Методология микроэкономического анализа и экономическое моделирование

Методология микроэкономического анализа и экономическое моделирование

В метод. микроэкономич. Анализа широко применяется 2 метода:

1)Метод абстракции

2)Моделирование

Методология микроанализа базируется на априорно принимаемых логических умозаключениях, кот. выстраиваются в поведенческой модели. Модели используются для установления функциональных взаимосвязей между вводимыми в них элементами.

На основе интерпретации результатов этих взаимосвязей делаются выводы, которые служат для выдвижения гипотез.

Гипотезы выражают устойчивую связь между элементами модели , проверенные путем сопоставления с фактами хоз. практики .Гипотезы уточняются и принимают форму теории.

Теория выступает в качестве общепризнанного положения , верно объясняющего установленную взаимосвязь между явлениями реальной действительности и выступающего предсказательной силы.

Методология микроэкономического анализа базируется на ряде принципов:

1)Принцип экономического атомизма, предполагает анализ поведения людей, как независимых хоз.единиц.

2)Принцип экон. рационализма , предполагает, что люди стремятся к максимизации затрат.

3)При прочих равных условиях

Означает, что с целью выявления влияния выбранного фактора принимается допущение о неизменности всех других. За исключением исследуемой переменной.

4)Принцип равновесного подхода, означает, что эк. Явления анализируются в условиях нахождения их в равновесии, т.е отсутствуют модели к изменению сложившегося состояния

Микроэкономика опирается на 3 определяющих метода анализа:

1)Предельный – это анализ экон. явлений основанное на исследований количественных изменений, которые возникают при единичном изменении какой-либо экономической переменной влияющей на данное явление.

2)Функцион. анализ .Суть его состоит в том, чтобы исследование закономерности изменения одной экономической величины, в зависимости от другой.

3)Моделирование – метод исследования реальных явлен. процессов по средствам анализа искусственного созданной модели, кот. дает упрощенное отображение действительности.

Экономическая модель включает 2 типа переменных:

1)экзогенные

2)эндогенные

Экзогенные переменные – это внешние по отношению у модели параметры, которые вводятся в виде исходной информации и часто называют независимыми переменными.

Эндогенные - зависимые переменные, представляют собой результат функционирования моделей. Таким образом, модель – это описание, того как экзогенные переменные влияют на эндогенные (внешние на внутренние)

Экономический анализ может осущ. с позицией описания экономической действительности и выработки рекомендаций. Поэтому различают 2 типа анализа:

1)позитивный

2)нормативный

1)Позитивный – направлен на установление зависимостей между переменными , но не оценивают их.

2)Нормативный связан с выработкой целевых установок и утверждений оценочного характера.

Экономическое моделирование

Основным методом исследования, используемым экономической теорией, является моделирование экономических явлений и процессов.Экономическая модель - это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.
Экономические модели должны отвечать ряду требований:
? содержательность;
? реалистичность принятых посылок и допущений;
? возможность построения прогнозов;
? возможность информационного обеспечения;
? возможность проверки и др.
Среди экономистов нет общего мнения, какие требования являются приоритетными. Одни считают, что главное в модели - возможность построения на основе модели достоверных прогнозов, другие выделяют реалистичность принятых допущений и способность посредством модели объяснять поведение экономических агентов. Однако большинство связывает предъявляемые к модели требования с той конкретной целью, для которой она предназначена.
Если мы хотим проанализировать влияние одних экономических параметров на другие, то важнейшим является предсказательная способность модели. Если же нам важно объяснить поведение отдельных экономических субъектов, то на первый план выдвигаются реалистичность допущений и объясняющая способность теории.
Создание любой теоретической модели, в том числе и экономической, проходит несколько этапов:
- отбор переменных;
- определение допущений, которые необходимо сделать, чтобы не усложнять модель;
- выдвижение одного или нескольких предположений, гипотез, объясняющих взаимосвязь параметров;
- выработка выводов, вытекающих из данной теории.
Переменные, используемые в теории - это конкретные величины, имеющие различное значение. Различают эндогенные (переменные, которые непосредственно входят в модель и являются объектом изучения )и экзогенные(переменные, которые воздействуют на исследуемые величины, но не являются объектом изучения, не входят непосредственно в создаваемую теоретическую модель.Для удобства их часто принимают за постоянные величины.) переменные.
Допущения(научные абстракции) позволяют избежать чрезмерных сложностей при создании теории. Допущения необходимы, т.к. на исследуемые переменные в реальной действительности воздействует огромное количество внешних (экзогенных) факторов, которые невозможно учесть полностью. Не следует, однако, полагать, что упрощения всегда ведут к ухудшению теории. Иногда дополнительная информация только затушевывает основную идею, усложняет понимание происходящих процессов.
Гипотезы- основной элемент модели. Гипотеза является попыткой объяснить в едином утверждении, как связаны между собой эндогенные переменные.

Вывод - это заключительное положение, вытекающее из теории.
Например, мы можем утверждать: если некоторая экономическая система (общество) ограничена в своих ресурсах и действует на границе своих производственных возможностей (допущение), и если гипотеза о существовании альтернативных издержек верна, то будет верно утверждение, что с ростом производства одного товара величина производства другого товара неизбежно должно падать.
В экономической теории используются, главным образом, модели двух типов: оптимизационные и равновесные.
Оптимизационные модели используются при анализе поведения отдельных экономических агентов (потребителей, производителей и т.д.) для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели: предельная полезность, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки и т.п. Данный анализ принято называть маржинализмом (от англ. margin).
Модели рыночного равновесия используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. При анализе предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия.
Значение равновесных моделей объясняется тем, что отдельные субъекты рынка, домохозяйства и фирмы, могут оптимизировать свое положение, лишь обладая полной информацией о рынке предлагаемого ими блага и о рынках потребляемых ими ресурсов. Отсутствие такой информации вынуждает субъекта принимать решение: какое количество товара он мог бы купить (или продать) при некотором изменении его цены и при условии, что цены всех прочих товаров остаются неизменными.
Модель равновесия между спросом и предложением является основой микроэкономического анализа рынка.
При моделировании и научном анализе экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок. К наиболее часто встречающимся логическим ошибкам относятся следующие:
1) Ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного предположения "что верно для части (отдельного индивидуума),то верно и для целого (для общества в целом)".
Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же зарплаты в целом по стране при прежнем уровне производства приведет к росту цен, инфляции, и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.
Отсюда вытекает очень важный вывод, касающийся соотношения между микро и макроэкономикой: обобщения, справедливые для одного уровня анализа, могут быть неправильными для другого.
2) Логически ошибочное построение: "после этого, следовательно, по причине этого" (смешение корреляционных и причинно-следственных связей).
Корреляция означает наличие взаимосвязи и взаимозависимости между какими-либо параметрами. Например, когда растет величина А, сокращается величина В. Это не означает, что А всегда является причиной изменений в В. Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора С.
3) Невыполнение допущения "при прочих равных условиях" (принцип, согласно которому, все параметры, за исключением используемых в анализе, принимаются за постоянные величины).
4)Нечеткая или субъективная терминология, затрудняющая понимание того или иного экономического явления.

Современные деньги

Современные деньги, как и банкноты, бывшие в обращении много лет назад, есть некий условный товар. Именно он является общим для всего эквивалентом, мерилом цены самых разных товаров и услуг. Он является существенной частью экономики каждой страны и мира в целом. Основные функции денег выражают их сущность как экономической категории, их внутреннюю основу и содержание. Наиболее важной функцией, которую они выполняют, является их применение как меры стоимости. В данном случае деньги выражают цену абсолютно всех товаров. Однако необходимо заметить, что товары соизмеримыми делает труд, который затрачен непосредственно на их производство. При этом стоимость продукта, выраженную в деньгах, принято называть ценой.

Деньги выступают также в роли средства обращения. Так, во время оборота товаров, деньги обязательно должны присутствовать в реальности. Обращение продукции происходит по такой схеме: сначала осуществляется продажа товара (Т), то есть его превращение в деньги (Д), которые затем расходуются на приобретение необходимого товара (Т’). По сути, данная схема представляет собой товарные и денежные отношения: Т-Д-Т’. Таким образом, банкноты играют роль посредника и позволяют преодолеть различные границы, которые присутствуют в случае обмена товара на другой товар. Любые деньги могут выступать в виде средства накопления и сбережения. Так как они являются всеобщим эквивалентом, воплощением богатства, то вполне закономерно, что это побуждает людей к их накоплению. При этом деньги извлекаются из товарно-денежного обращения.

Повсеместное распространение они получили в качестве средства для осуществления платежа. Применяются они тогда, когда возникает необходимость купли-продажи товара в кредит, то есть с рассрочкой. В этом случае отсутствует какое-либо встречное движение товара и денег, погашение кредита (долга) – это последний этап в процессе купли-продажи. Выполняя данную функцию, современные деньги все чаще представлены в безналичном виде. Также еще одной особенностью, которой наделены деньги, является применение их как платежного и покупательного средства. Они выступают в качестве мировых денег. Применяются при расчетах по международным балансам. Современные деньги принято разделять на следующие виды: - натуральные или товарные (в их качестве выделяют товар, который наделен полезностью и стоимостью: скот, меха, драгоценности); - обеспеченные деньги (в таком виде (знаки, сертификаты) их можно обменять на некоторое количество товара); - фиатные (подразумевает несовпадение их номинальной стоимости с реальной, однако, они на государственном уровне являются средством платежа: банкноты, безналичные деньги); - кредитные деньги (в основном это ценные бумаги, посредством которых специальным образом оформлено долговое обязательство, и посредством которых можно совершать покупки). Современные деньги в процессе своей эволюции на протяжении многих веков изучались и рассматривались различными школами и их представителями, в связи с чем принято выделять следующие теории денег: - металлическая (ее последователи видели главную функцию денег в виде меры стоимости и выступали против добавления в монеты других металлов); - номиналистическая теория (предполагает определение стоимости денег их номиналом, в связи с чем отрицалась их функция как всеобщего эквивалента и поддерживалась функция средства обращения); - монетарная теория (по ней считалось, что рынок устанавливает покупательскую способность средств и цены на товары, причем вся масса выпущенных денег должна находиться в обороте); - кейнсианская теория (Джон Кейнс полагал, что с изменением уровня дохода меняется и скорость движения денег); - синтетическая теория (сочетает в себе элементы монетаризма и кейнсианства, которые должны базироваться на грамотно выстроенной фискальной и денежно-кредитной политике государства).

Количественная теория денег

Термин «количественная теория денег» ассоциируется скорее с некой общей концепцией, чем с четко сформулированной теорией. Содержание этой концепции варьируется от трюизма, определяющего скорость обращения денег, до жесткого соотношения между количеством денег и уровнем цен, причем и то, и другое должно быть определено тем или иным способом. Независимо от смысловых оттенков эта общая концепция была полностью дискредитирована после краха 1929 г. и наступившей затем Великой депрессии. Лишь в последнее время она мало-помалу начинает вновь внедряться в респектабельную профессиональную среду.

Количественная теория - это, прежде всего теория спроса на деньги. Это не теория производства, или денежного дохода, или уровня цен. Всякое положение, касающееся этих переменных, требует объединения количественной теории со специальными условиями, налагаемыми на предложение денег и другие переменные.

Для экономических единиц, первичных собственников богатства, деньги представляют одну из форм обладания богатством. Для предприятий-производителей (фирм) деньги являются капитальным благом, источником производственных услуг, которые, соединяясь с другими благами, создают продукты, продаваемые фирмами. Таким образом, теория спроса на деньги представляет собой один из разделов теории капитала и в этом качестве приобретает, пожалуй, не присущие ей самой черты, когда ее объединяют: с ценой каждой отдельной формы капитала; с предложением капитала; со спросом на капитал.

Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден (1530-1596). Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах англичан Д. Юма (1711-1776) и Дж. Милля (1773-1836), а также француза Ш. Монтескье (1689-1755). Д. Юм, пытаясь установить причинную и пропорциональную связь между приливом благородных металлов из Америки и ростом цен в ХVI-ХVII вв., выдвинул тезис: "Стоимость денег определяется их количеством". Сторонники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Они ошибочно утверждали, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены и определяется стоимость денег.

Количественная теория денег устанавливает прямую зависимость между ростом денежной массы в обращении и ростом товарных цен.

Основы современной количественной теории денег были заложены американским экономистом и математиком Ирвингом Фишером (1867-1947). И. Фишер отрицал трудовую стоимость и исходил из покупательной силы денег. Он выделял следующие факторы, от которых, по его мнению, зависела покупательная сила денег:

· количество наличных денег в обращении;

· скорость обращения денег;

· средневзвешенный уровень цен;

· количество товаров;

· сумма банковских депозитов;

· скорость депозитно-чекового обращения.

Современная количественная теория денег, изучая макроэкономические модели и общие соотношения между массой товаров и уровнем цен, утверждает, что в основе изменения уровня цен лежит главным образом динамика номинальной денежной массы. Она выдвигает соответствующие практические рекомендации по стабилизации экономики с помощью контроля над денежной массой.

Уничтожающую критику количественной теории денег дал К. Маркс. Он показал, что приверженцы этой теории не понимают того, что драгоценные металлы, как и другие товары, обладают внутренней стоимостью, и изображают дело таким образом, будто «... товары вступают в процесс обращения без цены, а деньги без стоимости, и затем в этом процессе известная часть товарной мешанины обменивается на соответственную часть металлической груды»1. К. Маркс подчеркивал, что представители количественной теории не понимали функций денег как меры стоимости и средства накопления.

Разновидностью количественной теории денег является монетаризм.

Теория спроса и предложения

Теория спроса и предложения составляет основу той рыночной модели, которая господствует в большинстве развитых стран. Относительная простота формулировок, наглядность и хорошая прогнозируемость привели к тому, что эта концепция приобрела огромную популярность у ученых и экономистов всего мира.

Основы теории спроса и предложения были заложены еще знаменитыми апологетами рыночной экономики А. Смитом и Д. Рикардо. Впоследствии эта концепция дополнялась и совершенствовалась, пока не приобрела современный вид.

Теория спроса и предложения базируется на нескольких основных понятиях, ключевыми среди которых являются, естественно, спрос и предложение. Спрос представляет собой значимую экономическую величину, которая характеризует потребность потребителей в том или ином товаре или услуге.

Ученые выделяют несколько классификаций спроса. Например, бывает спрос индивидуальный, то есть потребность конкретного гражданина в определенном товаре на рассматриваемом рынке, и совокупный, то есть общая величина спроса на те или иные товары и услуги в конкретной стране.

Кроме того, спрос бывает первичный и вторичный. Первый представляет собой потребность в четко выбранной категории товаров в целом. Вторичный же спрос указывает на интерес к товарам определенной компании или марки.

Теория спроса и предложения определяет последнее как количество товара, находящееся на рынке в конкретный момент времени, которое готовы продать производители. При этом стоит отметить, что предложение, как и спрос, может быть индивидуальным и совокупным, причем последний вид подразумевает общий объем предлагаемого товара в конкретной стране.

Основные факторы спроса и предложения можно условно разделить на несколько групп. К первой следует отнести те, которые напрямую не зависят от деятельности покупателей и производителей. Это, прежде всего, общая социально-экономическая обстановка в стране, политика государства в сфере производства и потребления, конкуренция, в том числе со стороны иностранных организаций.

К внутренним факторам можно отнести то, насколько продукция данного производителя конкурентоспособна, насколько грамотная ведется ценовая и маркетинговая политика, а также уровень и качество рекламы, уровень доходов граждан, изменение таких показателей, как мода, вкус, пристрастия, привычки.

Основными законами, на которых базируется теория спроса и предложения, являются законы именно этих экономических категорий. Так, закон спроса провозглашает, что количество товара, при некоторых неизменных условиях, возрастает в том случае, если происходит снижение цены на данный товар. То есть величина спроса обратно пропорциональна цене товара.

Закон предложения, наоборот, устанавливает прямую зависимость между величиной предложения и ценой: при некоторых неизменных условиях увеличение цены товара ведет к увеличению количества предложений на данном рынке.

Спрос и предложение не оторваны друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии. Результатом этого процесса является так называемая равновесная цена, при которой спрос на данный товар полностью соответствует предложению.

Понятие и виды эластичности

Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.
Эластичность – мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.
В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса на товар – это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.
1. Эластичность спроса по цене.
Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.

Эластичность спроса по цене

Методология микроэкономического анализа и экономическое моделирование - student2.ru


где:
E(p) – эластичность спроса по цене;
?Qd (%) – процентное изменение спроса;
?P(%) – процентное изменение цены.
При измерении процентного изменения экономических величин обычный способ вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500, то произошло изменение спроса на 25 %. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10000 даст 33 % увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Тогда:


Эластичность спроса

Методология микроэкономического анализа и экономическое моделирование - student2.ru


Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность.
2. Эластичность спроса по доходу.
Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен.


Методология микроэкономического анализа и экономическое моделирование - student2.ru


где:
?Y (%) – процентное изменение дохода
Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества.

Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.
3. Перекрестная эластичность.
Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.


Методология микроэкономического анализа и экономическое моделирование - student2.ru


где:
E (k) – перекрестная эластичность;
?Q1 (%) – процентное изменение спроса на один товар;
?P[2] (%) – процентное изменение цены на другой товар.
С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:
а) E (k) > 0 для товаров-субститутов;
б) E (k) < 0 для товаров-комплементов;
в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.
Эластичность предложения товара (по цене) – это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.


Методология микроэкономического анализа и экономическое моделирование - student2.ru


Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т. е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор – это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т. д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения.
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости.

Основы теории потребления

Предпочтения потребителя и полезность.В основе формирования рыночного спроса лежатрешения отдельных потребителей конкретных благ.Благов теории потребления — это любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое,предсказуемое) удовлетворениепотребителю, то есть повышающий уровень его благосостояния.Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенныхнаборах (комплектах, или корзинах). Набор благ— это совокупность данныхколичеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.

Экономические решения при выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь наибольшей выгоды, или отдачи при имеющихся возможностях. Эта выгода, при потреблении представляющая собой уровень благосостояния, или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью.основы теории потребления. Она исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетом и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

Первой такой обязательной, обеспечивающей существование системы последовательных предпочтений, предпосылкой, или аксиомой теории потребительского выбора, является аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Для построения теории, объясняющей поведение потребителя, по меньшей мере необходимо, чтобы само поведение было налицо, то есть, чтобы реальный потребляющий субъект принимал определенные решения в сфере потребления и затем реализовывал их, например, выбирал обои определенного цвета и рисунка и покупал их. Но ни одно фактическое, пусть даже молчаливое, решение не может быть принято без предварительного определения данным потребителем своего отношения к рассматриваемым благам и их комбинациям. Поэтому делающий покупку потребитель всегда может либо указать, какой из каждых двух сравниваемых наборов благ лучше другого, либо счесть их равноценными.

Второй необходимой предпосылкой теории потребительского выбора является аксиома транзитивности предпочтений потребителя — для принятия определенного решения и его последующего осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Фактически речь идет о логичности и последовательности поведения потребителя, внутренней согласованности и систематичности его отношения к различным благам и их наборам. В ином случае потребитель будет просто обречен вращаться в замкнутом кругу нетранзитивных предпочтений и никогда не сможет остановиться на каком- нибудь определенном наборе благ.

Третьей аксиомой теории потребительского выбора является рефлексивность предпочтений потребителя — каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. Это напоминает закон тождества в старой школьной формальной логике, когда каждое понятие должно быть тождественно само себе и тем самым не меняться в процессе рассуждения. Фактически это означает, что предпочтения любого потребителя в рамках данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах благ и отношение потребителя к ним не должно меняться в данном процессе выбора.

Принцип убывающей предельной полезностизаключается в следующем— каждая последующая порция данного блага приносит в данной ситуации потребления все меньший прирост общего уровня благосостояния данного потребителя. Это означает, что предельная полезность любого данного вида благ уменьшается по мере роста количества потребляемого блага данного вида (конечно, при этом количества потребляемых благ всех остальных видов остаются неизменными). Функция полезности при этом будет выпуклой (поскольку значение функции полезности от любого промежуточного набора будет больше ее значений от крайних наборов).

Кривая спроса

В экономике, кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством товара, которое может и хочет купить потребитель по данной цене. Является графическим представлением графика спроса[1].

Кривая спроса суммарно для всех потребителей является результирующей кривых спроса для каждого потребителя в отдельности. Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может быть график прямой линии, в зависимости от сложности сценария.

Кривые спроса используются для оценки поведения агентов конкурентных рынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения для оценки сбалансированной или равновесной цены (цены по которой все продавцы готовы продать и все покупатели готовы купить, также известной, как термин цена рыночного клиринга) и равновесного количества (объёма товаров или услуг, которые будут произведены и проданы без избыточного увеличения предложения или избыточного сокращения спроса) на рынке[2]. На монополистическом рынке, кривая спроса представлена только кривой спроса на продукцию монополиста и не требует создания результирующей функции.

Олигополия

Олигополия (Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.

Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией, которая является частным случаем олигополии, встречающейся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

· малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

· дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

· наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;

· фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, бытовой техники и т.д.

Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.

Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

Существуют четыре модели ценового поведения олигополистов:

1. ломанная кривая спроса;

2. тайный сговор;

3. лидерство в ценах;

4. принцип ценообразования «издержки-плюс»

Модель ломанной кривой спроса была предложена американским экономистом П. Суизи в 40-х г.г. XX в., в которой анализируется реакция олигополиста на изменение поведения их конкурента. Существует два вида реакции участников рынка на изменение цен фирмой-олигополистом. В первом случае при повышении или снижении цены фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний уровень цен. Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону.

Тайный сговор (картель), когда фирмы проиходят к соглашению между собой в отношении цен, объемов производства, продаж.

Лидерство в ценах — модель при которой олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером.

Ценообразование по принципу «издержки-плюс» — модель связанная с планированием выпуска и прибыли, при которой цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек.

Формы проявления

· Рост цен на товары и услуги, причем неравномерно, что приводит к обеспечению денег, снижению их покупательской способности.

· Понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной.

· Увеличение цены золота, выраженного в национальной денежной единице.

По формам проявлений инфляция бывает:

· открытой, т. е. инфляцией за счет свободного (открытого) роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;

· скрытой (подавленной), когда инфляция возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государства удержать цены на прежнем уровне. В этом случае происходит «вымывание» товаров на открытых и переток их на теневые, «черные» рынки, где цены, безусловно, растут.

Чтобы измерить величину инфляции обычно используют специальные индексы. Один из самых распространенных – индекс потребительских цен (CPI). Кроме индекса потребительских цен используются и иные методы, такие как: индекс Паше, дефлятор ВВП (GDP Deflator), паритет покупательной способности национальной валюты и многое другое. В простейшем и приближенном случае величину инфляции можно оценить, рассчитав ее темп по приведенной ниже формуле.

Методология микроэкономического анализа и экономическое моделирование - student2.ru

где: π - уровень инфляции (темп роста цен); P1 – средний уровень цен текущего периода; P0 – средний уровень цен предыдущего периода. Также может оказаться полезным применение "правила 72" (или как его иногда называют "правила 70"). Правило семидесяти двух (правило 72) – приближенный способ оценки срока, в течение которого уровень цен вырастет вдвое. где: T – период удвоения уровня цен, лет; π - уровень инфляции (темп роста цен);
32.Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения

Макроэкономическое равновесие — это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных экономических ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т.е. существует совокупная пропорциональность между ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; производством и потреблением; предложением и спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками. Достижение полного равновесия — это экономический идеал, поскольку в реальной жизни неизбежны экономические кризисы, неп

Наши рекомендации