Рынок и рыночный механизм. спрос и предложение.
Место в системе социально-гуманитарных наук:экономика (экономическая теория)
План
1. Определение рынка.
2. Признаки рынка.
2.1. экономическая свобода производителя и потребителя
2.2. формирование цен на товары и услуги в зависимости от спроса и предложения
2.3. механизм свободной конкуренции
2.4. многообразнее формы собственности
3. Функции рынка.
3.1. посредническая
3.2. ценообразующая
3.3. информационная
3.4. регулирующая
3.5. санирующая (оздоровительная)
4. Виды рынков.
4.1. Чистой конкуренции
4.2. Чистой монополии
4.3. Монополистической конкуренции
4.4. Олигополии
5. Спрос и предложение – ключевые понятия рыночной экономики.
5.1. Понятие о спросе и предложении.
5.2. Функции и кривые спроса и предложения.
5.3. Законы спроса и предложения.
5.4. Факторы формирования спроса:
5.4.1. ценовые (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары);
5.4.2. неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов).
5.5. Факторы формирования предложения:
5.5.1. ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены);
5.5.2. неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг).
5.6. Эластичность спроса и предложения.
6. Закон рыночного равновесия – формирование равновесной цены в результате колебаний спроса и предложения.
Схема
Понятия
РЫНОК — форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты; на основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.
РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА — способ решения фундаментальных проблем любой экономической системы, основанный на частной собственности, частной инициативе людей и свободном предпринимательстве.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ — положение рынка данного товара или услуги, при котором величина предложения этого товара (услуги) равна величине спроса на этот товар (услугу) и при котором устанавливается равновесная цена на этот товар (услугу).
РЫНОЧНЫЙ СПРОС — общий объем спроса, предъявляемого на данный товар (услугу) всеми его покупателями.
СПРОС — зависимость между количеством товара (услуг), который покупатели намерены и могут купить, и ценами на этот товар.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — зависимость между количеством товара (услуг), который фирмы готовы и могут продать, и ценами на этот товар (услуги).
ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ — объем продукции, который фирмы готовы и способны продать по данной цене в данном месте и в данный отрезок времени.
ВЕЛИЧИНА СПРОСА (QJ — количество товаров или услуг, которое покупатели готовы и способны купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.
ЭЛАСТИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ — предложение, обладающее свойством, когда при изменении цены на 1% величина предложения изменяется более чем на 1%.
ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС — спрос, обладающий свойством, когда при изменении цены на 1% величина спроса изменяется более чем на 1%.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ — мера реакции величины спроса на товар (услугу), вызванной изменением величины дохода покупателей данного товара (услуги).
ЭФФЕКТ ГИФФЕНА — своеобразное поведение спроса на «низшие» товары, когда повышение цен на эти товары сопровождалось увеличением спроса на них.
ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — мера реакции величины предложения данного товара (услуги) на изменение цены этого товара (услуги) на 1%.
ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА — мера реакции спроса на изменение цены товара (услуги) на 1%.
Практикум
1. В городе Z поставку свежих овощей и фруктов в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные, так и средние производители, а также отдельные фермерские хозяйства. Они имеют возможность отчасти контролировать цены на свежие овощи и фрукты. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) монополистическая конкуренция
2) рынок информации
3) избыток продукции
4) монополия
5) рынок товаров
6) местный рынок
2. Выберите верные суждения о видах конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Ситуация на рынке, когда множество фирм производят однотипную продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё, называется совершенная конкуренция.
2) Монополист самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию с учётом рыночного спроса.
3) Олигополией называют рыночную структуру, при которой рынок поделён между несколькими крупными фирмами.
4) В условиях олигополии отсутствуют барьеры входа на рынок новых участников.
5) Монополистическая конкуренция – это такой вид монополии, когда монополистом является не продавец, а покупатель.
3. На рисунке отражено изменение спроса на образовательные услуги высших учебных заведений на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение – D1.
(P – цена; Q – количество.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рост цен на учебную литературу
2) рост востребованности специалистов с высшим образованием
3) сокращение числа школьников выпускных классов
4) увеличение субсидий малоимущим гражданам на получение образовательных услуг
5) уменьшение размера стипендии студентов
4. На рисунке отражено изменение предложения комнатных растений на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) уменьшение стоимости удобрений для комнатных растений
2) появление более экономичной технологии выращивания комнатных растений
3) введение запрета на импорт комнатных растений
4) массовые заболевания комнатных растений
5) увеличение количества продавцов комнатных растений
5. На графике отражена ситуация на рынке кондитерских изделий: линия предложения S переместилась в новое положение – S1 (P – цена товара, Q – количество товара).
Это перемещение может быть связано, прежде всего, с
1) низкими ценами на сахар и какао-бобы
2) выдачей льготных кредитов кондитерским предприятиям
3) увеличением доходов потребителей
4) пропагандой продуктов с низким содержанием сахара
6. На графике отражена ситуация на рынке мяса и мясных продуктов: линия спроса D переместилась в новое положение – D1 (P – цена товара,
Q – количество товара).
Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) снижением налогов с производителей мясных продуктов
2) распространением вегетарианства среди потребителей
3) увеличением доходов потребителей
4) ростом числа производителей мясных продуктов
7. Изучение взаимодействия спроса и предложения, конкуренции как основных инструментов ценообразования позволяет вести результативный поиск элементов эффективного механизма рыночной саморегуляции…
В условиях рыночной экономики цена выполняет ряд важных функций.
Цены передают информацию… Система цен автоматически распространяет информацию для всех участников рынка об устойчивом росте или снижении спроса на тот или иной вид товара. Это побуждает их наращивать или, наоборот, сокращать объём производства до тех пор, пока вновь рост или падение цен не пошлют сигналы о дефиците или перепроизводстве товарной продукции.
В современных условиях в развитых странах Запада действие ценовой системы значительно упрощено благодаря функционированию высокоорганизованных рынков, обладающих развитой инфраструктурой. Вместе с тем, ценовая система усложнена благодаря искажениям ценовой информации, что объясняется рядом причин. Прежде всего, стоит отметить вмешательство государства в экономические процессы. Негативную роль играет деятельность монополий, стремящихся к извлечению максимально высокой прибыли, в том числе путём взвинчивания цен. Искажающим фактором является также инфляция, особенно если она имеет высокий уровень и неустойчивый характер.
Цены выполняют важную стимулирующую функцию. Каждое предприятие стремится снизить издержки производства, справедливо усматривая в этом один из проверенных временем рычагов роста прибыли. В этих целях используются достижения научно-технического прогресса, инновационные и конкурентоспособные технологии, ноу-хау, всевозможные виды менеджмента и др. Себестоимость продукции, трудоёмкость её выпуска являются основой формирования рыночных цен. Каждое предприятие располагает на этом пути своими возможностями и резервами, используя их для достижения поставленной цели. Тем самым цена стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, способствует снижению издержек производства и повышению качества продукции.
Цены участвуют в регулировании производства товаров и услуг, а также влияют на распределение доходов, на изменение структуры их использования. Эта функция вне государственного воздействия носит стихийный характер. Рост цен, например, способствует увеличению производства товаров, но до известных пределов, так как высокие цены ограничивают спрос.
(В. И. Кушлин)
Какие три причины, по мнению автора, обуславливают искажение ценовой информации?
8. Известно, что в условиях рынка цены устанавливаются под влиянием спроса и предложения. Однако, по мнению ряда экономистов, и в этих условиях государство не должно утрачивать контроль над ценами на товары и услуги. Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите три предположения о возможных формах и проявлениях подобного контроля.
9. Какие два основных инструмента рыночного ценообразования названы в тексте? В чём состоит значение информации, распространяемой системой цен?
10. Какие три функции цен в условиях рынка рассмотрены в тексте? Назовите их и проиллюстрируйте каждую конкретным примером.
Эссе