Трагедия общедоступной собственности

Кол-во коров C, шт.   Общий продукт Q, кг   Средний продукт AP, кг, отражающий индивидуальный интерес (Q:C) Предельный продукт MP, кг, отражающий коллективный интерес (Qn-Qn-1)
-2
-4
-15

Перенесём табличные данные на график.

АР, МР
Цена 1 коровыа
С
АР
МР
с*
B
с'
А

Рис. 3.1. Графическая иллюстрация трагедии общедоступной собственности.

Если предельный продукт – стоимость дополнительного количества молока, получаемого от прибавления к стаду одной дополнительной коровы – больше, чем цена, уплачиваемая за эту корову (MP (c) > a), то выгодно прибавить еще одну корову к ста­ду, если MP (c) < a, то необходимо убрать одну корову.

· Если пастбище находится в частной собственности, т.е. име­ется собственник, который может принять решение об ограниче­нии доступа к ресурсу, то частный владелец, чтобы максимизиро­вать свои доходы, допускал бы не более с* коров на этом пастбище. Треугольник В на графике представляет ту ренту, которая будет получена в этом случае с данного пастбища.

· Если пастбище находится в общем доступе, т.е. каждый пастух самостоятельно принимает решение о количестве коров, которое он приведет на это пастби­ще, в этом случае каждый пастух увеличивает поголовье коров до тех пор, пока стоимость выпуска, получаемого от коровы, превышает а — цену коровы (АР(с)>a). Равновесное количество коров в этом случае будет с’. При условии выпаса на пастбище с’ коров стоимость предельного продукта МР(с)<0. В данном случае происходит рассеивание ренты. Треугольник А на графике отражает потерю ренты с пастбища, обусловленную чрезмерным ис­пользованием ресурса.

Режим свободного доступа, будучи внутренне нестабильным, эволюционирует по направлению либо к коммунальной собственности, либо к частной, либо к государственной.

Коммунальная собственность – режим использования ограниченных ресурсов, в рамках которого исключительными правами обладает группа людей. Согласно методологии трансакционного подхода, система коммунальной собственности складывается там, где издержки по спецификации и защите индивидуальных прав собственности слишком высоки.

Недостатки коммунальной собственности похожи на недостатки свободного доступа и возрастают с увеличением числа пользователей. Речь идёт о нещадной эксплуатации и быстром истощении ресурсов, находящихся в общей собственности.

Система коммунальной собственности жизнеспособна тогда, когда общность людей однородна и сравнительно невелика. Чем больше численность людей, тем сложнее сохранить режим коммунальной собственности.

Оптимизацию размера группы при коммунальной собственности можно представить следующим образом.

Издержки
Численность группы
A(N)  
D(N)  
N*
N1
N2

Рис. 3.2. Оптимальный размер группы при режиме
коммунальной собственности.

A(N) - издержки достижения соглашения в расчёте на 1 члена группы;

D(N) - удельные издержки защиты прав собственности от посягательств других лиц.

Анализ рисунка 3.2. показывает, что оптимальный размер группы в условиях коммунальной собственности соответствует N* её участников. В случае N1 участников группы слишком мало и издержки защиты прав собственности от посягательства других лиц слишком высоки. Напротив, в случае N2 участников группы слишком много и это приводит к росту издержек достижения соглашения в расчёте на одного члена группы.

Частная собственность – режим использования ограниченного ресурса, при котором исключительными правами обладает отдельный индивид.

Режим исключительности может поддерживаться

· Государством,

· Самим субъектом права,

· Социальными нормами.

Важное преимущество частной собственности состоит в том, что при ней возникает институциональная преграда сверхиспользованию ресурсов. Другое преимущество – высокая степень гарантированности права частной собственности – обеспечивает эффективное использование ресурса. Именно данный режим обеспечивает наиболее жёсткую связь между предпринимаемыми отдельным индивидом решениями и получаемыми результатами. В частности, возникает существенная экономия на издержках согласования решения с другими экономическими агентами. Пример – деятельность предприятия с несколькими учредителями оказывается при прочих равных условиях менее эффективной по сравнению с одним учредителем.

Государственная собственность – режим использования ограниченного ресурса, при котором исключительность доступа существует не только для аутсайдеров (экономических агентов, не связанных непосредственно с деятельностью данного предприятия), но и для инсайдеров (работников предприятия).

Назовём отличия государственной собственности от частной с точки зрения структуры пучков правомочий:

1. Неспособность совладельца государственной собственности продать или передать свою долю участия в ней. Более того, никто не может уклониться от обладания ею: владение государственной собственностью не добровольно; оно обязательно до тех пор, пока некто остается членом общества;

2. Отсутствие тесной связи между поведением совладельцев
государственной собственности и результатами ее использования: при государственной собственности издержки любого решения в меньшей степени ложатся на избирателя, чем на владельца в условиях частной собственности;

3. У совладельцев государственной собственности меньше стимулов контролировать поведение наемных управляющих (бюрократов), которым делегированы права пользования объектами государственной собственности;

4. Бюрократ имеет меньше стимулов производить то, на что общество предъявляет спрос. Мнение бюрократа о том, что общество должно иметь, обычно называют «интересами общества».

Институциональное изменение, предполагающее трансформацию свободного доступа, частной или коммунальной собственности в государственную собственность, называется национализацией. Примером национализации является трансформация частной собственности, произведённая в России в октябре 1917 г. на землю, промышленные предприятия, железные дороги и т.п.

Обратный процесс – трансформация государственной собственность в частную – называется приватизацией. О приватизационных процессах в России 90-х годов свидетельствуют следующие цифры:

Таблица 3.2.

Масштабы государственного и негосударственного секторов в России[26]

Годы Численность занятых в экономике, млн. чел. В том числе Доля госсектора в общей численности занятых, %
В государственном секторе В негосударственном секторе
75,3 62,2 13,1 82,6
73,8 55,7 18,1 75,5
72,1 49,7 22,4 68,9
70,9 37,6 33,3 53,0
68,5 30,6 37,9 44,7
66,4 28,0 38,4 42,2
66,0 27,7 38,3 42,0
64,7 25,9 38,8 40,0
63,8 24,3 39,5 38,1
64,0 24,4 39,6 38,1
64,3 24,4 39,9 37,9
64,7 24,2 40,5 37,4
65,4 24,2 41,2 37,0
65,7 23,9 41,8 36,4
66,4 23,6 42,8 35,5

Наши рекомендации