Общая и предельная полезность товара

Участники потребительского рынка принимают свои решения, опираясь на ценовую информацию. Вместе с тем они не воспринимают прейскуранты и цены товаров в них указанные, как нечто данное. Ознакомление с ценой товара на рынке - лишь первый этап потребительского поведения. В дальнейшем покупатель приценивается к товару и решает, соответствует ли товар цене или нет. На основе чего покупатель решает эту задачу? На основе тoгo, что товар имеет полезность. Покупатель соотносит цену товара с его полезностью.

Если соотношение цены и полезности удовлетворяет покупателя, то он приобретает товар, если нет, то он воздерживается от этого. Покупатель, таким образом, активно воздействует на процесс ценообразования на рынке. Цена, которая формируется на основе интересов покупателя-выразителя спроса, называется ценой спроса. Цена спроса базируется на таком свойстве товара, как полезность.

Экономическая теория рассматривает полезность иначе, чем естественные науки. Агроном даст исчерпывающую характеристику полезности помидоров (вкус, витаминный состав, внешний вид и т.д.). Товаровед судит о полезных качествах одежды и обуви. Полезность товара, оцениваемая агрономом или товароведом, определяется объективными свойствами товара. В экономической теории полезность рассматривается в рамках рыночных отношений, прежде всего отношений спроса и потребления покупаемых товаров. На первый план выдвигаются субъективные оценки полезности, осуществляемые покупателем как потребителем товара. Полезность, или полезный эффект, здесь определяется, как способность товара удовлетворить покупателя в процессе его потребления. Удовлетворение от потребляемого товара - основа оценки полезности, которая приобретает экономическое значение в условиях рынка. Это удовлетворение может быть описано в терминах субъективных оценок покупателя (например, насыщенность, удовольствие и т.п.).

Существуют два подхода в исследовании категории полезности кардиналистский и ординалистский. Рассмотрим сначала кардиналистский подход, его основные положения.

1.Полезность - субъективная категория. Субъективная оценка полезности имеет единую основу, или общий знаменатель субъективных ощущений и реакций покупателей, которые определяют полезность потребляемых товаров. Наличие единого показателя субъективной оценки для всех потребляемых товаров дает возможность устанавливать различие и равенство их полезностей. Поиски такого показателя были довольно длительными, но закончились безрезультатно. Поэтому кардиналисткий подход в этом смысле считается устаревшим. Однако выводы, которые можно сделать, опираясь на него, очень важны. В дальнейшем изложении будем предполагать наличие единого показателя субъективной оценки (U), в теоретическом анализе это допустимо.

2. Общая полезность и предельная полезность. Общая полезность определяет суммарную полезность товара по мере увеличения его покупок и роста уровня его потребления. Суммарная полезность увеличивается за счет прироста дополнительного потребления товара. Допустим, речь идет о покупателе яблок. С увеличением количества покупаемых яблок ежедневное потребление возрастает, допустим, с 1 до 10 яблок. Возрастает общая полезность яблок, общая полезность 10 яблок больше, чем 1 яблока. Общая полезность возрастает за счет полезности второго яблока, третьего, четвертого и т.д. Полезность дополнительного яблока (товара вообще) называется предельной его полезностью. Иногда предельную полезностью называют полезностью последнего товара, или относительной полезностью.

3. Предельная полезность товара снижается по мере роста его потребления. Здесь нет противоречия. На первый взгляд представляется, что в физическом отношении первое яблоко такое же, как и десятое (мы отвлекаемся здесь от различий в сорте яблок, их величине и т.п.). Для агронома все 10 яблок, за некоторыми исключениями, одинаково полезны. Однако, как только он станет покупателем и потребителем яблок, то он убедится в том, что с ростом их потребления каждое новое дополнительное яблоко будет иметь для него все меньшую полезность. На основе своей субъективной оценки он установит, что полезность первых яблок выше, чем полезность последних яблок, хотя в физическом отношении яблоки не изменились. Более того, в процессе потребления яблок последнее, десятое, яблоко вообще может не иметь какой-то полезности.

Если товар имеет многоцелевое назначение, то его полезность может зависеть от субъективной оценки той потребности, которую он удовлетворяет. Один из основоположников теории предельной полезности Бём-Баверк приводит такой пример. Он рассматривает отдельное хозяйство поселенца-колониста, который располагает 5 мешками зерна. Первый мешок ему необходим, чтобы обеспечить себе минимальное пропитание и не умереть от голода; второй - чтобы жить более сытно и здоровее; третий мешок тоже идет на то, чтобы питаться, но более разнообразно, он нужен для откорма птицы и получения мяса; четвертый и пятый мешки предназначены для того, чтобы жить веселее: зерно используется для приготовления спирта и на корм попугая для развлечения. Субъективная оценка полезности каждого мешка определяется значимостью той потребности, которую он удовлетворяет. Полезность первого мешка самая большая, а пятого самая низкая.

Разъясним понятие предельной полезности товара и ее снижения с помощью рис. 3.2.

MU TU

(Предельная(ОбщаяTU

полезность MU полезность

товара)

товара)

Q(количество Q(количество

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 товара) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 товара)

Рис. 3.2. Предельная полезностьтовара.Рис.3.3. Общаяполезностьтовара.

MU - предельная полезность товара, выраженная в единицах полезности; Q - количество товаров, предназначенных для потребления в соответствующих единицах измерения (штуки, мешки и т.п.).

По мере роста потребления товара (например, дневного потребления яблок от 1 до 10 штук) предельная полезность(МU) его снижается. Или, если каждый новый дополнительный товар удовлетворяет все меньшую и меньшую по значимости потребность, предельная полезность его снижается (например, мешки зерна поселенца, удовлетворяющие по своей значимости различные потребности). Что касается общей полезности товара (Рис.3.3.) то TU растет, но все с меньшим и меньшим приращением, поскольку MU снижается.

4. Кардиналистская теория делает два вывода. Первый вывод состоит в том, что субъективные оценки полезности товара лежат в основе их рыночных оценок, или цен спроса. Цена спроса, или цена, которую дает покупатель товару, базируется на основе субъективных его выводов и обобщений. И второй, главный вывод. Ценообразующим фактором является не общая полезность, а предельная полезность товара. Это значит, что субъективная оценка предельной полезности товара распространяется на все купленные товары. Так, например, субъективная оценка пятого яблока становится оценкой для каждого из пяти купленных яблок. Итак, чем больше покупок товара, выше уровень его потребления, тем меньшую цену склонен дать покупатель этому товару.

5. Исходя из главного вывода, можно утверждать, что теоретическим доказательством отрицательного характера кривой спроса является снижение предельной полезности, Действительно, установленная на основе эмпирических данных кривая спроса тесно коррелируется с выясненной закономерностью снижения предельной полезности товара по мере увеличения его покупок и потребления.

6. Теория предельной полезности позволяет решить некоторые противоречия экономической жизни. Одно из них называется парадоксом А. Смита. Суть его состоит в следующем: почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможна жизнь, имеет низкую цену, в то время как алмазы, которые во времена А. Смита нужны были лишь для украшений, имеют очень высокую цену? Парадокс объясняется тем, что предельная полезность воды меньше предельной полезности алмазов, т.е. каждая дополнительная порция воды, в нормальных условиях, обходится дешевле, чем каждая дополнительна порция алмазов.

Теория предельной полезности объясняет дополнительную выгоду покупателя. Эта дополнительная выгода есть не что иное как экономия на суммарной полезности товара. Рассмотрим тот же пример с яблоками. Допустим, цена первого яблока 5 руб.; цена второго яблока ниже-4руб. 80 коп., так как предельная полезность его снижается; цена третьего яблока 4 руб. 50 коп., цена четвертого 4,00 руб. Подсчитаем экономию на суммарной полезности покупаемых товаров, полагая, что все покупаемые яблоки приобретаются по цене, определяемой предельной полезностью. Цена покупок двух яблок будет равна 4,80·2 = 9,60 руб. Если бы покупка совершалась по предшествующей цене яблока, то она равнялась бы 5,00 . 2 = 1О руб. Экономия, или выгода покупателя равна 40 коп. Цена покупок трех яблок будет равна 4,50·3 = 13,50руб. Если бы покупка совершалась по предшествующей 'цене яблока, то она равнялась бы 4,80·3= 14,40 руб. Экономия равна 90 коп. В последнем случае она равна:

(4,50 . 4) - (4,00 . 4) = 18,00- 16,00 = 2,00 руб.

Понятие предельной полезности до сих пор рассматривалось по отношению к одному товару. Но оно применимо и к совокупности товаров или к отраслевой их принадлежности. Товары и отрасли, их производящие, можно ранжировать на основе субъективной оценки той роли, которую они играют в обществе. Можно выделить ведущую группу товаров и отраслей, являющихся базовыми в обществе. Во времена физиократов сельское хозяйство считалось главной средой деятельности, сельскохозяйственные продукты ценились выше, чем промышленные изделия. В эпоху промышленной революции, которая началась в Англии в конце XVΙΙΙ в., экономическое развитие страны определялось производством хлопчатобумажных тканей, добычей металла, угля. Промышленные изделия стали цениться выше, чем сельскохозяйственные продукты. В настоящее время в развитых странах главное место занимают технологии и информации, полезность которых и, соответственно, цена, сейчас очень высокая. Ранг полезности и ценности этих благ выше остальных благ, производимых в обществе. Для иллюстрации этого положения воспользуемся табл.3.1.

Таблица 3.1.

Наши рекомендации