Средневековая экономическая мысль арабского Востока (Ибн-Хальдун) и западной Европы (Августин, Аквинат)
Источники экономической мысли Средневековья:
в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Хальдуна (1332-1406);
в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274);
в России: «Русская правда» (XII - XIII вв.) - свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).
Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических установлении, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине — положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры», то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).
Ибн-Хальдун (Ибн Хальдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332-1406)- арабский историк и философ. Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Выдвинул концепцию «социальной физики», которая призывала к: осознанному отношению к труду; борьбе с расточительством и жадностью;
пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.
Августин Блаженный (354-430) является, пожалуй, самой крупной фигурой конца античного христианства и начала христианства средневекового, и его творчество представляет собой мощный водораздел, отделяющий одну историческую эпоху от другой.Его главные труды - «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: Град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «Град Божий» - духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
Экономические воззрения Августина:
вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
«справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.
Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. В своем основном произведении «Сумма теологии» дает оценку товарно-денежным отношениям.
Ключевые догмы Фомы Аквината:
деньги не могут порождать деньги;
необходимо сословное деление общества;
богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
признание необходимости частной собственности.
«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:
цену, которая сообразна издержкам;
цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.
Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.
Основная литература:
1. История экономических учений (под ред. Худокормова А. Г.). – М., 2002.
2. История экономических учений (под ред. Автономова В.). – М., 2002.
3. История экономических учений (под ред. Шмарловской Г. А.). – М., 2001.
4. История экономических учений Ч.1 (под. Ред. В.А.Жамина., Е.Г-
Василевского.) - М. 1989.
5. Бартенев С. А. История экономических учений. – М., 2002.
6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.
7. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М., 1995.
8. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996
Дополнительная литература:
1. Ковалев И. Н. История экономических учений. – Р/Д, 2000.
2. Костюк В. Н. История экономических учений. – М., 2001.
3. Левита Р. Я. История экономических учений. – М., 2001.
4. Сурин А. И. История экономики и экономических учений. – М., 2002.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002
6. Всемирная история экономической мысли. М., 1987 - 1995. Т. 1 - 5.
7. Антология экономической классики. В 2-х т. М., 1991, 1993.
Контрольные вопросы:
1. Проблемы периодизации развития экономической мысли на
основные этапы.
2. Отличие экономических взглядов периода рабовладения и развитого
феодализма.
3. Раскройте экономические взгляды Конфуция.
4. Почему Аристотеля считают основателем экономической теории как
науки? Правильно ли это?
5. Основные положения теории канонистов.