Особенности организационно-правовых форм
Классификация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в России может осуществляться по различным критериям. Самым грубым будет деление на тех, кто:
· имеет статус юридического лица (ООО, АО, МУП и т. д.);
· и не имеет такого статуса (ИП, филиалы, представительства и т. д.).
Если же в качестве основы взять определение того, являются те лица, которые создают организацию, ее членами (именно эта классификация сейчас является по ГК основной), то существуют 2 других группы:
1. Корпоративные организации. К этой категории относится большая часть ОПФ.
2. Унитарные организации. Это разного рода муниципальные унитарные предприятия и другие предприятия, созданные органами местной власти или государством. Здесь ключевым фактором является то, что эти организации, хотя и созданы для того, чтобы получать прибыль, сами не владеют тем имуществом, которое им передано для осуществления деятельности. Все это имущество не может быть разделено на паи или акции и передано кому бы то ни было (даже самим работникам предприятия).
В России допускается ведение коммерческой деятельности в следующих формах:
1. Индивидуальное предпринимательство. Гражданин вправе пройти процедуру регистрации в налоговой службе и получить статус ИП. С того момента, как запись об этом внесена в ЕГРИП, к коммерческой деятельности гражданина применяются все те правила, которые регулируют деятельность коммерческих организаций. Исключением являются случаи, когда либо в законе сказано иное, либо сами правовые отношения таковы, что к ним не могут применяться правила об организациях.
2. Полное товарищество. Под этим понимается организованная деятельность 2 и более лиц, которые объединяются вместе и ведут коммерческую деятельность не от своего имени, а от лица товарищества. При этом они отвечают по долгам организации не только тем имуществом, которое передано ей, но и всем, что у них есть. Больше того, если в товарищество вступает новый участник, он принимает на себя риск ответственности по всем обязательствам — вплоть до тех, которые возникли до его вступления. При выходе же принимается риск по обязательствам, возникшим до выхода, который сохраняется в течение 2 лет. В силу того, что эта ОПФ предусматривает глубокую связь между товарищами в их общей деятельности, каждое лицо вправе участвовать лишь в одном полном товариществе.
3. Товарищество на вере. В принципе, эту ОПФ можно считать разновидностью товарищества, описанного выше, но тут есть одно небольшое отличие: кроме полных товарищей, которые действуют от имени организации и рискуют всем имуществом, есть и вкладчики-коммандитисты. Их ответственность не превышает пределов стоимости того имущества (или денежных средств), которое они внесли в капитал организации. Кроме того, коммандитисты не могут участвовать в деятельности, которую ведет товарищество, если у них нет особой доверенности. Однако есть один момент: если имя коммандитиста вдруг включается в название товарищества, он становится полным товарищем. В остальном организация и статус товарищества на вере и полного товарищества практически совпадают.
4. Производственные кооперативы, они же артели. Здесь предусмотрено как объединение имущественных взносов, так и личное трудовое участие членов. При этом ответственность членов кооператива по обязательствам перед третьими лицами ограничивается лишь размером их паев. Характерной особенностью этой ОПФ является то, что при голосовании на общем собрании размер пая, вложенного в организацию, не имеет существенного значения, т. к. действует правило «1 участник — 1 голос».
5. Крестьянские фермерские хозяйства.
6. Общество с ограниченной ответственностью. Это самая распространенная из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. В этом обществе уставной капитал делится на доли, принадлежащие участникам. Ответственность по долгам общества участники несут лишь в пределах той доли уставного капитала, которая принадлежит каждому из них.
7. Публичные акционерные общества (ранее именовавшиеся ОАО). Здесь допускается свободный оборот акций и возможность их продажи любому лицу, желающему их приобрести.
8. Непубличные акционерные общества. Здесь оборот любых ценных бумаг совершается лишь внутри круга акционеров или иных лиц, указанных в законе или учредительных документах АО.
9. Унитарные предприятия. Имущество УП не делится на паи, доли или акции даже между его работниками. Оно является единым комплексом, предоставленным для ведения хозяйственной деятельности. УП не является владельцем того имущества, которое за ним закреплено. Имущество принадлежит учредителю, само УП лишь пользуется им. УП создаются либо государством, либо местными муниципалитетами, которые и выступают в качестве собственников имущества. Руководство УП не избирается, а назначается государственным или муниципальным органом. Собственник не отвечает по долгам УП. Исключением являются так называемые казенные предприятия, применительно к которым допускается ситуация, когда при недостатке имущества у УП непогашенная часть долга в субсидиарном порядке возмещается из бюджета муниципалитета, субъекта Федерации или РФ в целом.
16. Налоги и бюджет.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.
Под налогообложением принято понимать взимание налога.
Выделяют следующие функции:
1. Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога - формирование финансовых ресурсов государства.
2. Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экон-ские, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые хара-ки этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
3. Стимулирующая.. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
4. Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.
5. Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.
Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.
По налоговому кодексу РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Налогоплательщики и плательщиками сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.
К элементам налогообложения относятся:
- Объект налогообложения: юр факты или действия, которые обязывают заплатить налог
- Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например - стоимость имущества.
- Налоговый период. Налоговый период - период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисл сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например - один год.
- Налоговая ставка - величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы
- Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.
- Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.
Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:
1. По способу изъятия различают два вида налогов:
· прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
· косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По воздействию налоги подразделяются на:
· пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
· прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
· дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
· твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.
3. По назначению различают:
· общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
· маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).
4. По субъекту уплаты выделяют:
· налоги, взимаемые с физических лиц;
· налоги, взимаемые с юридических лиц;
· смешанные налоги.
5. По объекту налогообложения разделяют:
· имущественные налоги;
· ресурсные налоги (рентные платежи);
· налоги, взимаемые от выручки или дохода;
· налоги на потребление.
6. По источнику уплаты существуют:
· налоги, относимые на индивидуальный доход;
· налоги, относимые на издержки производства и обращения;
· налоги, относимые на финансовые результаты;
· налоги, взимаемые с выручки от продаж.
7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:
· собственные (закрепленные) налоги;
· регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.
8. По срокам уплаты:
· периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
· срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.
9. По принадлежности к уровню правления:
· федеральные;
· региональные;
· местные.