Экономическое учение К. Маркса. Методология учения К. Маркса
5.
Методология К. Маркса берет начало из следующих источников:
классическая политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо - трудовая теория стоимости, производительность труда и т. д.;
немецкая классическая философия - диалектика и материализм;
утопический социализм - социологические аспекты, понятие классовой борьбы.
Закон стоимости
Индивидуальной особенностью методологии К. Маркса является идея базиса и надстройки: совокупные производственные отношения людей, экономическая структура общества — базис, над которым расположена надстройка.
Стоимость товара исходит из величины общественно необходимых затрат труда, расходуемых на его производство при среднем уровне интенсивности, - закон стоимости, сформулированный К. Марксом.
Прибавочная стоимость и заработная плата
В своем учении К. Маркс различал потребительную и меновую стоимость. Потребительная стоимость - способность товара удовлетворять потребности. Меновая стоимость - способность вещи обмениваться на другой товар.
Прибавочная стоимость, по Марксу, есть стоимость продукта неоплаченного труда рабочих. Введение этого понятия позволило показать, как без нарушения закона стоимости рабочий получает только часть оплаты своего труда. Реальная заработная плата, как считает ученый, никогда не растет пропорционально увеличению производительной силы труда, то есть проявляются признаки эксплуатации.
Норма эксплуатации - отношение прибавочной стоимости к размеру переменного капитала, соответствующего оплате рабочей силы.
Теория денег и капитала
Деньги - это товар, стихийно выделившийся из всех видов товаров и играющий роль всеобщего эквивалента, выразителя стоимости всех товаров.
Деньги, по К. Марксу, являются всеобщим платежным и покупательным средством, но они не могут существовать при отсутствии товарного обмена. К. Маркс считал деньги первой формой существования капитала. Под капиталом им понимались деньги, приносящие прибавочную стоимость.
Капитал в кругообороте проходит три стадии:
из денежной формы переходит в производительную, представляющую собой средства производства и рабочую силу;
на второй стадии производственный капитал участвует в процессе производства, переходя в товарную форму;
путем реализации продукции товарная форма капитала преобразовывается в денежную.
Смена стадий осуществляется последовательно.
В кругообороте капитал, который одновременно выступает в трех формах (денежной, производительной и товарной), К. Маркс определил как промышленный капитал.
Теория ренты
Взгляды К. Маркса на теорию ренты совпадают со взглядами Д. Рикардо. Заслуга К. Маркса состоит в признании «абсолютной» ренты. Под последней понимается рента с земель худшего качества (плодородия) или более отдаленных от рынков сбыта.
Контрольные вопросы:
1. История создания «Капитала» и его основная идея.
2. Теория прибавочной стоимости как главное открытие К.Маркса.
3. Двойственный характер труда как необходимое условие для понимания
составных элементов товара.
4.Обьясните механизм образование средней нормы прибыли при капитализме.
Основная литература:
1. История экономических учений (под ред. Худокормова А. Г.). – М., 2002.
2. История экономических учений (под ред. Автономова В.). – М., 2002.
3. История экономических учений (под ред. Шмарловской Г. А.). – М., 2001.
4. История экономических учений Ч.1 (под. Ред. В.А.Жамина., Е.Г.Васи-
левского.) - М. 1989.
5. Бартенев С. А. История экономических учений. – М., 2002.
6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.
7. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М., 1995.
8. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996
Дополнительная литература:
1. Ковалев И. Н. История экономических учений. – Р/Д, 2000.
2. Костюк В. Н. История экономических учений. – М., 2001.
3. Левита Р. Я. История экономических учений. – М., 2001.
4. Сурин А. И. История экономики и экономических учений. – М., 2002.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд. М.: ИНФРА-М,2002
6. Всемирная история экономической мысли. М., 1987 - 1995. Т. 1 - 5.
7. Антология экономической классики. В 2-х т. М., 1991, 1993
Тема 7. Историческая школа в экономической теории
Цель: Раскрыть сущность исторической школы в экономической теории, рассмотреть экономические взгляды представителей данной школы.
План:
1. Особенности экономической мысли «старой» исторической школы:
Ф.Лист, В. Рошер.