Тема 9. Концентрация производства в отрасли

1. Экономическое содержание концентрации производства.

2. Формы концентрации производства.

3. Оценка эффективности процессов концентрации.

1.Под концентрацией производствапонимается сосредоточение все

большей массы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объемов

оказания услуг и массы прибыли на крупных предприятиях и объединениях.

Из определения концентрации производства следует её экономическая

сущность, которая представляет двусторонний процесс:

1. Рост доли крупных предприятий в общем объеме производства

отрасли.

2. Рост размеров самих крупных предприятий.

Показатели уровня концентрации производства:

- средний годовой оборот одного предприятия;

- среднегодовая стоимость собственного капитала предприятия;

- среднегодовая численность работников предприятия.

Последний показатель перестает быть однозначной характеристикой

концентрации, так как вследствие внедрения самообслуживания и других

прогрессивных технологических процессов сокращается численность

работников предприятий.

Развитие процессов концентрации в отраслях стало причиной

возникновения монополий, контроля крупнейшими корпорациями

деятельности мелких и средних предприятий, возможностей получения

монополистической прибыли.

2.Можно выделить следующие основные формы концентрации в

сфере обслуживания:

- горизонтальная интеграция,

- вертикальная интеграция,

- диверсификация.

1. Горизонтальная интеграция – объединение двух и более однородных

по функциональному значению и ассортиментному профилю предприятий,

находящихся в одном владении и образующих цепные системы.

Организационные структуры цепных компаний отличаются большим

разнообразием. Выбор конкретной организационной структуры определяется

масштабами деятельности компании, численностью и территориальным

размещением ее филиалов, другими условиями.

Процессы горизонтальной интеграции осуществляются путем

внутрифирменного роста, поглощения крупными предприятиями мелких и

средних предприятий. В результате происходит централизация капитала,

общих функций управления и организационных структур управления.

2. Вертикальная интеграция - объединение, слияние, кооперация или

взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников,

продавцов и потребителей продукции.

Среди основных причин, вызывающих вертикальную интеграцию,

выделяют:

• перенакопление капитала и невозможность его реинвестирования в

отрасли функциональных компаний;

• невысокую или нестабильную норму прибыли в отрасли

функционирования компании;

• более высокую норму прибыли в отраслях, сопряженных с отраслью

функционирования компании;

• научно-технический прогресс, вызывающий необходимость

централизации или кооперирования различных источников его

финансирования.

Организационные формы вертикальных объединений характеризуются

самым разнообразным сочетанием рыночных и нерыночных,

централизованно координируемых форм взаимодействия.

3. Диверсификация - процесс расширения видов деятельности

предприятия.

Диверсификация позволяет предприятиям избежать или смягчить риск,

связанный с колебаниями конъюнктуры внутриотраслевого рынка, повысить

их конкурентоспособность и стабилизировать финансовое положение.

Сформировались два типа диверсификации – внутриотраслевая и

межотраслевая.

Внутриотраслевая диверсификация – это объединение функционально

независимых предприятий различного профиля.

Межотраслевая диверсификация – объединение функционально

независимых предприятий других отраслей хозяйственной деятельности.

3.Оценка эффективности формирования отраслевых и межотраслевых

комплексов представляет собой сложную задачу из-за многообразия

конкретных видов деятельности, а также уровней взаимодействия

организационных структур как по вертикали, так и по горизонтали. Поэтому

в зависимости от целей и задач формирования интегрированных компаний

применяются различные подходы и способы оценки их эффективности.

1. Концентрация увеличивает доходы и денежные потоки поглощаемых

компаний, и эффект от слияния, поглощения и присоединений можно

представить в следующем виде:

Сп = [Δ(PN)n + Δ (PA)n + (EE)n] – (ΔIn + ΔTn + In),

где Сn – эффект в период времени п после слияния;

п – расчетный период времени;

Δ(PN)n – расчетная дополнительная прибыль от расширения масштабов

деятельности;

Δ(РА)n – расчетная дополнительная прибыль от снижения риска за счет

диверсификации деятельности холдинга;

(EE)n – экономия текущих производственных издержек;

ΔIn – прирост (экономия) налоговых платежей;

In – инвестиции в начальный момент поглощения.

2. Менее точной считается оценка по чистой стоимости активов,

которая определяется как разность между общей стоимостью активов

поглощаемой компании и суммой ее расчетно-платежных обязательств:

S = A – K, где S – чистая стоимость активов поглощаемой компании;

А – балансовая стоимость активов поглощаемой компании;

К – сумма расчетно-платежных обязательств поглощаемой компании.

3. Достаточно надежным способом оценки активов является рыночная

стоимость поглощаемой компании (акции которой свободно обращаются на

фондовом рынке), которая определяется по формуле:

S = (P/E)*Q,

где S – рыночная стоимость активов компании;

Р – рыночная цена акции компании;

Е – прибыль в расчете на одну акцию компании;

Q – количество обращающихся на рынке акций компании.

Наши рекомендации