Основные признаки совершенной конкуренции как идеальной модели рынка. Сущность монополии, понятие «естественная монополия».

Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.

Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка.

Основные показатели рынка, от которых зависят виды конкуренции:

  • Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  • Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  • Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
  • Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

При совершенной конкуренции фирма не может завысить цену, иначе покупать товары будут не у нее, а у конкурентов. В силу этого нет и стимулов к искусственному снижению объема производства. Напротив, чем больше выпуск продукции, тем больше выручка фирмы.

При несовершенной конкуренции компания значима в масштабах рынка. Стоит ей снизить объемы производства, и цены на ее товары повысятся. Тем самым создаются стимулы к занижению объема выпуска. В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли.

Монополия;

Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара.

Монополия характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль.

Монополист максимизирует возможную прибыль, повышая цену и уменьшая количество товаров на рынке.

  • Модель монополии основана на ряде условий:
  • продукция монополии не имеет совершенных товаров-заменителей;
  • отсутствует свободный вход на рынок;
  • совершенная информированность монополиста о состоянии рынка.
  • Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Т.е, чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного продуктов, у которых нет заменителей.
  • Редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец. Чистая монополия чаще характерна для локальных рынков, чем для общенациональных.

В системе современных экономических отношений особую роль играет естественная монополия.

Естественная монополия– такая ситуация на рынке, при которой предприятие является монополистом в силу географических, геополитических или природно-климатических условий того или иного региона или сегмента рынка. Это неизбежная, официально признанная монополия на производство товаров и услуг, достигающая минимальных долгосрочных средних издержек при очень больших масштабах производства.

Цикличность экономического развития и ее причины. Фазы экономического цикла, их характеристика. Экономический рост.

Экономический цикл– это следствие шоковых ситуаций и нарушений равновесия, поражающих экономику в разные периоды и имеющих последствия, устойчивые во времени. Экономический цикл неравномерен, потому что шоковые ситуации случаются нерегулярно.

Фазы экономических циклов.

В классическом цикле можно выделить следующие фазы:

1. Рецессия (кризис, спад, сжатие);

2. Стагнация (депрессия);

3. Оживление (фаза восстановления);

4. Подъём («бум», процветание).

Причины цикличности

Формальная возможность кризисов, а следовательно, и циклов заложена уже в простом товарном обращении и связана с функцией денег как средства обращения. Несовпадение актов купли и продажи по месту и времени создает предпосылки для разрыва в единой цепи сделок по купле и продаже. Другая формальная возможность кризиса связана с функцией денег как средства платежа. Кредитные отношения, как известно, базируются на будущей платежеспособности покупателей или продавцов. Однако сбой лишь в одном звене кредитной цепи разрывает ее и вызывает цепную реакцию, которая может привести к расстройству системы общественного производства.

При анализе реальных причин, вызывающих цикличность развития экономики, можно выделить три основных подхода.

Во-первых, природу экономических циклов объясняют факторами, лежащими вне рамок экономической системы. Это — природные явления, политические события, психологическая заданность и т.п. Речь идет, в частности, о циклах солнечной активности, войнах, революциях и других политических потрясениях, об открытиях крупных месторождений ценных ресурсов или территорий, о мощных прорывах в технике и технологиях.

Во-вторых, цикл рассматривают как явление внутреннее, присущее экономике. Внутренние факторы могут вызвать как спад, так и подъем хозяйственной активности через определенные промежутки времени. Одним из решающих факторов является цикличность обновления основного капитала. В частности, начало экономического бума, сопровождающегося резким увеличением спроса на машины и оборудование, очевидно позволяет предположить, что он повторится через определенный период времени, когда эта техника физически или морально износится, устареет.

В-третьих, причины циклов усматривают во взаимодействии внутренних состояний экономики и внешних факторов. Согласно такой точке зрения внешние факторы рассматриваются в качестве первичных источников, провоцирующих вступление в действие внутренних факторов, которые трансформируют получаемые импульсы от внешних источников в фазовые колебания экономической системы. К внешним источникам нередко относят государство.

Экономический рост – это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства.

Экономический рост имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести:

1. рост объема производства и богатства общества;

2. рост международного престижа страны;

3. повышение трудовой занятости и материальной обеспеченности населения (рост жизненного уровня населения);

4. автоматизирование производства, улучшение условий труда.

К минусамэкономического роста можно отнести следующие факторы:

1. ухудшение среды обитания людей;

2. исчерпание невосполнимых ресурсов;

3. перенаселенность больших городов;

4. вопрос переквалификации кадров;

5. рост интенсивности труда.

Различают два пути экономического роста – экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный путь экономического роста – увеличение выпуска продукции достигается за счет количественного расширения используемых факторов производства. Например, устанавливается большее количество оборудования; осуществляется прием дополнительных рабочих; увеличиваются площади обработанных земель; разрабатываются новые месторождения; технология производства при этом остается в неизменном виде.

Интенсивный путь экономического роста – увеличение выпуска достигается за счет качественного улучшения используемых факторов производства.

Наши рекомендации