Тема 1. Предмет и метод анализа отраслевых рыночных структур

Вопросы для подготовки к занятию по теме

1. Что является объектом теории экономики отраслевых рынков?

2. В чем заключается предмет теории экономики отраслевых рынков?

3. Какие основные проблемы формирования понятийного аппарата теории

экономики отраслевых рынков?

4. В чем заключается проблематичность применения теории экономики

отраслевых рынков применительно к России?

5. Какие можно отметить принципиальные недостатки современных теорий в области экономики?

Задания для подготовки к занятию по теме

1. Рассмотрите проблемы системности и комплексности при исследовании теории экономики отраслевых рынков.

2. Раскройте суть парадигмы «структура _______V поведение - результативность».

3. Укажите назначение обратных связей в структуре парадигмы.

4. Раскройте роль государства в обеспечении результативности рынков (решении проблем рыночных провалов).

Задания для практической работы по теме 1.

1. Если Вы являетесь президентом компании, какой теоретический подход к анализу фирмы Вы бы предпочли? Почему? А если бы Вы были единственным собственником этой компании? Ее работником?

2. Вас попросили определить величины трансакционных издержек и издержек по контролю для нефтяной компании. Какие вопросы Вы зададите (и кому), чтобы получить информацию, необходимую для принятия решения? Каким, по Вашим прогнозам, могут (или должны) оказаться значения этих величин? Что бы Вы предложили, чтобы снизить эти издержки?

3. Появление компаний с ограниченной ответственностью выгодно кредиторам или акционерам? Чьи еще цели выражает такого рода компания? Возможно ли появление компаний с ограниченной ответственностью для самоуправляющейся фирмы?

Тема 2.Понятие фирмы. Основные концепции фирмы в экономической теории.

Вопросы для подготовки к занятию по теме

1. В чем заключаются основные недостатки представления фирмы как

гомогенного образования?

2. Каковы последствия возможной монополии на рынке промежуточной

продукции?

3. Каковы организационные формы горизонтальных и вертикальных

ограничений?

Задания для подготовки к занятию по теме

1. Перечислите потенциальные аргументы против вертикальной интеграции.

2. Раскройте эффекты двусторонней монополии.

3. Объясните уравновешивающие силы олигополии.

4. Покажите связь франшизы и роялти с экономическими показателями фирмы.

Задания для практической работы по теме 2.

1. Чьи интересы среди экономических субъектов фирмы выражает следующая фраза: «Корпорациям нельзя разрешать заниматься благотворительной деятельностью. Сумма благотворительных взносов должна быть перечислена в фонд распределяемой прибыли»?

2. Фирма управляется работниками, максимизирующими чистую выручку на одного занятого. Производственная функция фирмы в краткосрочном периоде описывается уравнением Q(L) = 40L – L2 Постоянные затраты фирмы составляет 10.

А. Постройте функцию предложения фирмы при условии, что она действует на рынке совершенной конкуренции.

Б. Как изменится функция предложения, если постоянные затраты вырастут до 40?

В. Сравните функцию предложения управляемой работниками фирмы с фирмой, максимизирующей прибыль при той же производственной функции, предполагая, что ставка заработной платы, выплачиваемой работникам предпринимателем, равна 20.

Тема 3. Стратегическая концепция фирмы. Классификация фирм: по размерам, формам собственности, организационно-правовым формам, внутренней структуре управления, целям

Вопросы для подготовки к занятиям:

1. Понятие фирмы, её признаки, цели и виды.

2. Классификация фирм по характеру деятельности.

3. Классификация фирм по правовому статусу (положению).

4. Классификация фирм по характеру собственности.

5. Классификация фирм по характеру объединения.

6. Классификация фирм по российскому законодательству.

7. Американская система классификации фирм по правовому положению.

Задания для подготовки к занятию.

1. Раскройте понятие фирмы.

2. Назовите цели и виды фирм.

3. Раскройте классификацию фирм по характеру деятельности.

4. Перечислите правовые формы фирм и раскройте их сущность.

5. Раскройте классификацию фирм по характеру собственности и объединения.

6. Раскройте классификацию фирм по российскому законодательству.

7. В чем суть американской системы классификации фирм по правовому положению?

Задания для практической работы по теме 3.

1. Доминирующая фирма обладает долей в 1/3 рынка игрушек. Она продает игрушки в среднем по цене 60 тыс. руб. за шт. Спрос на игрушки равен: P-60900-Q. Проанализировать параметры данного рынка (предельные издержки фирм, выпуск фирм), если известно, что одна типичная фирма-последователь производит 1/9 рынка. Существует ли на данном рынке явление «ценового зонтика»? Каково число фирм-аутсайдеров на данном рынке?

2. На рынке, где спрос равен Qd=-2000P+70000, действует 100 фирм, предельные издержки каждой из которых равны MCi=q+5. В данном году на рынок входит фирма А, которая благодаря преимуществам в издержках (ее средние издержки при постоянной отдаче от масштаба равны 15) становится доминирующей. Какую долю рынка получит данная фирма? Какая цена установится на рынке? Получат ли остальные фирмы прибыль?

3. Фирма по производству сахарной пудры является доминирующей на рынке. Кроме нее на рынке действуют еще 10 фирм-аутсайдеров. Спрос ни рынке описывается уравнением: Q=700-4P. Предельные издержки доминирующей фирмы равны: MC=Q/2. Предельные издержки аутсайдеров равны: MC=qi+10. Чему равны равновесные цены, равновесные количества, выпуск доминирующей фирмы на рынке? Наблюдается ли на рынке «ценовой зонтик»?

Наши рекомендации