Тема 10. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ И СПОСОБОВ ЕДИНИЦ НАБЛЮДЕНИЯ

Получение информации об объекте исследования является одной из основных составляющих статистического исследования. При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче; 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Метод опроса

Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования.

Основное назначение: получить социальную информацию о состоянии (общественного, группового, коллективного, индивидуального) мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация отражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически в виде вопросов исследовательских задач и категорий анализа.

Область применения: опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Разновидности опросов: анкетирование, почтовый опрос, прессовый опрос, телефонный опрос, интервью.

Основные требования к проведению опроса: четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопросов задачам исследования; доступность формулировок пониманию респондентов; соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения; учет особенностей и компетенции респондентов и интервьюеров; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опросов; все вопросы должны быть пронумерованы, чтобы снизить искажение результатов; начинайте с наиболее безобидных и простых вопросов; следите за тщательной формулировкой наиболее важных вопросов; постановка вопроса должна конкретизировать, сколько вариантов ответов возможно указать.

Программа проведения опросов включает все основные элементы программы социологического исследования. Особое внимание уделяется определению исследовательских задач, построению категорий анализа, их эмпирическому выражению в качестве вопросов респонденту.

Объект опроса – социальная общность, группа, коллектив, индивид. Предмет опроса – субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении респондентов и характеризующая их социальное поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их жизни.

Вопрос – письменное или устное обращение к респонденту с целью выявления его мнения, которое может служить в качестве данных, относящихся к предметному содержанию исследования. Вопрос к респонденту – результат эмпирической интерпретации задачи, опорных понятий исследований, его гипотез. Вопрос – операциональное выражение, способ фиксации категорий анализа.

Анкета (опросный лист, опросник) – структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Это основной инструмент сбора информации в ходе опроса, фиксируемый в виде устных или письменных ответов респондентов. Создание опросников – это один из важнейших этапов при изучении мнения. Это интеративный процесс, который нельзя торопить, потому что никакой последующий анализ не компенсирует ошибки первичных опросников.

Респондент (от лат. слова Respondere – отвечать, осведомлять) – лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации. В оценке значимости представленной респондентами информации важно знать их социальное положение, уровень компетентности по содержанию поставленных вопросов, социально-психологические особенности.

Интервьюер (анкетер) – лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами.

Обстановка – место проведение опроса. Выбор места проведения опроса определяется спецификой исследования, его целями, возможностями респондентов. Ведущим критерием выбора служит приближение обстановки опроса к тем ситуациям, которые затрагиваются в вопроснике.

Наши рекомендации