Основные признаки совершенной конкуренции как идеальной модели рынка. Сущность монополии, понятие «естественная монополия».
Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка.
Основные показатели рынка, от которых зависят виды конкуренции:
- Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
- Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
- Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
- Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
При совершенной конкуренции фирма не может завысить цену, иначе покупать товары будут не у нее, а у конкурентов. В силу этого нет и стимулов к искусственному снижению объема производства. Напротив, чем больше выпуск продукции, тем больше выручка фирмы.
При несовершенной конкуренции компания значима в масштабах рынка. Стоит ей снизить объемы производства, и цены на ее товары повысятся. Тем самым создаются стимулы к занижению объема выпуска. В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли.
Монополия;
Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара.
Монополия характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль.
Монополист максимизирует возможную прибыль, повышая цену и уменьшая количество товаров на рынке.
- Модель монополии основана на ряде условий:
- продукция монополии не имеет совершенных товаров-заменителей;
- отсутствует свободный вход на рынок;
- совершенная информированность монополиста о состоянии рынка.
- Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Т.е, чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного продуктов, у которых нет заменителей.
- Редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец. Чистая монополия чаще характерна для локальных рынков, чем для общенациональных.
В системе современных экономических отношений особую роль играет естественная монополия.
Естественная монополия– такая ситуация на рынке, при которой предприятие является монополистом в силу географических, геополитических или природно-климатических условий того или иного региона или сегмента рынка. Это неизбежная, официально признанная монополия на производство товаров и услуг, достигающая минимальных долгосрочных средних издержек при очень больших масштабах производства.
Цикличность экономического развития и ее причины. Фазы экономического цикла, их характеристика. Экономический рост.
Экономический цикл– это следствие шоковых ситуаций и нарушений равновесия, поражающих экономику в разные периоды и имеющих последствия, устойчивые во времени. Экономический цикл неравномерен, потому что шоковые ситуации случаются нерегулярно.
Фазы экономических циклов.
В классическом цикле можно выделить следующие фазы:
1. Рецессия (кризис, спад, сжатие);
2. Стагнация (депрессия);
3. Оживление (фаза восстановления);
4. Подъём («бум», процветание).
Причины цикличности
Формальная возможность кризисов, а следовательно, и циклов заложена уже в простом товарном обращении и связана с функцией денег как средства обращения. Несовпадение актов купли и продажи по месту и времени создает предпосылки для разрыва в единой цепи сделок по купле и продаже. Другая формальная возможность кризиса связана с функцией денег как средства платежа. Кредитные отношения, как известно, базируются на будущей платежеспособности покупателей или продавцов. Однако сбой лишь в одном звене кредитной цепи разрывает ее и вызывает цепную реакцию, которая может привести к расстройству системы общественного производства.
При анализе реальных причин, вызывающих цикличность развития экономики, можно выделить три основных подхода.
Во-первых, природу экономических циклов объясняют факторами, лежащими вне рамок экономической системы. Это — природные явления, политические события, психологическая заданность и т.п. Речь идет, в частности, о циклах солнечной активности, войнах, революциях и других политических потрясениях, об открытиях крупных месторождений ценных ресурсов или территорий, о мощных прорывах в технике и технологиях.
Во-вторых, цикл рассматривают как явление внутреннее, присущее экономике. Внутренние факторы могут вызвать как спад, так и подъем хозяйственной активности через определенные промежутки времени. Одним из решающих факторов является цикличность обновления основного капитала. В частности, начало экономического бума, сопровождающегося резким увеличением спроса на машины и оборудование, очевидно позволяет предположить, что он повторится через определенный период времени, когда эта техника физически или морально износится, устареет.
В-третьих, причины циклов усматривают во взаимодействии внутренних состояний экономики и внешних факторов. Согласно такой точке зрения внешние факторы рассматриваются в качестве первичных источников, провоцирующих вступление в действие внутренних факторов, которые трансформируют получаемые импульсы от внешних источников в фазовые колебания экономической системы. К внешним источникам нередко относят государство.
Экономический рост – это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства.
Экономический рост имеет свои плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести:
1. рост объема производства и богатства общества;
2. рост международного престижа страны;
3. повышение трудовой занятости и материальной обеспеченности населения (рост жизненного уровня населения);
4. автоматизирование производства, улучшение условий труда.
К минусамэкономического роста можно отнести следующие факторы:
1. ухудшение среды обитания людей;
2. исчерпание невосполнимых ресурсов;
3. перенаселенность больших городов;
4. вопрос переквалификации кадров;
5. рост интенсивности труда.
Различают два пути экономического роста – экстенсивный и интенсивный.
Экстенсивный путь экономического роста – увеличение выпуска продукции достигается за счет количественного расширения используемых факторов производства. Например, устанавливается большее количество оборудования; осуществляется прием дополнительных рабочих; увеличиваются площади обработанных земель; разрабатываются новые месторождения; технология производства при этом остается в неизменном виде.
Интенсивный путь экономического роста – увеличение выпуска достигается за счет качественного улучшения используемых факторов производства.