Статистические показатели развития Псковской области

Глубинные проблемы социально-экономического развития Псковской области

1. Депопуляция. Численность населения региона сократилась с 2000 года на 97 тыс человек

(при этом численность городского населения сократилась на 46 тыс человек, сельского населения — на 50 тыс человек).

2. Низкий уровень жизни населения.

3. Низкий уровень развития экономики региона. Показатель ВРП на душу населения Псковской области составляет 88 966,6 рублей, что более чем в 2 раза меньше, чем средний ВРП на душу населения в СЗФО и РФ. Основными причинами являются:

- структура экономики, в которых преобладают низкотехнологичные и проблемные сектора;

- экономгеографическое положение региона: территория области находится на периферии экономического влияния крупнейших столичных агломераций;

- низкий уровень использования объективных преимуществ региона в силу внешних обстоятельств (историко-культурного потенциала, приграничного положения и т.д.).

4.Низкий бюджетный потенциал.

5.Несоответстви

е ключевых инфраструктур (прежде всего, системы расселения) экономическим и демографическим тенденциям.

Рис. 4. Денежные доходы на душу населения(руб.,2016г.)

Статистические показатели развития Псковской области - student2.ru

Статистические показатели развития Псковской области - student2.ru

Рис.5 Бюджетная обеспеченность на душу населения.

Принимая во внимание различные сценарии развития, были построены прогнозы для ключевых секторов экономики области, которые включают следующие направления:

- прогнозы роста выручки в каждом секторе;

- прогноз уровня производительности труда;

- прогноз по среднему уровню заработной платы;

- проведена оценка экспортного потенциала региона;

- проведен анализ возможных проблем и сдерживающих факторов для развития различных отраслей экономики Псковской области.

Статистические показатели развития Псковской области - student2.ru

Рис. 6 Количество предприятий в приоритетных для развития отраслях экономики региона.

Таб.1.Возможное и необходимое увеличение финансирования областных долгосрочных целевых программ социальной направленности:

Статистические показатели развития Псковской области - student2.ru

Риски и возможности региона в новых социально-экономических условиях.

1. Снижение инвестиционной активности > «заморозка» крупных инвестиционных проектов, планировавшихся для реализации в регионе (лесопромышленный комплекс, нефтепереработка).

2. Рост уровня безработицы > снижение уровня жизни населения.

3. Снижение объема и трансформация ряда российских отраслевых рынков (транспортные перевозки, строительство, электротехника) > снижение объемов производства на предприятиях региона.

4. Снижение доход

ной части бюджета (на 2017 год запланировано 10,1 млрд руб. налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области, что ниже уровня 2014 года на 12,2%) > рост дефицита бюджета.

1. Трансформация ряда отраслевых российских рынков (туризм, агропромышленный комплекс и т.д.) > возможность нарастить присутствие предприятий региона на данных рынках.

2. Снижение занятости в мегаполисах > возможность возвращения активного населения на территорию Пс

ковской области.

3. Реализация федеральных программ, направленных на развитие отдельных секторов и территорий > возможность привлечения дополнительных финансовых средств, а также формирования и развития отдельных секторов экономики.

В связи с тем, что территория области неодинакова по условиям развития экономики, в рассматриваемом документе область поделили на четыре территориальные зоны, которые объединяют районы области. В составе данных четырех зон:

- лесопромышленная зона;

- промышленная и научно-образовательная зона;

- инновационная зона;

- агропромышленная зона.

В основе пространственной организации планирования территории региона лежит принцип по выравниванию существующей территориальной неравномерности при создании экономических и социальных условий жизни центральных и периферийных районов области. В этой связи Стратегией развития предусмотрено создание на периферийных территориях больших объемов капитального строительства ряда объектов производственной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Предусмотренные мероприятия по формированию зон активности и зон опережающего развития, а также организация новых опорных центров развития экономики, промышленных зон также закладывает основу для улучшения качества жизни населения на отдаленных от центральных частей региона территориях.

В качестве опорных центров расселения населения Псковской области, выделяют городские поселения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей городского и сельского населения в пределах полуторачасовой транспортной доступности главного города-центра, часовой доступности среднего и малого города-центра. В этой связи, совершенствование транспортной инфраструктуры имеет ключевое значение для перспективного расселения, так как обеспечивает взаимоувязанное развитие как городских, так и сельских поселений.

Далее кратко перечислим цели, которые предусмотрены основными стратегическими документами планирования и развития рассматриваемого региона. К ним относятся:

- цели региональной политики в области градостроительства, учитывающие текущие социально-экономические, природно-климатические и прочие условия;

- цели по увеличению экономического потенциала региона за счет создания высокотехнологичных рабочих мест, полного и рационального использования ресурсного потенциала территории, реализации эффективных инвестиционных проектов в различных отраслях хозяйственного комплекса, проведения работы по оптимизации структуры занятости населения;

- цели по недопущению оттока населения, в основном молодежи в другие регионы страны;

- цели по разделению территории области на экономические районы с различной отраслевой специализацией, а также выделение зон опережающего развития;

- цели по модернизации транспортной инфраструктуры области, формирование предложений по приоритетным направлениям ее развития, включая создание новой сети автомобильных дорог, разноуровневых развязок; также обеспечение развития речных портов, аэропортов, транспортно-логистических комплексов;

- цели по созданию новой и модернизации существующей инженерной инфраструктуры совместно со строительством востребованных инженерных объектов (объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения).

К текущим недостаткам процессов регионального планирования и прогнозирования рассматриваемого субъекта РФ эксперты относят на данный момент следующие:

- отсутствие четкости в разрабатываемых стратегических планах, которые пока еще во многом напоминают общие декларации, а не четкие документы по управлению развитием территории;

- недостаточность уделяемого внимания вопросам подготовки долгосрочных планов и программ развития территории, что обусловлено имеющейся нехваткой стабильности окружения (политического, экономического) для прогнозирования и планирования;

- недостаточность связей между разрабатываемыми долгосрочными и текущими планами по развитию территории региона;

- поверхностный анализ существующей экономической среды территории, слабо выраженное выявление и обоснование тенденций по развития городских территорий и имеющихся в распоряжении ресурсов;

- слабое соотношение федеральных, региональных и систем территориального планирования муниципальных образований;

- слабое обеспечение заявляемых программных мер конкретными действенными механизмами по их осуществлению;

- отсутствие предусмотренных механизмов мониторинга реализации и контроля разработанных и выполняемых стратегических планов и программ территориального развития.

Основной частью региональной системы регулирования социально – экономических отношений территории является деятельность местных властей - городских, районных, сельских. Их сфера воздействия - деятельность организаций и учреждений, которые расположены на их территории и относящиеся к их сфере ответственности. В основном, в системе городов это предприятия малого бизнеса, организации здравоохранения, органы обеспечения законности и правопорядка, а также органы социальной защиты, образования, жилищно-коммунального хозяйства и ряд других. В целях проведения регулирования их деятельности администрацией городских территорий используются самые различные средства, одним из наиболее важных является планирование основных показателей работы. Экономическое прогнозирование органов власти используется в таких сферах, как:

- определение экономического потенциала территории;

- определение состояния рынка труда по показателям уровня безработицы, занятости населения по отраслям и секторам экономики;

- состояние транспортной инфраструктуры, а также жилищно-коммунального хозяйства;

- прогнозирование уровня жизни населения, используя показатели динамики численности населения, отношения среднедушевых доходов к прожиточному минимуму.

Все рассмотренные выше цели и мероприятия, которые отражены в стратегических документах планирования и развития Псковской области, направлены на сокращение разрыва между экономическими потенциалами и качеством жизни в различных муниципальных образованиях региона и обеспечение стабильного социально-экономического развития всей области.

Как отмечалось выше, цель стратегии регионального развития и территориального планирования – это обеспечение полного (комплексного) и наиболее эффективного социально-экономического развития соответствующей территории. Назначение этой работы состоит в формировании обоснования ключевых направлений и стратегических перспектив развития региона, а также предоставлении актуальной информации для выработки экономической и социальной политики, принятия необходимых управленческих решений. В связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике, которая имеет наблюдается в настоящее время, данная работа приобретает все больше черт вероятностного характера.

Наши рекомендации