Искажающее действие налогов.
Дж. Стиглиц считает, что налог является неискажающим только тогда, когда индивидуум не может предпринять каких-либо действий для того, 26
чтобы изменить свои налоговые обязательства. Это налоги, которые зависят от неизменяемых характеристик. Соответственно, искажающим, является налог, величину которого можно сократить. Например, налог на товар — искажающий: потребитель может изменить свои налоговые обязательства, сократив покупки соответствующего товара. Такой же характер носит любой налог на доход: сократить его можно, меньше работая или сберегая [5, c.383-384].
Налоги оказывают определенное влияние на поведение людей в области потребления. Вместе с тем действие одних налогов проявляется в меньшей степени, чем других. Не воздействуют на экономическую эффективность те налоги, взимание которых не зависит от поведения субъекта. Такие налоги называются неискажающими. Этими свойствами обладает только паушальный налог, все остальные налоги — искажающие.
Влияние любого налога может быть разложено на эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода означает, что при уплате налога в распоряжении индивидуума оказывается меньший доход и он вынужден сократить свое потребление. Эффект замещения возникает тогда, когда потребитель сокращает потребление одного товара, которое облагается налогом, в пользу другого товара. Паушальный налог воздействует на поведение потребителей только за счет эффекта дохода. Интересно, что паушальный налог не ухудшает положение индивидуума по сравнению с другим налогом, обеспечивая при этом большие налоговые поступления государству. Таким образом, величина искажения, ассоциируемая с любым налогом, связана с размером эффекта замещения. Чем больше эффект замещения (т.е. чем проще заменить товар на другой), тем значительнее груз чистых потерь, т.е. разницы в доходах, которая может быть получена от паушального налога по сравнению с искажающим налогом при том же влиянии на уровень благосостояния потребителей.
Для налога на потребительские товары как эффект дохода, так и эффект замещения обычно ведут к уменьшению уровня потребления этих товаров [3, c.314-315].
Оптимальное налогообложение.
Cвойства оптимальной налоговой системы [3, c.307]:
1) экономическая эффективность,
2) административная простота,
3) гибкость,
4) политическая ответственность,
5) справедливость.
Утилитаристский подход утверждает, что налоговая система должна быть ориентирована на максимизацию суммарной полезности. Согласно ему налог должен обеспечивать ситуацию, когда потеря полезности от одного доллара дохода будет для всех одинакова [5, c.380-381]. Считается, что такой 27
подход дает основания для прогрессивного налогообложения и является основой для горизонтального равенства (налоговая система в США).
Роулсианский подход строится на том, что налоговая система должна быть направлена на максимизацию благосостояния индивидуума, находящегося в наихудшем положении. Речь идет о вертикальном равенстве, когда некоторые люди по положению должны платить более высокие налоги.
При планировании налогов возникает проблема выбора между распределительными целями и эффективностью. Оптимальные налоги отражают выигрыш дополнительного перераспределения с издержками, т.е. потерями в эффективности. Чистые потери нарастают, когда налоговая система используется для достижения большей степени равенства. Поэтому наиболее искажающие — прогрессивные налоги. Необходимость взимания искажающих налогов обусловлена невозможностью для государства иметь полную информацию о всех гражданах и определить, кто и как легко может платить налоги. Оптимальная величина налогообложения, таким образом, зависит от функции благосостояния общества (утилитаристская, роулсианская, изоэластичная) и доступности информации для государства, которое определяет виды вводимых налогов.
Список литературы
1. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: учебное пособие. – М.: ИНФРА'М, 2008. – (Высшее образование). – 343 с.
2. Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник. — М.: ИНФРа-М, 2009. — 427 с. — (Учебники РУДН). - гл. 18.
3. Экономика общественного сектора : учеб. для студентов вузов / Под ред П. В. Савченко [и др.] ; Ин-т экономики РАН, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 763 с.
4. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики Экономическая теория и политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. – гл.7.
5. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. Изд-во Московского университета: ИНФРА-М, 1999.