Материально-техническое обеспечение, использование информационных технологий.
Для проведения всех видов учебных занятий как аудиторных лекционных, так и практических, в процессе подготовки рефератов и выполнения самостоятельной работы кафедра «Экономика и управление народным хозяйством» располагает учебно-методической, учебно-практической, учебной литературой, учебно-методическими комплексами, экономическими и отраслевыми журналами.
На кафедре сосредоточены все нормативно-законодательные акты Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения Министерства образования и науки Российской Федерации, стандарты, в том числе 3 поколения. На кафедре имеется фонд научной литературы.
Кафедра располагает компьютерным классом, оснащенным компьютерной техникой и необходимым комплексом программного обеспечения. К оборудованию относится компьютеры – 10 штук, объединенные в локальную сеть; 2 лазерных принтера; выход в Интернет (безлимитный трафик).
Под технологиями обучения понимается система методов, форм и средств обучения, с помощью которой обеспечивается тиражируемый способ достижения поставленных дидактических целей. Встречаются также и такие синонимичные терминологические выражения, тесно связанные с понятием «информационные технологии обучения», как «новые информационные технологии в обучении», «современные информационные технологии обучения», «электронно-коммуникативные системы, средства и технологии обучения» и др.
Информационные технологии - это совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Следует также отметить, что широко используется термин «компьютерные и телекоммуникационные технологии». Однако поскольку понятие «информационные» включает в себя и компьютерные, и телекоммуникационные средства, то более правильно использовать термин «новые информационные технологии» (НИТ).
Особенность большинства НИТ в высшем образовании состоит в том, что они, в основном, базируются на использовании современных персональных компьютерах (ПК). При этом ПК уверенно вошел в систему дидактических средств, стал важным элементом предметной среды для разностороннего развития обучаемых.
Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) традиционно понимают программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио- видеотехники и т.п. СНИТ обеспечивают операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации. Это могут быть: компьютеры всех классов (от «супер» до «палм-топ»), устройства ввода речи в компьютер, сканеры, базы данных и знаний, системы мультимедиа, видео- и телетекст, модемы, компьютерные сети, информационно-поисковые системы, цифровые фотокамеры, экспертные обучающие системы, устройства вывода графической информации, гипертекстовые системы, телевидение, радио, телефон и факс, голосовая электронная почта, телеконференции, электронная доска объявлений, программные средства навигации в Интернет, электронные библиотеки, программные средства учебного назначения, засекречивающая аппаратура, редакционно-издательские системы, CD-ROM, системы распознавания текста, программные комплексы (языки программирования, трансляторы), синтезаторы речи по тексту, средства передачи данных, пейджеры, системы «виртуальной реальности», геоинформационные системы и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Матрица компетенций.
№ п/п | Наименование модуля | Компетенции, формируемые на занятиях | ||||||||
ОК-11 | ОК -13 | ПК - 1 | ПК - 5 | ПК - 8 | ПК - 10 | ПК - 11 | ПК - 14 | ПК -15 | ||
Модуль 1. Теория и инфраструктура отраслевых рынков. Конкуренция и монополия | * | * | * | * | ||||||
Модуль 2. Структура отрасли. Рыночная концентрация и монопольная власть. Рынок доминирующей фирмы. | * | * | * | |||||||
Модуль 3. Асимметричная информация как фактор монопольной власти. Дифференциация товара, структура рынка и конкуренция. | * | * | * | |||||||
Модуль 4. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм на рынке | * | * | * | |||||||
Модуль 5 Ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы на товарном рынке. | * | * | * | |||||||
общекультурными компетенциями (ОК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); - профессиональными компетенциями (ПК): расчетно-экономическая деятельность - способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); аналитическая, научно-исследовательская деятельность - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); - способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); - способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); организационно-управленческая деятельность - способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); педагогическая деятельность - способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14); - способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15). |
3.2. Цель занятия по каждой теме самостоятельной работы.
№ п/п | Наименование темы | Цель |
1. Предмет и метод анализа отраслевых рыночных структур | Цели:формирование способности осуществлять поиск информации по полученному заданию, находить оптимальные организационно-управленческие решения, осуществлять сбор и анализ информации | |
2. Понятие фирмы. Основные концепции фирмы в экономической теории. | ||
3. Стратегическая концепция фирмы. Классификация фирм: по размерам, формам собственности, организационно-правовым формам, внутренней структуре управления, целям | ||
4. Основные концепции конкуренции и распределение ресурсов в условиях конкуренции и монополии. | ||
5. Провести эмпирические исследования эффективности рыночных структур. | Цели:изучить основные черты, характеризующие рыночную структуру и основные типы рынков, уметь анализироватьи оценивать экономические показатели, ситуации, находить оптимальные пути решения выявленных проблем, определять экономический эффект | |
6. | 6. Проанализировать альтернативные концепции конкуренции и сделайте соответствующие выводы | Цели:изучить причины неполноты информации и результаты асимметрии информации и определить пути решения проблем рынка с асимметричной информацией и проанализировать модели рынков дифференцированного товара. |
7. | 7. Проанализировать зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции сделать соответствующие выводы | Цели: изучить вертикальную интеграцию и вертикальные ограничения как форму взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции |
8. | 8. Проанализировать виды ценовой дискриминации, которые применяют российские и зарубежные фирмы в России и на международных рынках. Приведите виды ценовой дискриминации, встречающиеся на практике. | Цели: изучить основные причины возникновения ценовой дискриминации и условия эффективности ценовой дискриминации, раскрыть основные проблемы географической ценовой дискриминации. |
Задания и краткая методика последовательности их выполнения.
Самостоятельная работа выполняется студентами индивидуально или на практических занятиях для закрепления полученных теоретических знаний. В каждой теме представлен перечень рассматриваемых вопросов, приведены задания для индивидуальной работы, которые должны быть выполнены
Методика последовательности выполнения самостоятельной работы заключается в следующем:
1. Подбор необходимой литературы по представленным темам;
2. Изучение глав, относящихся к предложенной тематике;
3. Письменное составление плана ответа;
4. Изложение ответов в соответствии с предложенным планом;
5. Самостоятельная формулировка причинно-следственных связей, выводов и предложений.
Темы для самостоятельных работ: