом в разработках нормативных прогнозов является задание конечной цели развития процесса. Главная про­блема исследования — согласование этой отдаленной цели с дей­ствиями в настоящем и будущем времени, которые необходимо предпринять для ее достижения. Одна из задач экспертов — пост­роение так называемого графа событий сверху вниз: от исходной цели (вершины графа) до его основания. Каждое событие — это условие для достижения события верхнего уровня.

Прогнозирование таких социально-экономических процессов, как занятость населения и рынок труда, учитывает систему тру­довых балансов, которая включает в себя совокупность балансов, характеризующих различные стороны воспроизводства трудовых ресурсов. С помощью этих балансов выявляются важнейшие за­кономерности использования трудовых ресурсов как по стране в Целом, так и по ее отдельным (как правило, наиболее крупным) регионам. Поэтому наряду со сводным балансом трудовых ресур­сов составляются частные трудовые балансы или выполняются расчеты по отдельным элементам баланса рабочей силы. Данные трудовых балансов используются для определения общей числен­ности трудовых ресурсов, уровня занятости населения, структу­ры работающих по профессиям и т.д.

Условные допущения относительно функционирования рын­ка товаров определяют ситуацию и на рынке труда. Эти допуще­ния подразумевают во всех случаях полную приспособляемость предложения к спросу при заданных ценах, т.е. неизменной про­центной ставке, цене на товары и ставке заработной платы, а также при неизменной величине основного капитала и имущественно­го капитала. Данное обстоятельство означает наличие возможно­сти использования дополнительной рабочей силы для увеличения дополнительного производства.

Такого рода ситуация характеризует краткосрочное равновесие при наличии конъюнктурной и вынужденной безработицы. В ус­ловиях данного равновесия производители готовы предложить любое запрашиваемое потребителями количество товаров по гос­подствующей на рынке цене на товары, а наемные работники — предложить любое запрашиваемое работодателями количество работы по заданной ставке заработной платы.

Безработица — постоянный спутник рыночной экономики, ре­зультат взаимодействия между спросом на рынке на рабочую силу и ее предложением. Прогнозирование уровня безработицы чаще всего строится на устойчивой зависимости: в период спада эко­номики безработица увеличивается, а в периоды подъема снижа­ется, но всегда есть люди, ищущие работу.

Безработица измеряется двумя основными показателями: ее уров­нем и ее продолжительностью. Уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в об­щей численности экономически активного населения, а продолжи­тельность безработицы определяет, сколько времени люди не имели работы. Сопоставив уровень безработицы с ее продолжительностью, можно оценить ее значимость. При более высоком уровне безрабо­тицы, но незначительной ее продолжительности ситуация может быть более благоприятной, чем при обратных величинах.

Чрезмерная безработица влечет за собой серьезные экономи­ческие и социальные издержки. Основная экономическая цена безработицы — несозданный продукт.

Другие издержки — необходимость содержания безработных, а также возможность массовых волнений, которые могут привести к социальным и политическим переменам. Поэтому государство регулирует занятость (и, следовательно, безработицу) на рынке труда. Главное в этом процессе — проведение активной политики занятости, что не исключает социальной защиты от вынужденной безработицы.

Социальное проектирование

Социальное проектирование, ориентированное в том числе на предотвращение безработицы для наиболее экономически актив­ной части населения, связано с понятием «человеческий капитал», под которым подразумевается имеющийся запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в человеческий капитал могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здо­ровья, географическая мобильность, поиск информации. При вкладывании своих средств в образование человек ведет себя ра­ционально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки.

В зарубежной экономической практике понятие «человеческий капитал» используется уже на уровне теоретического обоснования. В частности, Г. Беккер первым осуществил практический, статисти­чески корректный подсчет экономической эффективности образова­ния. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались по­жизненные заработки тех, кто ограничился окончанием средней шко­лы. В составе издержек обучения в качестве главного элемента вы­делялись «потерянные заработки», т.е. доход, недополученный уча­щимися за годы учебы. (По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирова­ние их человеческого капитала.) Сопоставление выгод и издержек об­разования дает возможность подсчитать рентабельность вложений в человека. По выкладкам Беккера, в США отдача высшего образова­ния находится на уровне 10—15%, что превышает показатели при­быльности для большинства фирм. Это подтверждало его предполо­жение о рациональности поведения студентов и их родителей.

Большое теоретическое значение имело введенное Беккером раз­личие между специальными и общими инвестициями в человека (и шире — между общими и специфическими ресурсами вообще).

Реализация знания обусловливается управленческой техноло­гией, т.е. превращением знания в организационный проект, схе­му, план, способ сборки, правильную расстановку ресурсов.

Как только мы это признаем, индустриальная цивилизация завершается, массовое производство перестает быть источником богатства, особенно на фоне возрастающей конкуренции разви­вающихся стран, которые выбрасывают на рынок все больше де­шевых и качественных товаров.

Источником богатства в человеческом капитале становится то, что производит новые знания: культура, образование, умение мыс­лить, способы мышления, технология инженерных решений, на­учные исследования, проектные разработки. Теория интеллекту­ального капитала продуцирует понятие «интеллектуалоемкого про­изводства». Основным элементом создания стоимости оказывается уже не само знание, а способы его использования. Факторами эко­номического роста традиционно считаются технология, человечес­кий капитал (образованность и навыки людей) и экономия от мас­штаба (уменьшение издержек с ростом масштабов рынка).

Согласно теории человеческого капитала качество рабочей си­лы — один из основных факторов экономического роста. В свою очередь, качество рабочей силы определяется уровнем человечес­кого капитала, который включает в себя способности, знания, уме­ния, компетенцию, присущие индивидам. Важнейшими форма­ми его являются образование, повышение квалификации и тру­довая миграция.

Наши рекомендации