Формы контроля со стороны преподавателя.

Преподавателю необходимо регулярно проводить контроль изучения студентами материала. Результаты диагностики уровня знаний студентов на каждом этапе обучения позволяют оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении учебного материала.

В ходе изучения дисциплины предусматриваются следующие виды контроля знаний студентов: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль знаний студентов включает:

– экспресс контрольные работы на лекционных занятиях;

– защиту отчетов по выполняемым практическим работам;

– оценку знаний и умений студентов при проведении консультаций по лекционным и практическим занятиям.

Промежуточный контроль проводится в форме аттестаций в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов.

Поиск оптимальных способов диагностики уровня знаний является частью общей проблемы оценки качества обучения. Часто используются традиционные формы контроля – устный опрос и письменные работы (самостоятельные и контрольные). Наряду с ними активно используется такая форма контроля как тесты. Метод тестирования позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности (равенство условий проведения работы и оценки результатов для всех студентов).

Изучение дисциплины завершается сдачей студентами зачета.

3.9. Форма отчетности студента за выполненную работу.

Среди форм отчетности студентов за выполненную работу выделяют:

- контрольные работы,

- курсовые работы,

- рефераты,

- презентации.

Задания и методические указания по выполнению контрольных работ.

Значение контрольной работы состоит в проверке степени усвоения студентами учебного материала и развитии у них способностей к самостоятельной творческой работе.

Цель контрольной работы – углубленная проработка отдельной темы дисциплины «Экономика фирмы».

Темы контрольных работ выбираются в соответствии с последними цифрами шифра студента и не должны повторяться с темами курсовых работ.

Список литературных источников, которыми можно пользоваться при написании контрольных работ, приведен в рабочей программе.

Объем контрольной работы 20-24 страницы школьной тетради. В конце работы приводится список использованной литературы. Выполненная работа высылается на рецензирование в установленные сроки. Контрольная работа должна быть написана четким разборчивым почерком или напечатана. Если контрольная работа не соответствует данным требованиям, она возвращается на доработку.

Темы контрольных работ

1. Роль государственной политики в достижении рациональной рыночной структуры.

2. Типы государственного воздействия на рыночные структуры: регулирование и антитрестовская политика.

3. Основные типы рынков. Рынки свободной конкуренции. Квазиконкурентные рынки. Рынки работающей конкуренции.

4. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Олигопсония. Рынки с асимметричной информацией. Рынки с доминирующей фирмой. Монополия. Монопсония.

5. Основные концепции фирмы в экономической теории.

6. Основные характеристики и подходы к анализу функционирования фирмы.

7. Технологическая концепция фирмы - технологические границы фирмы, горизонтальные и вертикальные границы роста.

8. Основные концепции конкуренции. Чистая конкуренция. Совершенная конкуренция.

9. Структурные, поведенческие, функциональные критерии работающей конкуренции.

10. Тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Измерение уровня концентрации продавцов.

11. Формы и показатели концентрации на отдельных отраслевых рынках.

12. Ценообразование и неценовые стратегии создания барьеров входа.

13. Снижение общественного благосостояния при асимметрии информации. Результаты асимметрии информации.

14. Общий подход к анализу рынка с асимметрией информации о качестве.

15. Проблема "негативного отбора" и ее решение.

16. Пути решения проблем рынка с асимметричной информацией.

17. Рынок дифференцированного продукта.

18. Долгосрочное равновесие на рынке дифференцированного продукта и избыточная производственная мощность.

19. Измерение дифференциации.

20. Горизонтальная и вертикальная дифференциация товара.

21. Модели рынков дифференцированного товара.

22. Реклама на рынке дифференцированного продукта Желательная и нежелательная реклама. Реклама и разброс цен.

23. Государственное регулирование рекламной деятельности. Реклама и структура рынка.

24. Структура рынка и разнообразие продукта.

25. Теория оптимального уровня продуктового разнообразия.

26. Структура рынка и срок службы товара.

27. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения как форма взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции.

28. Внешние эффекты в отношениях между производителями и посредниками как причина стремления фирм вертикально интегрироваться.

29. Проблема двойного ценообразования.

30. Риск безответственности и морального ущерба.

31. Вертикальная интеграция как форма контроля над собственностью.

32. Виды вертикальной интеграции.

33. Издержки вертикальной интеграции. Стимулы к вертикальной интеграции.

34. Вертикальные ограничения как форма контроля над поведением.

35. Вертикальные ограничения на монопсонических рынках, при отношениях давальчества и толлинга, при использовании ненадежных альтернативных форм расчетов.

36. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьютерами.

37. Франчайзинг как форма вертикальной интеграции.

38. Зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции.

39. Особенности вертикального контроля в российской экономике

40. Основные формы несовершенной конкуренции.

41. Некооперированная олигополия. Кооперированная олигополия.

42. Открытые и тайные соглашения и причины их возникновения.

43. Причины возникновения ценовой дискриминации.

44. Условия и типы ценовой дискриминации. Расчет их эффективности

45. Определение комбинаций объема покупки/цены.

46. Скидки как метод ценовой дискриминации.

47. Способы предотвращения снижения прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах.

48. Применение лизинга в современных рыночных условиях.

49. Ценовая дискриминация и естественная монополия.

50. Ценообразование на основе системы базисных пунктов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

Матрица компетенций.

№ п/п Наименование модуля Компетенции, формируемые на занятиях
ОК-11 ОК -13 ПК - 1 ПК - 5 ПК - 8 ПК - 10 ПК - 11 ПК - 14 ПК -15    
Модуль 1. Теория и инфраструктура отраслевых рынков. Конкуренция и монополия   *   *     *     *
Модуль 2. Структура отрасли. Рыночная концентрация и монопольная власть. Рынок доминирующей фирмы.   *   *       *    
Модуль 3. Асимметричная информация как фактор монопольной власти. Дифференциация товара, структура рынка и конкуренция.   *       *   *    
Модуль 4. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм на рынке   * *     *      
Модуль 5 Ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы на товарном рынке.   *   *     *    
общекультурными компетенциями (ОК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); - профессиональными компетенциями (ПК): расчетно-экономическая деятельность - способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); аналитическая, научно-исследовательская деятельность - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); - способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); - способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); организационно-управленческая деятельность - способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); педагогическая деятельность - способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14); - способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

Наши рекомендации