Проблема издержек на российских предприятиях

Развитое рыночное хозяйство является ареной непрекращающихся конкурентных войн. В уплотненном экономическом пространстве возможностей «заработать деньги» (найти рыночную нишу и получить прибыль) немного. Снижение издержек ¾ одно из важнейших направлений обеспечения конкурентоспособности. Западные корпорации борются даже за десятые доли процента снижения себестоимости.

Положение большинства российских предприятий куда хуже. Груз лежащих на них издержек столь велик, что добиться восстановления конкурентоспособности можно лишь путем их радикального снижения (на десятки процентов, а порой и в разы). При этом неблагоприятная ситуация касается как переменных, так и постоянных издержек.

Высокий уровень затрат сырья и материалов

Причин тому немало. Одна из них ¾ историческая. Отношение ко многим ресурсам в советское время было исключительно расточительным. По меткому выражению академика Н. Я. Петракова, в СССР стакан нефти стоил столько же, сколько стакан газировки. Именно фантастическая дешевизна топливно-энергетических ресурсов, сырья, низкие транспортные тарифы и недорогая (по западным меркам) рабочая сила во многом обеспечивали конкурентоспособность промышленных предприятий. СССР продавал сотни тысяч «Жигулей» в самых развитых странах (Англии, Финляндии, Швейцарии) не благодаря их высокому качеству, а потому, что они были очень дешевы.

Но одновременно низкие цены на ресурсы лишали хозяйственников всяких стимулов к их экономии. До сих пор отечественные предприятия (да и частные лица) расходуют без всякого смысла огромные количества воды (вспомним вечно текущие краны), электроэнергии (свет в пустых помещениях), тепла (настежь открытые форточки в разгар зимы).

Тем не менее, либерализуя внешнеэкономические связи, мы надеялись, что низкие издержки станут конкурентным преимуществом отечественной продукции, а доступ к недорогим сырьевым и трудовым ресурсам явится приманкой для зарубежных инвесторов. Ведь внутренняя цена нефти в долларовом исчислении составляла в 1991г. менее 1% (точнее, 0,34%) мировой цены. Для электроэнергии эта величина была на уровне 0,37%, угля ¾ 0,12%, газа ¾ 0,26%. Даже расходуя эти ресурсы в 2-3 раза менее экономично, чем на Западе, можно было сохранять издержки на низком уровне.

Прогнозы оказались неточными. Уже в первые годы радикальных реформ предприятия обрабатывающей промышленности утратили значительную часть прежних рынков сбыта не только за рубежом, но и внутри страны. Иностранные предприниматели стремятся вложить свои капиталы не столько в промышленность, сколько в финансовый сектор и торговые операции. Даже экспорт топлива, сырья и материалов начиная с 1996 г. становился все менее рентабельным, а в ряде случаев ¾ и убыточным.

Одна из причин этого состоит в том, что издержки реального сектора экономики страны слишком велики. Рассмотрим факторы роста издержек российских предприятий.

Переменные издержки и рост цен на сырье

После либерализации цен в 1992 г. тарифы на электроэнергию, топливо и транспортные перевозки стали быстро подтягиваться к мировому уровню и потому росли быстрее, чем цены в обрабатывающей промышленности. Например, цены в электроэнергетике и топливном комплексе за 1991-1996 гг. увеличились в 25 000 раз, а цены в металлургии ¾ только в 9000 раз. Темпы роста цен на продукцию машиностроения были ниже роста цен на электроэнергию в 4,8 раза, на топливо ¾ в 2,9 раза, на металлопродукцию ¾ в 1,9 раза.

К осени 1998 г. внутренние цены на электроэнергию, газ, уголь в России в пересчете на доллары сравнялись или превзошли аналогичные цены в США и Европе. Между тем за годы реформ оборудование на российских заводах почти не обновлялось, т. е. постарело и в силу этого стало еще менее экономичным, чем даже в советское время. В условиях, когда ресурсы перестали продаваться за бесценок, эта расточительность стала дорого обходиться. Былое конкурентное преимущество по себестоимости растаяло.

Издержки и курс рубля

Здесь, впрочем, есть одна важная тонкость. Соотношение издержек фирм разных стран зависит не только от их величины, но и от валютных курсов. Потеря конкурентоспособности отечественными фирмами в 1994-1998 гг. была связана не просто с ростом цен на сырье, а с тем, что он происходил в условиях завышенного курса рубля. Так, при курсе 1 долл. = 6 руб. издержки в 18руб., которые отечественный производитель нес при производстве 1 кг сливочного масла, составляли 3 долл., т. е. примерно равнялись издержкам иностранных производителей того же продукта. Когда же курс рубля упал до соотношения 1 долл. = 15 руб. (около этой величины он колебался некоторое время после августовской девальвации 1998 г.), то те же 18 руб. издержек стали соответствовать только 1,2 долл. То есть национальный производитель получил значительное преимущества перед иностранцами, чьи издержки, естественно, остались на прежнем уровне 3 долл.

Поэтому при всех проблемах, которые принесла с собой девальвация, у нее было и положительное последствие ¾ российские товары потеснили импортные. Общее же правило таково: снижение курса национальной валюты понижает издержки отечественных производителей и вследствие этого повышает их шансы на расширение экспорта и вытеснение импорта.

Впрочем, вызываемое девальвацией усиление инфляции ¾ столь опасное явление, что вполне может уничтожить этот положительный эффект (в нашем примере это выразится в том, что из-за инфляции издержки российского производителя устремятся вдогонку за возросшими в результате девальвации издержками иностранцев).

Издержки и бартер

Еще одним фактором роста переменных издержек и материалоемкости является нерациональная структура используемых в производстве сырья и материалов. Предприятия из-за отсутствия денежных средств зачастую приобретают материалы по бартеру и взаимозачетам. Это затрудняет получение технологически наиболее рациональных и экономных видов ресурсов: у партнера по бартеру их часто просто нет.

Издержки и посредники

С нарушениями денежного обращения связана и еще одна причина повышения издержек. Расплодившиеся посреднические организации сильно завышают цены приобретаемых с их помощью ресурсов. Порой такого рода сделки носят чисто криминальный характер: предприятие само «играет в поддавки» с посредниками, позволяя тем необоснованно «накручивать» цены. Именно этот вариант чаще всего реализуется при недобросовестности директора предприятия. Он просто перекачивает таким способом прибыль завода в посредническую фирму, принадлежащую, скажем, его жене (подробнее см. тему 14).

Однако есть и объективные причины существования посредников. Во-первых, именно им ¾ торговым фирмам ¾ легче выстраивать бартерные цепочки. Само предприятие, не имея связей в других регионах, системы складов и т. п. часто не в состоянии выменять нужный ему продукт (если бы сделки носили денежный характер, эта проблема бы просто не встала ¾ купить что угодно на рынке можно без труда).

Во-вторых, некоторые товары можно приобрести только за деньги. Это относится к импортным видам сырья и особо конкурентоспособным видам отечественного сырья и полуфабрикатов. Их владельцы уверены в том, что легко реализуют их, и потому не соглашаются на бартерные сделки. Но у предприятия-то денег часто нет! Вот тогда-то и появляется посредник. Он покупает сырье за свои деньги, отдает его предприятию на переработку, а потом в оплату забирает и самостоятельно реализует готовую продукцию. Такая схема называется толингом. В годы реформ по ней работали не только отдельные предприятия, но и целые отрасли, например алюминиевая промышленность.

Естественно, за свои услуги посредники во всех случаях берут комиссионные, что повышает издержки предприятий.

Издержки и налоги

Наконец, источником повышения издержек могут служить и налоги.

Особую роль в росте издержек имеют косвенные налоги (в современной российской практике к ним относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы). Их особенность состоит в том, что вносит в казну такие налоги производитель, но фактически (косвенно) оплачивает потребитель, поскольку после перечисления денег в бюджет производитель на соответствующий процент повышает цену товара. Если, скажем, государство вводит особый 10-процентный налог на бензин, то для транспортной фирмы это выражается в прямом росте издержек. Ведь ей совершенно все равно, обусловлено ли подорожание бензина на 10% изменением мировых цен на нефть или «государственной» надобностью пополнения бюджета. Платить-то в обоих случаях приходится больше.

Наши рекомендации