Анализ и аудит», «Финансы и кредит»

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели практикума Примерный перечень практических работ или семинарских занятий Часы
Очная Заочная Очно-заочная Заочная сокращенная
Модуль 1. Теория и инфраструктура отраслевых рынков. Конкуренция и монополия. Цели:формирование способности осуществлять поиск информации по полученному заданию, находить оптимальные организационно-управленческие решения, осуществлять сбор и анализ информации 1. Предмет и метод анализа отраслевых рыночных структур 2. Понятие фирмы. Основные концепции фирмы в экономической теории. 3. Стратегическая концепция фирмы. Классификация фирм: по размерам, формам собственности, организационно-правовым формам, внутренней структуре управления, целям 4. Основные концепции конкуренции и распределение ресурсов в условиях конкуренции и монополии.        
Модуль 2. Структура отрасли. Рыночная концентрация и монопольная власть. Рынок доминирующей фирмы. Цели:изучить основные черты, характеризующие рыночную структуру и основные типы рынков, уметь анализироватьи оценивать экономические показатели, ситуации, находить оптимальные пути решения выявленных проблем, определять экономический эффект Провести эмпирические исследования эффективности рыночных структур.
Модуль 3. Асимметричная информация как фактор монопольной власти. Дифференциация товара, структура рынка и конкуренция.   Цели:изучить причины неполноты информации и результаты асимметрии информации и определить пути решения проблем рынка с асимметричной информацией и проанализировать модели рынков дифференцированного товара.   Проанализировать альтернативные концепции конкуренции и сделайте соответствующие выводы      
Модуль 4. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм на рынке Цели: изучить вертикальную интеграцию и вертикальные ограничения как форму взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции   Проанализировать зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции сделать соответствующие выводы    
5. Модуль 5. Ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы на товарном рынке. Цели: изучить основные причины возникновения ценовой дискриминации и условия эффективности ценовой дискриминации, раскрыть основные проблемы географической ценовой дискриминации. Проанализировать виды ценовой дискриминации, которые применяют российские и зарубежные фирмы в России и на международных рынках. Приведите виды ценовой дискриминации, встречающиеся на практике.  
  Всего часов  


Практические занятия должны быть полностью обеспечены учебными и методическими пособиями и указаниями по каждой работе, необходимыми для учебного процесса. Перед проведением практических занятий студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения практических работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам.

Повысить эффективность проведения практических занятий возможно за счет использования информационных технологий, мультимедийных программных средств, как дополнительного инструментария, расширяющих диапазон исследования и анализа результатов эффективности использования ресурсов предприятия.

Примерная тематика тренингов

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков» используется разбор конкретных ситуаций по тематике, соответствующей каждому модулю. Удельный вес занятий, проводимый в активной форме, составляет около 40%.

Тренинги, деловые и ролевые игры являются формой индивидуально-группового и профессионально - ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно к виду профессиональной деятельности обучающихся. Основная задача преподавателя – активизировать работу студентов на занятии. Группа делится на микрогруппы, в которой назначается модератор – руководитель деятельности каждого студента в соответствии с его профессиональной ролью.

Рекомендуется проведение тренингов, ролевых и деловых обучающихся игр по тематике учебно-образовательных модулей. Примерная тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в табл. 6.

Таблица 6

Формы активного обучения

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии  
 
Модуль 1. Теория и инфраструктура отраслевых рынков. Конкуренция и монополия Цель: сформировать понятийный аппарат, закрепить полученные знания по видам отраслевых рынков Тема 1. Анализ конкретных ситуаций и изучение основных моделей формирования и функционирования разного рода рыночных структур    
Тема 2. Анализ конкретных ситуаций и выявление особенностей различных видов конкуренции на рынках    
Модуль 2. Структура отрасли. Рыночная концентрация и монопольная власть. Рынок доминирующей фирмы. Цель: сформировать понятийный аппарат, выработка практических навыков анализа структуры отрасли     Тема 3. Анализ конкретных ситуаций и выявление основных принципов поведения фирм на разных рынках и последствия такого поведения для деятельности экономики в целом    
Тема 4. Анализ конкретных ситуаций и рассмотрение показателей уровня концентрации на отдельных отраслевых рынках  
Модуль 3. Асимметричная информация как фактор монопольной власти. Дифференциация товара, структура рынка и конкуренция. Цель: сформировать понятийный аппарат, проанализировать модели рынков дифференцированного товара   Тема 5. Анализ конкретных ситуаций и пути решения проблем рынка с ассиметричной информацией  
Тема 6. Анализ конкретных ситуаций по применению рекламы на рынке дифференцированного товара  
Модуль 4. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм на рынке. Цель: сформировать понятий аппарат, проанализировать стратегии поведения фирм на рынке Тема 7. Анализ конкретных ситуаций по применению франчайзинга как одной из форм вертикальной интеграции  
Тема 8. Анализ различных форм несовершенной конкуренции на рынке  
Модуль 5. Ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы на товарном рынке. Цель: сформировать понятийный аппарат, выявить причины возникновения ценовой дискриминации Тема 11. Анализ конкретных ситуаций применения ценовой дискриминации на практике  
Тема 12. Анализ конкретных ситуаций по воздействию ценовой дискриминации на конкуренцию  

Проблемная ситуация – совокупность условий, обстоятельств, характеризующих такой тип учебной или профессиональной деятельности, при котором появляется потребность в освоении новых знаний или способов деятельности. Проблема, принятая к решению, и есть проблемная ситуация.

Таблица 7

Учебно-образовательные модули дисциплины и

междисциплинарные связи с последующими дисциплинами*

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин*
1. Модуль 1. Теория и инфраструктура отраслевых рынков. Конкуренция и монополия      
2. Тема 1.1. Предмет и метод анализа отраслевых рыночных структур *   *
3. Тема 1.2. Понятие фирмы. Основные концепции фирмы в экономической теории. * *  
4. Тема 1.3 Стратегическая концепция фирмы. Классификация фирм: по размерам, формам собственности, организационно-правовым формам, внутренней структуре управления, целям * *  
5. Тема 1.4. Основные концепции конкуренции и распределение ресурсов в условиях конкуренции и монополии. * * *
6. Модуль 2. Структура отрасли. Рыночная концентрация и монопольная власть. Рынок доминирующей фирмы      
7. Тема 2.1 Основные черты, характеризующие рыночную структуру и основные типы рынков. *   *
8. Тема 2.2.Теоретические основы анализа и спецификации рыночных структур     *
9. Тема 2.3. Эффект масштаба и вертикальная интеграция. Диверсификация деятельности фирмы. *    
10. Тема 2.4.Монопольная власть доминирующей фирмы. Причины рыночной власти доминирующей фирмы      
Модуль 3 Асимметричная информация как фактор монопольной власти. Дифференциация товара, структура рынка и конкуренция      
Тема 3.1. Причины неполноты информации и результаты асимметрии информации. Пути решения проблем рынка с асимметричной информацией      
Тема 3.2. Рынок дифференцированного продукта и модели рынков дифференцированного товара.     *
Тема 3.3. Реклама на рынке дифференцированного продукта        
Модуль 4. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм на рынке        
16. Тема 4.1.Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения как форма взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции     *
17. Тема 4.2. Виды вертикальной интеграции и издержки вертикальной интеграции.      
18. Тема 4.3. Зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции     *
19. Тема 4.4. Понятие «несовершенная конкуренция" и основные формы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция и олигополия. * * *  
20. Модуль 5 Ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы на товарном рынке.      
21. Тема 5.1. Причины возникновения ценовой дискриминации и условия эффективности ценовой дискриминации. *   *
22. Тема 5.2. Типы ценовой дискриминации и практика ценовой дискриминации.   * *
23. Тема5.3.Особые проблемы географической ценовой дискриминации.   * *  
24. Тема5.4. Пространственное ценообразование и эффективность   * *  

Перечень последующих дисциплин:

1.«Государственное регулирование экономики»

2.«Маркетинг»

3.«Реструктуризация организации».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.

Цели самостоятельной работы.

Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к лабораторным занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену. Виды самостоятельной работы по каждому модулю с учетом трудоемкости представлены в табл. 8.

Таблица 8

Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа, для профиля подготовки «Антикризисное регулирование деятельности организации», «Экономика организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС, зач.ед./час Виды самостоятельной работы студентов Часы
очная заочная Очно-заоч. Заоч. сокращеннаа очная заочная очно-заочная Заочная сокращенная
Модуль 1. Теория и инфраструктура отраслевых рынков. Конкуренция и монополия 1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию по модулю    
4. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - зачету
Модуль 2. Структура отрасли. Рыночная концентрация и монопольная власть. Рынок доминирующей фирмы 1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию по модулю
4. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - зачету
3. Модуль 3 Асимметричная информация как фактор монопольной власти. Дифференциация товара, структура рынка и конкуренция   1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию по модулю
4. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - зачету
4. Модуль 4. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм на рынке   1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию по модулю
       
4. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - зачету
5. Модуль 5 Ценовая дискриминация и ценовая политика фирмы на товарном рынке.   1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию по модулю
4. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - зачету
6. ИТОГО 2,6/92 3,6/130 3,4/124 3,8/136          
                             

В самостоятельную работу включена подготовка рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из которого студенты выбирают тему реферата. Студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Темы рефератов должны быть современными, проблемными и профессионально ориентированными, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.

Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая активная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы). Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе бально-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.

Содержание самостоятельной работы

Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника.

Темы рефератов:

1. Роль государственной политики в достижении рациональной рыночной структуры.

2. Основные концепции фирмы в экономической теории.

3. Технологическая концепция фирмы - технологические границы фирмы, горизонтальные и вертикальные границы роста.

4. Стратегическая концепция фирмы.

5. Эффективность конкурентных рынков.

6. Неэффективность монопольного ценообразования. Распределение ресурсов в условиях конкуренции и монополии. Монополия и благосостояние страны.

7. . Структурные, поведенческие, функциональные критерии работающей конкуренции.

8. Теоретические основы анализа и спецификации рыночных структур.

9. Проблема определения границ рынка.

10. Диверсификация деятельности фирмы.

11. Причины рыночной власти доминирующей фирмы

12. Анализ модели рынка с доминирующей фирмой

13. Пути решения проблем рынка с асимметричной информацией

14. Рынок дифференцированного продукта.

15. Модели рынков дифференцированного товара.

16. Реклама на рынке дифференцированного продукта

17. Реклама в условиях олигополии.

18. Теория оптимального уровня продуктового разнообразия.

19. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения как форма взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции.

20. Вертикальная интеграция как форма контроля над собственностью.

21. Вертикальные ограничения на монопсонических рынках

22. Франчайзинг как форма вертикальной интеграции. Зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции. Особенности вертикального контроля в российской экономике

23. Эвристическое ценообразование как инструмент координации.

24. Причины возникновения ценовой дискриминации.

25. Основные проблемы географической ценовой дискриминации.

26. Пространственное ценообразование и эффективность.

Вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам
освоения дисциплины:

1. Предмет и метод анализа отраслевых рыночных структур.

2. Два типа государственного воздействия на рыночные структуры: регулирование и антитрестовская политика

3. Понятие фирмы. Основные концепции фирмы в экономической теории.

4. Основные характеристики фирмы. Три подхода к анализу функционирования фирмы.

5. Технологическая концепция фирмы - технологические границы фирмы, горизонтальные и вертикальные границы роста.

6. Контрактная концепция фирмы - трансакционные издержки, пределы внутренних и внешних контрактов.

7. Стратегическая концепция фирмы.

8. Классификация фирм: по размерам, формам собственности, организационно-правовым формам, внутренней структуре управления, целям.

9. Чистая конкуренция.

10. Совершенная конкуренция.

11. Квазиконкурентный рынок. Эффективность конкурентных рынков.

12. Монополия и благосостояние страны.

13. Естественная монополия.

14. Правило максимизации прибыли в условиях монополии.

15. Основные черты, характеризующие рыночную структуру.

16. Основные типы рынков. Рынки свободной конкуренции. Квазиконкурентные рынки.

17. Монополистическая конкуренция и олигополия.

18. Факторы, определяющие рыночную структуру.

19. Тенденции изменения уровня совокупной концентрации.

20. Измерение уровня концентрации продавцов.

21. Показатели уровня концентрации на отдельных отраслевых рынках.

22. Влияние внешней торговли на показатели концентрации.

23. Проблема определения границ рынка. Локальные, временные, продуктовые границы рынка.

24. Показатели монопольной власти.

25. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка. Нестратегические барьеры входа.

26. Эффект масштаба и вертикальная интеграция.

27. Диверсификация деятельности фирмы.

28. Дифференциация продукта.

29. Монопольная власть доминирующей фирмы. Причины рыночной власти доминирующей фирмы.

30. Асимметричная информация. Причины неполноты информации.

31. Пути решения проблем рынка с асимметричной информацией.

32. Рынок дифференцированного продукта.

33. Долгосрочное равновесие на рынке дифференцированного продукта и избыточная производственная мощность.

34. Модели рынков дифференцированного товара.

35. Реклама на рынке дифференцированного продукта.

36. Государственное регулирование рекламной деятельности.

37. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения как форма взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции.

38. Проблема двойного ценообразования.

39. Вертикальная интеграция как форма контроля над собственностью.

40. Виды вертикальной интеграции.

41. Франчайзинг как форма вертикальной интеграции.

42. Зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции.

43. Особенности вертикального контроля в российской экономике

44. Понятие "несовершенная конкуренция". Две основные формы несовершенной конкуренции.

45. Классификация моделей олигополии.

46. Эвристическое ценообразование как инструмент координации.

47. Причины возникновения ценовой дискриминации. Условия эффективности ценовой дискриминации.

48. Типы ценовой дискриминации.

49. Практика ценовой дискриминации.

50. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние.

51. Ценовая дискриминация и естественная монополия.

52. Воздействие ценовой дискриминации на конкуренцию.

53. Основные проблемы географической ценовой дискриминации.

54. Пространственное ценообразование и эффективность.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература:

1. Авдашева, С.Б., Розанова, Н.М. Теория организации отраслевых рынков.— М.: Магистр, 2012.

2. Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков, ч. I. — Но­во­си­бирск, 2012.

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2013. Т. 2.

4. Зайцев Н. Экономика промышленного предприятия. Учебник. 6-е изд.,перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2013. – 414 с.

5. Кен Хитер. Экономика отраслей и фирм. М.: Финансы и статистика, 2011. – 480 с.

6. Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: Дело, 2012.

7. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Учебник. – СПб.: Экономика, 2013. – 815 с.

8. Хэй, Д., Моррис, Д. Теория организации промышленности: В 2 тт. — СПб.: Экономическая школа, 2010.

9. Шерер, Ф. М., Росс, Д. Структура отраслевых рынков.— М.: ИНФРА-М, 2010

Дополнительная литература:

1. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2013. – 345 с.

2. Басовский Л.Е. . Экономика отрасли: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2013. – 145 с.

3. Гайнутдинов Э.М. Экономика промышленного производства. Практикум. – М.: Высшая школа, 2012. – 255 с.

4. Емельянова Т.В., Кравченко В.П. Экономика общественного питания. – М.: Высшая школа, 2012. – 383 с.

5. Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: Дело, 2013.

6. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Экономика предприятий торговли и общественного питания. – М.: КноРус, 2011. – 400 с.

7. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учебное пособие / Е.Н. Киселева, О.Г. Буданова - М.: Вузовский учебник, 2011. – 192 с. :

8. Пешкова Т.А., Карпенко Е.А., Ларионова В.А., Ольхова Л.А. Экономика отрасли: торговля и общественное питание. – М.: Альфа-М, 2012. – 224 с.

9. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли. – М.: Инфра-М, 2010. – 309 с.

10. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. – М.: Инфра-М, 2011. – 442 с.

11. Тарануха Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ДиС, 2013. – 240 с. (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова)

12. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие. М.: ДиС, 2012. – 240 с. (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова)

13. Тумин В.М., Коряков А.Г., Михайлов В.Г., Сухов С.В., Аксенова Т.В. Экономика ресурсов отрасли: задачи и ситуации. Учебное пособие – М.: КузГТУ, 2012. – 78 с.

14. Экономика отрасли: Учебное пособие для вузов / под ред. Пелиха А.С. – Ростов-н/Д: Феникс, 2012. – 448 с.

15. Экономика предприятия: учебное пособие / В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2012 - 132 с.

16. Экономика промышленного предприятия. Под ред. Кантора Е.Л., Маховиковой Г. А., Кантора Е. Л. Ростов-н/Д.: МарТ, 2013. – 864 с.

17. Carlton, D.W., Perloff, J.M. Modern Industrial Organization. 2nd ed. Harper Collins, 1993.

18. Handbook of Industrial Organization. R. Schmalensee and R. D. Willig (eds.). Vol. 1, North-Holland, 2011.

19. Martin, S. Advanced Industrial Economics. Oxford and Cambridge, Mass.: Blackwell, 2012.

20. Shy, O. Industrial Organization: Theory and Applications. MIT Press, 2011.

21. Tirole, J. The Theory of Industrial Organization.MIT Press, 1988. (Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-хтт. — СПб: Экономическаяшкола, 2011.)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для проведения всех видов учебных занятий как аудиторных лекционных, так и практических, в процессе подготовки рефератов и выполнения самостоятельной работы кафедра «Экономика и управление народным хозяйством» располагает учебно-методической, учебно-практической, учебной литературой, учебно-методическими комплексами, экономическими и отраслевыми журналами. На кафедре сосредоточены все нормативно-законодательные акты Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения Министерства образования и науки Российской Федерации, стандарты, в том числе 3 поколения.

Для реализации бакалаврской программы университет располагает следующим материально-техническим обеспечением: компьютерные классы, лингафонные кабинеты, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет.

На кафедре имеется фонд научной литературы по антикризисному управлению, в том числе по повышению эффективности функционирования производственной и организационной структурам предприятий, формам общественного производства, рациональному использованию основных производственных фондов, оборотного капитала, трудовых ресурсов, себестоимости продукции, инвестиций, расчету экономической эффективности и расчету экономических, финансовых и других показателей. Кафедра располагает компьютерным классом, оснащенным компьютерной техникой и необходимым комплексом программного обеспечения. К оборудованию относится компьютеры – 10 штук, объединенные в локальную сеть; 2 лазерных принтера; выход в Интернет (безлимитный трафик).

Под технологиями обучения понимается система методов, форм и средств обучения, с помощью которой обеспечивается тиражируемый спо­соб достижения поставленных дидактических целей. Встречаются также и такие синонимичные терминологические выражения, тесно связанные с понятием «информационные технологии обучения», как «новые информационные технологии в обучении», «современные информационные технологии обучения», «электронно-коммуникативные системы, средства и технологии обучения» и др.

Информационные технологии - это совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Следует также отметить, что широко используется термин «компьютерные и телекоммуникационные технологии». Однако поскольку понятие «информационные» включает в себя и компьютерные, и телекоммуникационные средства, то более правильно использовать термин «новые информационные технологии» (НИТ).

Особенность большинства НИТ в высшем образовании состоит в том, что они, в основном, базируются на использовании современных персональных компьютерах (ПК). При этом ПК уверенно вошел в систему дидактических средств, стал важным элементом предметной среды для разностороннего развития обучаемых.

Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) традиционно понимают программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио- видеотехники и т.п. СНИТ обеспечивают операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации. Это могут быть: компьютеры всех классов (от «супер» до «палм-топ»), устройства ввода речи в компьютер, сканеры, базы данных и знаний, системы мультимедиа, видео- и телетекст, модемы, компьютерные сети, информа­ционно-поисковые системы, цифровые фотокамеры, экспертные обучающие системы, устройства вывода графической информации, гипертекстовые системы, телевидение, радио, телефон и факс, голосовая электронная почта, телеконференции, электронная доска объявлений, программные средства навигации в Интернет, электронные библиотеки, программные средства учебного назначения, засекречивающая аппаратура, редакционно-издательские системы, CD-ROM, системы распознавания текста, программные комплексы (языки программирования, трансляторы), синтезаторы речи по тексту, средства передачи данных, пейджеры, системы «виртуальной реальности», геоинформационные системы и др. Сегодня, наряду с традиционными средствами информационного взаимодействия (почтой, телефоном, факсом), уже стали привычными такие понятия, как Web-серверы сети Интернет, электронная почта, телеконференции, видеоконференции.

Наши рекомендации