Цель применяемой активной формы обучения.

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.

Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

В качестве активных форм обучения применяются:

· Дискуссия

· Разработка и презентация рефератов

· Ситуационные задания

· Тренинг

Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является хорошая подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.

Вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа. Они должны заинтересовать обучаемых своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой.

Дискуссии, как правило, должна предшествовать интеллектуальная разминка.

Целевое назначение дискуссии:

– приведение в состояние «боевой готовности» наличных знаний слушателей;

– интеллектуальный настрой на творческую мыслительную работу, динамичное и системное решение учебных задач;

– оперативный контроль уровня подготовленности слушателей к данному занятию.

Реферат - доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Целью написания реферата является выработка навыков и умений краткого изложения в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы.

Ситуационные задания в отличие от рефератов не требуют для своего решения изложения материала специальной литературы. Как правило, ситуационные задания завершают определенную учебную тему, а знания, полученные на лекции, помогают решать ситуационные задания. Целью ситуационных заданий является закрепление студентами пройденного материала, развитие логического мышления. В их задачу входит научить думать и писать самостоятельно, принимать нестандартные решения в форс-мажорных обстоятельствах. Для решения поставленного задания студент должен его осмыслить и поставить себя на место человека, которому предстоит принять то или иное решение.
Положительным результатом для оценки ситуационных задач является их неординарное видение и решение. Смысл ситуационных заданий — приучить слушателя к принятию самостоятельных решений.

Тренинги — это обучающие интерактивные мероприятия с закреплением получаемых навыков. Цель тренинга состоит в приобретении практических навыков, способностей, умений и знаний, которые необходимы студентам для применения ими в дальнейшем в их трудовой деятельности.

4.3.Конкретные задания и краткие рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к проведению активной формы обучения.

Требования к оформлению реферата

Целью написания реферата является выработка навыков и умений краткого изложения в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы.В самостоятельную работу включена подготовка рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из которого студенты выбирают тему реферата. Студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Темы рефератов должны быть современными, проблемными и профессионально ориентированными, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала. Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая активная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы). Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.

Темы рефератов:

1. Историко-экономические основы анализа отраслевой организации рынков.

2. Основные школы и направления в экономике отраслевых рынков.

3. Взаимосвязь структуры рынка, поведения фирмы и результативности отрасли.

4. Сущность отраслевого рынка и подходы к определению его границ.

5. Отраслевые классификации и их критерии.

6. Процесс концентрации продавцов на отраслевом рынке и её показатель.

7. Индекс Херфиндаля-Хиршмана и его особенности.

8. Сущность и особенности модели монополистической конкуренции.

9. Экономическая роль и модели горизонтальной дифференциации продукта.

10. Экономическая роль и характеристика вертикальной дифференциации продукта.

11. Степень дифференциации продукта на рынке и её определение.

12. Реклама, её виды и определение оптимального уровня расходов на рекламу.

13. Современные системы продвижения товара на рынке.

14. Характеристика барьеров входа фирм на отраслевой рынок.

15. Стратегические и нестратегические барьеры входа: различия между ними.

16. Сущность и характеристика барьеров выхода фирмы из отрасли.

17. Природа взаимосвязи входа-выхода фирм на рынки.

18. Экономическая сущность и основные признаки фирмы.

19. Технологическая концепция фирмы.

20. Экономическая природа эффекта масштаба.

21. Иерархия целей деятельности фирм и роль прибыли.

22. Трансакционные издержки и издержки контроля. Контрактная концепция фирмы.

23. Формы проявления и источник рыночной власти фирмы.

24. Подходы к оценке рыночной власти фирмы.

25. Виды и классификация слияний и поглощений.

26. Естественная интеграция и интеграция на отраслевом рынке.

27. Критерий разделения интеграции на полную, частичную и квазиинтеграцию.

28. Воздействие вертикальной интеграции на развитие экономики страны.

29. Классическая и естественная монополии: различие между ними.

30. Причины возникновения доминирующей фирмы на рынке. Модель Форхаймера.

31. Олигополистическая структура рынка. Модель Курно и поведение фирм на олигополистическом рынке.

32. Поведение фирм в модели Штакельберга.

33. Модель олигополии Бертрана. Парадокс Бертрана. Модель Эджворта.

34. Мотивы организации и особенности поведения фирм в рамках картеля.

35. Фактор ограниченности информации покупателей о качестве товаров и его рыночные последствия.

36. Источники получения достоверной информации и теория сигналов.

37. Характеристика моделей «ловушка для туристов» и «туристы-аборигены».

38. Информационная роль рекламы и её влияние на рыночную ситуацию.

39. Суть и цели ценовой дискриминации.

40. Основные виды ценовой дискриминации.

41. Характер воздействия ценовой дискриминации на состояние экономики.

42. Мотивы и формы вмешательства государства в рыночную деятельность.

43. Ценовые и неценовые методы регулирования отраслей естественных монополий.

44. Мотивы, цели и формы приватизации. Влияние процесса приватизации на формирование отраслевых рыночных структур.

45. Теоретические основы антитрестовской политики США.

46. Основные принципы и законодательные акты, регулирующие процесс концентрации рынка в США.

47. Основные направления развития конкурентной политики ЕС.

48. Основные направления развития конкурентной политики в России.

49. Проблемы в проведении российской конкурентной политики.

50. Результативность функционирования отраслевого рынка и её трактовка.

51. Многоуровневый подход к оценке результативности отраслевого рынка.

52. Сущность результативности индустриальной политики государства.

53. Результативность деятельности фирм в национальной экономике.

54. Результативность деятельности монополий.

55. Результативность функционирования естественной монополии.

Ситуационные задания по дисциплине

Ситуационное задание 1.

Предположим, что производственная функция фирмы описывается той же формулой, что и в задаче 5. Постоянные затраты составляют 10. При цене, равной 2, сравните объем продаж, число занятых и уровень издержек на единицу продукции (переменных и постоянных)2:

• если фирма максимизирует прибыль (ставка заработной платы равна 20);

• если фирма управляется работниками и максимизирует чистую выручку на одного занятого;

• если фирма управляется менеджерами, стремящимися к максимизации выплат административно-управленческому персоналу3. Предположим, что сумма этих выплат зависит от прибыли и числа занятых как I (π, L) = 10 + 0,1 π + L

Ответ:

  L AFC AVC π
Фирма максимизирует прибыль 0,027 0,8
Фирма максимизирует чистую выручку одного занятого 2,24 84,6 - -
Фирма управляется менеджерами, максимизирующими доход 17,5 393,75 0,025 0,89 =427,5
             

Ситуационное задание 2.

Предположим, что в модели «кругового города» фирмы, уже действующие на рынке, в состоянии определять сумму необратимых издержек входа (f)- Предположим, что на рынке действуют 4 фирмы. Максимальная готовность покупателей платить за товар составляет 10 долл. Транспортный тариф равен 4. Рассмотрим две стадии принятия решений фирмами. На первой стадии фирмы, уже действующие на рынке, устанавливают величину необратимых издержек входа. На второй - выбирают цены. Определите:

а) какую величину необратимых издержек входа должны выбрать продавцы, чтобы предотвратить вход на рынок потенциальных конкурентов?

б) равновесную рыночную цену во втором периоде и сумму прибыли фирм, действующих на рынке, предполагая, что уже действующие на рынке фирмы не несут необратимых издержек входа.

Ответ: а) необратимые издержки входа f должны составлять не меньше 0,16;

б) рыночная цена составит АС + 1, где АС - средние издержки фирм; прибыль каждой фирмы = 0,25; прибыль четырех фирм = 1.

Ситуационное задание 3.

Фирма, продающая зубную пасту «А», стремится определить оптимальную стратегию в области рекламы. В октябре фирма увеличила цену тюбика пасты с 9 до 10 тыс руб. При этом объем продаж сократился с 25 до 22 тыс тюбиков в неделю. В ноябре фирма увеличила расходы на рекламу на 10% по сравнению с уровнем октября. При этом объем продаж увеличился с 22 до 22,5 тыс. тюбиков в неделю. Определите оптимальную долю расходов на рекламу в выручке фирмы.

Ответ: Приблизительно 21%.

Ситуационное задание 4.

На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=10q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd = 1500 - 50Р. Найдите параметры рыночного равновесия:

- по Штакельбергу;

- по Курно;

- по Бертрану;

- при наличии картеля.

Сравните общественное благосостояние, выигрыши потребителей и производителей при равновесиях разного типа.

Ответ:Бертран: Р=10; Q=1000; q1=q2=500.

Курно: Р=16,7; Q=667; q1=q2=333,3.

Штакельберг: Р=15; Q=750; q1=500; q2=250.

Картель: Р=20; Q=500; q1=q2=250.

Ситуационное задание 5.

На рынке действуют два продавца с идентичными производственными функциями. Они заключают соглашение о разделе рынка. Если обе фирмы будут следовать соглашению, их прибыль будет составлять по 80 млн. руб. ежегодно. Если обе фирмы нарушат соглашение, они получает прибыль по 30 млн. руб. Если одна фирма нарушит соглашение, а вторая нет, то нарушитель получает 150 млн. руб. прибыли, а соблюдавшая соглашение сторона -10 млн. руб. Какие стратегии фирм формируют Парето-равновесие? Что будет служить равновесием по Нэшу в неповторяющейся игре? в повторяющейся игре? Почему для ответа на последний вопрос важно знать значение дисконтирующего множителя вероятности повторных продаж?

Ответ: Нарушать соглашение

Ситуационное задание 6.

На рынке действуют две одинаковые фирмы, средние издержки которых постоянны и равны 4.

Рыночный спрос на товар равен Qd = 40 - Р. Фирмы выбирают объем мощностей. После выбора на рынке фирмы конкурируют ценами (цены являются стратегическими переменными). Пусть фирмам доступны два варианта мощностей: 10 и 20. Найти равновесные ценовые стратегии фирм для каждого уровня мощности. Какую роль играет выбор мощности в качестве фактора предварительного соглашения фирм на рынке? Что может служить здесь фактором соглашения?

Ответ: Pi=Pj=20 при k=10

Рi=Рj-ε если Pj > 7,2; Рi =12, в ином случае, i, j=1,2; i≠j при k=20.

Ситуационное задание 7.

Рассмотрим ситуацию, когда на мировом рынке товара присутствуют только две фирмы: отечественная и зарубежная. Функция спроса на товар на внутреннем рынке Qd - 100 - Р. Средние издержки производства товара, одинаковые для отечественной и зарубежной фирмы, постоянны и равны 8. Транспортные расходы мы полагаем равными нулю. Определите параметры равновесия внутреннего рынка и уровень общественного благосостояния при условии,что

а) внутренний рынок изолирован от мирового (на нем действует только отечественная фирма);

б) государство переходит к политике либеральной внешней торговли (импортные тарифы равны нулю). Сформулируйте условия, при которых вход на внутренний рынок окажется выгодным для зарубежной фирмы;

в) импортный тариф на продукцию зарубежной фирмы составляет 16. Сделайте выводы об оптимальной внешнеторговой политике государства.

Ответ: Параметры равновесия внутреннего рынка:

  Р Q отеч. Q заруб. CS π отеч. Т им.тар SW
Изолированная экономика  
Свободная торговля 38,6 30,6 30,6 -  
Импортный тариф = 16  
                       

Ситуационное задание 8.

На рынке сигарет страны X, где спрос описывается формулой Qd - 100 - Р, конкурируют между собой фирмы двух других стран. Обе фирмы производят сигареты с постоянными средними издержками, равными 10. Правительства этих стран принимают решения об использовании экспортных субсидий в размере 5. Возможны следующие варианты: обе страны используют экспортные субсидии, обе страны не используют экспортные субсидии, одна страна использует экспортную субсидию, другая - нет. Какую политику выберут страны:

а) если их взаимодействие на рынке страны X осуществляется в течение краткосрочного периода (однократно);

б) если они взаимодействуют на рынке в течение долгосрочного периода (бесконечное число раз).

Считать, что фирмы взаимодействуют по Курно.

Ответ: Матрица выигрышей выглядит следующим образом:

  Страна 2
Вводит субсидию Не вводит субсидию
Страна 1 Вводит субсидию (844; 844) (944; 803)
Не вводит субсидию (803; 944) (900; 900)

При однократном взаимодействии страны будут использовать субсидирование экспорта (парадокс дилеммы заключенного). При повторяющемся бесконечное число раз взаимодействии страны будут использовать субсидирование, если показатель рδ меньше 0,4.

4.4.Правила оформления

По окончанию проведения любой из активных форм обучения для закрепления материала студент должен сделать соответствующие выводы и высказать собственное мнение на имеющуюся проблему. Свою точку зрения необходимо представить преподавателю в письменном виде.

4.5.Вопросы для самоподготовки.

1. Основные черты, характеризующие рыночную структуру.

2. Подходы к анализу функционирования фирмы.

3. Технологическая концепция фирмы - технологические границы фирмы, горизонтальные и вертикальные границы роста.

4. Контрактная концепция фирмы - трансакционные издержки, пределы внутренних и внешних контрактов.

5. Принципиальные организационные формы фирм.

6. Основные концепции конкуренции. Чистая конкуренция. Совершенная конкуренция.

7. Неэффективность монопольного ценообразования. Распределение ресурсов в условиях конкуренции и монополии.

8. Монополия и благосостояние страны. Альтернативные издержки монополизации.

9. Тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Измерение уровня концентрации продавцов.

10. Вертикальная интеграция первого типа (интеграция ресурсов). Вертикальная интеграция второго типа (интеграция конечного продукта).

11. Диверсификация деятельности фирмы. Дифференциация продукта. Характеристики спроса.

12. Иностранная конкуренция. Стратегические барьеры входа.

13. Ценообразование, ограничивающее вход.

14. Неценовые стратегии создания барьеров входа.

15. Дополнительные инвестиции в оборудование. Дифференциация продукта.

16. Причины возникновения картелей. Проблема нарушения соглашений.

17. Эвристическое ценообразование как инструмент координации.

18. Социальные издержки картеля.

19. Причины возникновения ценовой дискриминации.

20. Типы ценовой дискриминации.

21. Практика ценовой дискриминации. Связанные продажи.

22. Определение комбинаций объема покупки/цены.

23. Способы предотвращения снижения прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах.

24. Планируемое устаревание товара.

25. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние.

26. Воздействие на распределение доходов.

27. Ценовая дискриминация и естественная монополия.

28. Воздействие ценовой дискриминации на конкуренцию.

29. Ценообразование на основе системы базисных пунктов.

30. Основные проблемы географической ценовой дискриминации.

Список рекомендуемой литературы.

1. Басовский Л.Е. . Экономика отрасли: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 145 с.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2009. Т. 2.

3. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учебное пособие / Е.Н. Киселева, О.Г. Буданова - М.: Вузовский учебник, 2010. – 192 с. :

4. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли. – М.: Инфра-М, 2010. – 309 с.

5. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. – М.: Инфра-М, 2009. – 442 с.

6. Тарануха Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ДиС, 2009. – 240 с. (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова)

7. Хэй, Д., Моррис, Д. Теория организации промышленности: В 2 тт. — СПб.: Экономическая школа, 2010.

8. Шерер, Ф. М., Росс, Д. Структура отраслевых рынков.— М.: ИНФРА-М, 2010

9. Экономика отрасли: Учебное пособие для вузов / под ред. Пелиха А.С. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010. – 448 с.

10. Экономика промышленного предприятия. Под ред. Кантора Е.Л., Маховиковой Г. А., Кантора Е. Л. Ростов-н/Д.: МарТ, 2010. – 864 с.

Наши рекомендации