Форма обучения – заочная (ускоренная)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Направление подготовки 38.03.01 «Экономика»

Квалификация бакалавр

Ростов-на-Дону – 2014

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛ РАНХиГС

Факультет экономики

Кафедра международных экономических отношений

Рецензент – Локота О.В., заведующий кафедрой «Кафедра международных экономических отношений» Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС, к.э.н., доцент

Внешний рецензент – Кетова Н.П., заведующая кафедрой «Маркетинг и коммуникации в бизнесе» факультета управления Южного федерального университета, д.э.н., профессор

Зундэ В.В.

Экономика Европейского союза. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления - филиал РАНХиГС, 2014. 30 с.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Экономика» утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от
21 декабря 2009 г. № 747.

Предназначена для студентов очной, заочной (ускоренной) форм обучения по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.. 4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы... 7

3. Объем дисциплины и виды учебной работы... 7

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9

5.ПРЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 16

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 17

7. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 17

8.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 18

9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 20

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 29

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Общие сведения о курсе

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа разработана в соответствии с:

• Федеральным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Экономика»;

• Основной образовательной программой по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»;

• Учебным планом по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

Курс «Экономика Европейского союза» является составной частью процесса подготовки специалистов в сфере мировой экономики, в достаточной мере отвечает задаче обеспечения теоретическими знаниями и практическими навыками.

1.2. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины «Экономика Европейского союза» состоит в формировании у будущих специалистов в сфере мировой экономики и международных экономических отношений теоретических знаний и практических навыков в части определения причин и истории европейской интеграции, обусловившей создание и успешное функционирование Европейского Союза.

Задачамидисциплины являются:

- изучение методологических основ теории интеграционных процессов;

- исследование исторических, социальных и культурных предпосылок становления ЕС;

- выявление проблем и противоречий, с которыми сталкивались европейские страны на пути экономической интеграции;

- определение позиций Евросоюза в современной мировой экономике;

- анализ отношений России и ЕС, возможностей их дальнейшего сотрудничества;

- изучение опыта Европейского Союза по созданию экономического и валютного союза.

- определение экономической природы вызовов и проблем глобализационного развития;

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характер. деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).

В результате освоения дисциплины студент:

Компетенция Код по ФГОС/ ООП Показатели достижения результата Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-1 Знать: - механизмы и закономерности формирования международной региональной интеграции. - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - решение кейсов; - самостоятельно заданий по темам программы.
Уметь: - проводить анализ и давать процессам международной региональной интеграции в Европе и других регионах мира.
Владеть: - навыками работы со статистическими и качественными данными международного, макро-, мезо- и микроуровней по проблемам интеграции и регионализации.
способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характер. деятельность хозяйствующих субъектов; ПК-1 Знать: - особенности взаимовлияния международной экономической интеграции и тенденций мировой экономики (глобализации, транснационализации), их показатели. - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - подготовка рефератов; - участие в дискуссии; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы; - участие в деловой игре.
Уметь: - ориентироваться в методах экономического анализа интеграционных процессов.
Владеть: - навыками работы с нормативно-правовыми документами международного и национального значения в сфере интеграции.
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии. ПК-10 Знать: - основные ресурсы Интернета, размещающие достоверную информацию об экономике стран ЕС, интеграционных проблемах. - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - участие в дискуссии; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы. - подготовка и участие в тренинге.
Уметь: - оценивать факторы глобализационного развития, влияние их на интеграцию в Европе и других регионах.
Владеть: - навыками по разработке методов анализа в целях повышения результативности интеграционных процессов.


2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Экономика ЕС» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» специализация «Мировая экономика».

Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Мировая экономика и международные экономические отношения».

Изучение дисциплины влияет на квалификационные качества студента, его профессиональные компетенции по направлению экономика. Дисциплина формирует знания необходимые для изучения таких дисциплин как «Международная экономическая интеграция», «Глобализация мировой экономики».

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения – очная

Дисциплина изучается в 8 семестре.

Вид учебной работы Всего ЗЕТ Всего часов  
 
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия (всего) 1,5  
в том числе:  
Лекции 0,5  
в том числе активных и интерактивных -  
Семинары (С)  
в том числе активных и интерактивных -  
Самостоятельная работа (всего) 2,5  
в том числе:  
Курсовая работа 0,61  
Подготовка реферата, эссе 0,27  
Изучение лекционного материала 0,5  
Подготовка к дискуссии 0,11  
Предварительная подготовка к деловой игре 0,17  
Подготовка к практическому занятию в форме тренинга 0,22  
Подготовка к участию в мастер-классе 0,06  
Самостоятельное решение практических заданий по темам программы 0,44  
Подготовка к итоговому контролю 0,12  
Вид итогового контроля Экзамен  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.1. Разделы дисциплин и виды занятий – очная форма обучения

Наименование раздела дисциплины Лекции Семинарские Лабора- торные СРС
Европейский союз в системе мировых интеграционных процессов -
Европейская интеграция, ее исторические, социально-экономические предпосылки -
Становление европейских институтов интеграции в ХХ веке  
Развитие европейской интеграции в конце XX-начале XXI века  
Производственная структура и динамика в странах Европейского союза  
Организационная система Европейского союза  
Социальная и демографическая политика в странах ЕС -
Валютная интеграция в Европейском союзе. Современный долговой кризис стран ЕС: причины, динамика, антикризисные программы -
Германия, Франция Италия и Великобритания как экономический авангард ЕС. Северные страны ЕС: особенности социально-экономической модели -
Южноевропейские страны в составе ЕС. Страны Центрально-Восточной Европы как участники восточного расширения Европейского союза -
Взаимодействие Евросоюза и России: социально-экономический аспект -
  Курсовая работа - - -
Итого: -
               

4.1.2. Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная)

Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные СРС
Европейский союз в системе мировых интеграционных процессов - - -
Европейская интеграция, ее исторические, социально-экономические предпосылки - -
Становление европейских институтов интеграции в ХХ веке - -
Развитие европейской интеграции в конце XX-начале XXI века - - -
Производственная структура и динамика в странах Европейского союза - - -
Организационная система Европейского союза - -
Социальная и демографическая политика в странах ЕС. - -
Валютная интеграция в Европейском союзе. Современный долговой кризис стран ЕС: причины, динамика, антикризисные программы - -
Германия, Франция Италия и Великобритания как экономический авангард ЕС. Северные страны ЕС: особенности социально-экономической модели - - -
Южноевропейские страны в составе ЕС. Страны Центрально-Восточной Европы как участники восточного расширения Европейского союза - - -
Взаимодействие Евросоюза и России: социально-экономический аспект - - -
  Курсовая работа - - -
  Подготовка контрольной работы - - -
Итого: -
               

4.2. Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Европейский союз в системе мировых интеграционных процессов Региональная экономическая интеграция.Факторы, цели, преимущества и риски интеграции. Причины усиления интеграционных процессов в начале XXI века. Мегаинтеграция: евразийская, тихоокеанская, американская. Взаимовлияние глобализации и регионализации. Роль экономической интеграции в повышении национальной конкурентоспособности государств на рубеже XX - XXI веков. Европейский Союз как высшая ступень мировых интеграционных процессов, осуществивший таможенный союз, единый рынок инвестиционных и трудовых ресурсов, валютно-экономический союз.
Европейская интеграция, ее исторические, социально-экономические предпосылки Историко-экономическая самобытность Европы, этапы ее эволюции. Колонизация и становление капиталистических отношений. Возникновение международного порядка в XVIII-XIX вв. Великая Французская революция: принципы свободы, равенства, братства, государство-нация. Мировые войны ХХ века. Роль городской культуры в становлении западноевропейского общества. Идеологическая самобытность Европы. Развитие «европейской идеи» как средства устранения разрушительных войн и обеспечения «вечного мира». Пьер Дюбуа и «христианская республика». «Великий проект»Сюлли. Проект «Пан-Европа» Р.Куденове-Калерги в 1923 г. Меморандум А.Бриана 1930 г. как предтеча послевоенных интеграционных европейских программ.
Становление европейских институтов интеграции в ХХ веке Начало современной европейской интеграции. Холодная война. «Длинная телеграмма» Дж.Кеннана. Речь У.Черчилля Планы объединения Европы. «Послание к европейцам». План Р.Шумана и Ж.Монне. Европейская ассоциация угля и стали (ЕОУС). Европейская организация экономического сотрудничества (ЕОЭС). Концепция социального рыночного хозяйства как теоретическая основа европейской интеграции. «Экономическое чудо» Германии. Реформы Л.Эрхарда. «Рейнский капитализм». Римский договор 1957 г. Экстенсивная модель развития европейских стран в 50-е – 70-е годы XX века. Энергетический кризис 1973 года. Введение Европейской Валютной Системы (ЕВС), общей валютной единицы – экю.
Развитие европейской интеграции в конце XX-начале XXI века Начало 80-х годов: разработка новой интеграционной стратегии. Формирование интенсивной модели экономического развития. Реформа общей сельскохозяйственной политики. Сокращение материалоемких производств, рост сектора услуг. Маастрихтский договор 1991 г. Период 90-х годов: дерегулирование. Факторы глобальной конкурентоспособности ЕС в начале XXI века. «Восточное расширение».
Производственная структура и динамика в странах Европейского союза Постиндустриальная экономическая система как основа современного способа хозяйствования в странах Европейского Союза. «Новая экономика». Компьютеризация и интернетизация. Электронная коммерция и телекоммуникации. Научно-технические исследования. Организация бизнес-процессов. Образование как фактор наращивания конкурентоспособности. Тенденции развития в традиционных производственных комплексах: металлургическом, машиностроительном, химическом, текстильно-швейном и сельскохозяйственном. Обеспечение конкурентоспособности европейской экономики на мировом рынке услуг.
Организационная система Европейского союза Формирование организационных институтов ЕС основывается на объединении экономического, валютного, политического потенциалов стран-участниц. Сочетание межгосударственных и наднациональных институтов. Особенности разделения компетенций между институтами ЕС и национальными правительствами. Механизмы организационной первоосновы Евросоюза: Европейское объединение угля и стали (1951), Европейская комиссия по атомной энергии (1957), Европейское экономическое сообщество (1957); Договор о Европейском союзе, договоры о присоединении к ЕС новых членов. Три опоры ЕС. Современные институциональные механизмы ЕС: Европейский парламент, Совет министров ЕС, Европейская комиссия, Европейский суд, Европейский совет, европейский инвестиционный банк. -
Социальная и демографическая политика в странах ЕС. Социальная ориентация общественно-экономических систем стран Европы. Модель социального рыночного хозяйства. Демографический кризис. Система социального обеспечения в ЕС. Система социальных выплат. Страхование здоровья. Пенсионное обеспечение. Социальные пособия. Семейные пособия. Система образования в странах ЕС. Решение жилищных проблем в европейских странах. Миграционная политика в середине второго десятилетия 21 в. Проблемы мультикультурализма
Валютная интеграция в Европейском союзе. Современный долговой кризис стран ЕС: причины, динамика, антикризисные программы Основание Европейской валютной системы (ЕВС), элементы механизма ее функционирования. Европейский инвестиционный банк. Маастрихтский договор. Особенности обращения евро. Еврозона. Современные проблемы функционирования евро. Финансово-экономические структуры стран Евросоюза. Банковская система. Финансовая глобализация и рынок евровалют, еврокредитов, евроакций. Мировой финансовый кризис 2008-2013 гг. Греческий кризис. Решения по унификации европейских экономик по соблюдению бюджетной дисциплины участниками Евросоюза.EFFS. Банковский кризис на Кипре 2013.
Германия, Франция Италия и Великобритания как экономический авангард ЕС. Северные страны ЕС: особенности социально-экономической модели Факторы положительной макроэкономической динамики стран ЕС в XX веке. Модель социально-ориентированной рыночной экономики, ее преимущества и недостатки. Рейнский капитализм. Французский дирижизм. Шведский социализм. Конкурентоспособные отрасли. Высокоразвитая обрабатывающая промышленность. Наукоемкие производства. Снижение темпов экономического роста в XXI. Проблемы миграции.-
Южноевропейские страны в составе ЕС. Страны Центрально-Восточной Европы как участники восточного расширения Европейского союза Испания и Португалия как ведущие экономики юга Европейского союза. Проблемы социально-экономического развития стран ЦВЕ. Инфраструктура. Трудовой и научный потенциал. Участие и показатели стран юга Европы и ЦВЕ в мирохозяйственных связях.
Взаимодействие Евросоюза и России: социально-экономический аспект Историко-социальные предпосылки взаимодействия Европы и России. Деятельность Петра I. Установление финансово-экономической взаимозависимости России и Европы в ХХ веке. Современное торговое, инвестиционное, научно-техническое и производственное взаимодействие России и стран ЕС. Структура экспортно-импортного сотрудничества. Взаимодействие в топливно-энергетическом комплексе. Проекты «Северный поток» и «Южный поток». Атомная энергетика России и стран ЕС. Сотрудничество в сфере телекоммуникаций, машиностроении, авиационной и ракетно-космической промышленности. Экономическое сотрудничество в сфере услуг. Научно-технические связи России и ЕС. Взаимодействие в финансовой сфере.  

ПРЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Автор Название учебно-методической литературы для самостоятельной работы Формат издания / режим доступа
Зундэ В.В., Подольская Т.В. Европейский союз в системе региональной экономической интеграции. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южно-российского института-филиала РАНХиГС, 2011. – 108 с. Печатная версия
Зундэ В.В. Учебно-методический комплекс «Экономика Европейского союза», 2013.   Электронная версия  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:

1. в рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях;

2. в рамках практических (семинарских) занятий – решить практические задачи по пройденным темам; принимать участие в тренинге и мастер-классе;

3. в рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;

4. в рамках самостоятельной работы – решить задачи по пройденным разделам; готовить рефераты, эссе на заданную тематику;

5. итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.

- определение целей самостоятельной работы;

- конкретизация поставленной задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы;

- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка

- определение причин и устранение выявленных ошибок.

Допуск к экзамену осуществляется по результатам набранных баллов в рамках балльно-рейтинговой системы, при этом минимальное количество баллов не должно быть ниже – 65. В случае набора баллов меньше указанного количества, студент не допускается к сдаче предмета в зачетно-экзаменационную сессию. Однако предоставляется возможность отработки пропущенных занятий и набора недостающего количества баллов в соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в Южно-Российском институте управления – филиале РАНХиГС».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Технические средства – компьютерная техника, проектор, интерактивные доски.

2. Поисковые системы, электронная почта, он-лайн энциклопедии и справочники.

3. Система тестирования Индиго.

4. Методы обучения с использованием информационных технологий:

- компьютерное тестирование;

- демонстрация лекционных материалов с использованием мультимедийной технологии;

- проведение лабораторных работ с использованием программного обеспечения: комплексное решение для юридических и физических лиц (Налогоплательщик ЮЛ), программа подготовки отчетных документов для сдачи в Пенсионный фонд России (Spu_orb), программа подготовка расчетов для ФСС (arm_fss_single).

5. Информационно-справочные системы:

www consultant.ru – Справочная правовая система «Консультант Плюс»;

www.garant-park.ru – Справочная правовая система «Гарант».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Виды аудиторий Основное значение
Лекционные аудитории Для проведения лекций требуются аудитории оснащенные проекторами, мультимедийными досками. Для проведения лекции-дискуссии требуется аудитория, оборудованная микрофонами.
Компьютерный класс Для выполнения лабораторных работ требуется обеспечение студентов персональным компьютером (ноутбуком) с установленным программным обеспечением
Аудитории для проведения практических занятий Для проведения практических занятий, мастер-классов, тренингов требуются аудитории, оборудованные мобильными столами, стульями, флипчартами или маркерными досками.

Разработчик:

д.э.н., доцент ________________Зундэ В.В.

Рецензент:

зав. кафедрой «Международные

экономические отношения»

к.э.н., доцент _______________Локота О.В.

Эксперт: зав. кафедрой

«Маркетинг и коммуникации

в бизнесе»

факультета управления

Южного федерального университета,

д.э.н., профессор ____________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Кетова Н.П.

Согласовано:

декан факультета экономики ________________Арсеньева В.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Направление подготовки 38.03.01 «Экономика»

Квалификация бакалавр

Ростов-на-Дону – 2014

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛ РАНХиГС

Факультет экономики

Кафедра международных экономических отношений

Рецензент – Локота О.В., заведующий кафедрой «Кафедра международных экономических отношений» Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС, к.э.н., доцент

Внешний рецензент – Кетова Н.П., заведующая кафедрой «Маркетинг и коммуникации в бизнесе» факультета управления Южного федерального университета, д.э.н., профессор

Зундэ В.В.

Экономика Европейского союза. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления - филиал РАНХиГС, 2014. 30 с.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Экономика» утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от
21 декабря 2009 г. № 747.

Предназначена для студентов очной, заочной (ускоренной) форм обучения по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.. 4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы... 7

3. Объем дисциплины и виды учебной работы... 7

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9

5.ПРЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 16

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 17

7. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 17

8.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 18

9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 20

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 29

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Общие сведения о курсе

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа разработана в соответствии с:

• Федеральным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Экономика»;

• Основной образовательной программой по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»;

• Учебным планом по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

Курс «Экономика Европейского союза» является составной частью процесса подготовки специалистов в сфере мировой экономики, в достаточной мере отвечает задаче обеспечения теоретическими знаниями и практическими навыками.

1.2. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины «Экономика Европейского союза» состоит в формировании у будущих специалистов в сфере мировой экономики и международных экономических отношений теоретических знаний и практических навыков в части определения причин и истории европейской интеграции, обусловившей создание и успешное функционирование Европейского Союза.

Задачамидисциплины являются:

- изучение методологических основ теории интеграционных процессов;

- исследование исторических, социальных и культурных предпосылок становления ЕС;

- выявление проблем и противоречий, с которыми сталкивались европейские страны на пути экономической интеграции;

- определение позиций Евросоюза в современной мировой экономике;

- анализ отношений России и ЕС, возможностей их дальнейшего сотрудничества;

- изучение опыта Европейского Союза по созданию экономического и валютного союза.

- определение экономической природы вызовов и проблем глобализационного развития;

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характер. деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).

В результате освоения дисциплины студент:

Компетенция Код по ФГОС/ ООП Показатели достижения результата Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-1 Знать: - механизмы и закономерности формирования международной региональной интеграции. - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - решение кейсов; - самостоятельно заданий по темам программы.
Уметь: - проводить анализ и давать процессам международной региональной интеграции в Европе и других регионах мира.
Владеть: - навыками работы со статистическими и качественными данными международного, макро-, мезо- и микроуровней по проблемам интеграции и регионализации.
способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характер. деятельность хозяйствующих субъектов; ПК-1 Знать: - особенности взаимовлияния международной экономической интеграции и тенденций мировой экономики (глобализации, транснационализации), их показатели. - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - подготовка рефератов; - участие в дискуссии; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы; - участие в деловой игре.
Уметь: - ориентироваться в методах экономического анализа интеграционных процессов.
Владеть: - навыками работы с нормативно-правовыми документами международного и национального значения в сфере интеграции.
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии. ПК-10 Знать: - основные ресурсы Интернета, размещающие достоверную информацию об экономике стран ЕС, интеграционных проблемах. - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - участие в дискуссии; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы. - подготовка и участие в тренинге.
Уметь: - оценивать факторы глобализационного развития, влияние их на интеграцию в Европе и других регионах.
Владеть: - навыками по разработке методов анализа в целях повышения результативности интеграционных процессов.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Экономика ЕС» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» специализация «Мировая экономика».

Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Мировая экономика и международные экономические отношения».

Изучение дисциплины влияет на квалификационные качества студента, его профессиональные компетенции по направлению экономика. Дисциплина формирует знания необходимые для изучения таких дисциплин как «Международная экономическая интеграция», «Глобализация мировой экономики».

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения – очная

Дисциплина изучается в 8 семестре.

Вид учебной работы Всего ЗЕТ Всего часов  
 
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия (всего) 1,5  
в том числе:  
Лекции 0,5  
в том числе активных и интерактивных -  
Семинары (С)  
в том числе активных и интерактивных -  
Самостоятельная работа (всего) 2,5  
в том числе:  
Курсовая работа 0,61  
Подготовка реферата, эссе 0,27  
Изучение лекционного материала 0,5  
Подготовка к дискуссии 0,11  
Предварительная подготовка к деловой игре 0,17  
Подготовка к практическому занятию в форме тренинга 0,22  
Подготовка к участию в мастер-классе 0,06  
Самостоятельное решение практических заданий по темам программы 0,44  
Подготовка к итоговому контролю 0,12  
Вид итогового контроля Экзамен  

Форма обучения – заочная (ускоренная)

Дисциплина изучается в 8 семестре.

Вид учебной работы Всего ЗЕТ Всего часов  
 
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия (всего) 0,28  
в том числе:  
Лекции 0,12  
в том числе активных и интерактивных - -  
Семинары (С) 0,16  
в том числе активных и интерактивных -  
Самостоятельная работа (всего) 3,72  
в том числе:  
Курсовая работа 1,00  
Подготовка реферата, эссе 0,28  
Подготовка контрольной работы 0,72  
Подготовка к дискуссии 0,28  
Предварительная подготовка к деловой игре 0,33  
Подготовка к практическому занятию в форме тренинга 0,43  
Самостоятельное решение практических заданий по темам про<

Наши рекомендации