РАЗДЕЛ 1. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи

РАЗДЕЛ 1. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи

Тема 1. История экономических учений как наука. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

Предмет истории экономических учений

История экономических учений - важная учебная дисциплина в подготовке экономистов. Это связано с тем, что экономическая наука в своем развитии прошла длинный и сложный путь. Каждый крупный вопрос экономической науки имеет свою историю. Экономика постоянно развивается, и даже самые крупные экономисты не в состоянии создать теорию, которая охватывала бы все экономические процессы. История экономических учений показывает как развивалась наука, как формировались те или иные подходы к решению экономических проблем, в каком историческом контексте решались эти проблемы. Поэтому можно сказать, что предметом истории экономических учений является экономическая мысль в развитии.

Экономическая мысль Древней Греции. Вклад Древнего Рима в экономическую науку и хозяйственную практику

Считается, что экономическая мысль зародилась в Древней Греции, ведь именно древнегреческие мыслители первыми начали выделять экономические понятия и анализировать экономические явления, не случайно само слово экономика – греческого происхождения и в переводе означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Первым человеком, употребившим понятие «экономика», был древнегреческий мыслитель Ксенофонт.

Но наиболее интересными с точки зрения современной науки являются экономические воззрения Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) Он не использовал привычные для современных экономистов термины, в то же время сумел нащупать и обозначить проблемы, которые впоследствии оказались в центре внимания экономической науки. Назовем его основные идеи из области экономики.

- Задавался вопросом: что лежит в основе обмена? Отвечал так: заинтересованность людей в той или иной вещи. Измерителем ценности вещей служат деньги.

- Утверждал, что следует различать богатство истинное и мнимое. Истинное богатство – сумма необходимых человеку благ. Мнимое богатство – бесцельное и бесконечное накопление денег и вещей.

- Также различал экономику и хрематистику. Экономика – производство необходимых для жизни вещей и их справедливый обмен. Хрематистика – деятельность, направленная на обогащение. В частности, к хрематистике Аристотель относил ростовщичество и спекулятивную торговлю.

РАЗДЕЛ 1. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи - student2.ru

Рис 1. Аристотель

- Размышлял о принципах распределения доходов. Говорил, что есть справедливость распределяющая – каждому по заслугам, и справедливость уравнивающая – предполагает равную долю для всех.

Аристотель и другие древнегреческие мыслители акцентировали внимание на проблемах хозяйственной этики.

А вот заслуга древнеримских деятелей заключается в определении и детальной разработке правовых норм хозяйственной деятельности, в первую очередь – права частной собственности.

Тема 2. Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия

Меркантилизм

Меркантилизм – система экономических взглядов и экономическая политика, получившие распространение в европейских странах (в том числе и в России) в 16-17 вв. и выражавшее интересы торговой буржуазии. Становление и развитие меркантилизма тесно связано с эпохой Великих географических открытий, бурным развитием мировой торговли и экономическим взлетом европейских стран в этот период.

Основные положения.

- Источник богатства страны – во внешней торговле. При этом важно продавать другим странам товаров на большую сумму, чем покупать у них, то есть необходимо придерживаться активного торгового баланса.

РАЗДЕЛ 1. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи - student2.ru

Рис 4. Торговый баланс страны

В результате в стране будут накапливаться драгоценные металлы, а это и есть богатство.

- Не копить деньги как сокровище, а вкладывать их в производство товаров, в первую очередь востребованных на мировом рынке, и в дальнейшее развитие торговли.

- Ограничивать приток в страну иностранных товаров.

Представители меркантилизма:

- Томас Мэн (Англия) – его называли стратегом торговли, а его труд «Богатство Англии во внешней торговле» - Библией меркантилизма.

- Антуан де Монкретьен (Франция)

- Иван Тихонович Посошков (Россия).

Достоинства меркантилизма:

- меркантилизм – первая в истории экономической науки экономическая школа: меркантилизм – это стройная система взглядов, множество последователей;

- разработка экономической политики, направленной на усиление экономической и военной мощи стран. Важно: в России политику меркантилизма проводил Пётр I;

- вклад в теорию международной торговли.

Недостатки:

- узкая трактовка источника богатства и прибыли (только торговля), поверхностное понимание самого богатства (драгоценные металлы);

- сдерживающее влияние на развитие мировой торговли (негативное отношение к импорту).

2. Школа физиократов. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ

Возникла во Франции в 17 в. в противовес меркантилизму.

Основная идея: источником богатства является земля, и только в сельском хозяйстве создается новый продукт. В других сферах хозяйства продукт не создается, а только меняет свою форму и перераспределяется.

В соответствии с этой концепцией физиократы делили общество на:

- производительный класс – земледельцы

- класс собственников земли

- непроизводительные классы – все остальные.

Представители школы физиократов: Р.Тюрго, П.Бугильбер, Ф.Кенэ.

Особого внимания заслуживает основоположник школы физиократов, автор «Экономической таблицы» Франсуа Кенэ (1694 - 1774, Франция).

РАЗДЕЛ 1. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи - student2.ru РАЗДЕЛ 1. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи - student2.ru

Рис 5. Франсуа Кенэ

«Экономическая таблица» Ф.Кенэ – это первая в истории экономической науки модель воспроизводства общественного продукта. Для того, чтобы проследить его движение, Ф.Кенэ разделил общество на 3 класса: фермеры, землевладельцы и ремесленники – рис. 6.

РАЗДЕЛ 1. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи - student2.ru

Рис 6. Схематичное изложение экономической таблицы Ф.Кенэ

Таким образом, «Экономическая таблица» Кенэ показывает:

- как образуются доходы и каковы их масштабы

- структуру экономики: соотношение между сельским хозяйством и ремесленным производством

- какая часть доходов тратится на личное потребление, какая – на производственное

- равенство совокупных доходов совокупным расходам.

Основные идеи

- Богатство нации создается трудом. Однако Смит считал производительным только труд в материальном производстве. Труд по оказанию услуг полезен, но непроизводителен – считал он, «ибо услуги исчезают в самый момент их оказания».

- Продукты труда создаются не для себя, а для обмена. В основе обмена лежит разделение труда. Разделение труда играет решающую роль в увеличении производительности труда и росте национального богатства.

- Смит подчеркивает взаимовыгодность рыночного обмена. Покупая результат чужого труда, мы экономим собственный труд.

- Центральной фигурой экономики является «экономический человек» - это любой участник рынка, который стремится к собственной выгоде и действует рационально.

- В то же время «невидимая рука» рыночных сил направляет деятельность людей о общественно полезное русло. Действуя в условиях рынка, каждый стремится к собственной выгоде, к получению максимально возможного дохода, а в итоге делает что-то полезное для общества, удовлетворяет потребности других людей и способствует экономическому развитию.

- Исследование стоимости и цены. Смит выдвигает два положения: 1) в примитивных обществах цена определяется затратами труда; 2) в более развитом обществе цена включает в себя заработную плату, процент на капитал, земельную ренту и предпринимательскую прибыль.

- Роль государства сводится к роли «ночного сторожа». Государство должно выполнять три функции: - защита страны от внешних угроз; - организация правосудия; - содержание общественных учреждений. Вмешиваться в деятельность рынка государство не должно.

- Деньги играют в экономике роль технического средства, облегчающего обмен. При этом собственной стоимостью они могут и не обладать. «Деньги – величайшее колесо обращения».

Таким образом, Адам Смит – основоположник теории рынка и либерального направления экономической мысли. Представители этого направления отстаивают идею о том, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму. Известные труды многих ученых базируются на теоретических положениях А.Смита.

Историческая школа

Главная идея: универсальные экономические теории не имеют практической пользы, так как хозяйство каждой страны уникально и развивается по своим собственным, присущим только ему закономерностям. Поэтому задача экономической науки – изучать национальные хозяйства в их историческом развитии.

Основоположник исторической школы – Фридрих Лист (1789-1846, Германия). Основной труд – «Национальная система политической экономии».

Основные идеи:

- теория производительных сил. Для экономического процветания страны важно, чтобы люди не только занимались каждый своим делом, но и чтобы они были объединены общей идеей, стремлением к общей цели. Тогда в стране формируются производительные силы и экономика эффективно развивается.

- теория стадий производства: вначале нации проходят состояние «дикости», затем преобладает «пастушеский быт», «земледельческое», «земледельческо-ремесленное» состояние, в заключительной стадии гармонично развиваются сельское хозяйство, промышленность и торговля. Каждой стадии должна соответствовать экономическая политика государства, направленная на развитие производительных сил.

Основные идеи

- Главным «врагом» общества считал частную собственность. На фабрике, где был управляющим, задался целью создать «идеальную промышленную общину», гарантирующую как благополучие трудящихся, так и высокую производительность и высокие прибыли. Предпринял ряд успешных шагов для воплощения этой идеи.

- Выдвинул идею трудовой коммуны, или общины. Будущее общество представлял в виде совокупности самоуправляющихся общин. В общине производится и сельскохозяйственная, и промышленная продукция, средства производства общие, эксплуатация отсутствует. Вместо денег используются квитанции, в которых указывается количество труда. Р.Оуэн сумел создать ряд экспериментальных коммун в Великобритании и США.

Активная деятельность Р.Оуэна способствовала развитию кооперативного движения в Великобритании и введению более гуманного трудового законодательства.

Таким образом, главная заслуга социалистов-утопистов – в том, что они заостряли внимание на проблеме социального неравенства и социальной несправедливости.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем полезен курс «История экономических учений», каково его место в системе экономических знаний?

2. Поясните истоки возникновения термина «экономика».

3. Охарактеризуйте основные экономические воззрения Аристотеля.

4. Что Аристотель понимал под «экономикой» и что – под «хрематистикой»?

5. В чем суть учения Фомы Аквинского о справедливой цене?

6. Как повлияло протестантское движение на развитие экономики в ряде стран Запада?

7. Назовите отличительные черты меркантилизма.

8. Назовите основных представителей меркантилизма.

9. В чем заключается основная идея школы физиократов?

10. В чем смысл и значение «Экономической таблицы» Ф.Кенэ?

11. Что означает термин «политэкономия»?

12. И меркантилизм, и классическая политэкономия зародились в Англии. Почему?

13. Охарактеризуйте вклад в экономическую науку У.Петти.

14. В чем заключаются основные идеи и положения Адама Смита?

15. Что подразумевал А.Смит под «невидимой рукой» рыночных законов?

16. А.Смит считается основоположником либерального направления экономической мысли. В чем суть экономического либерализма?

17. В чем заключается вклад в экономическую науку Д.Рикардо?

18. Какую проблему Д.Рикардо считал основной проблемой экономической науки?

19. Обрисуйте основные положения теории ренты Д.Рикардо.

20. В чем видели источник богатства страны: меркантилисты; физиократы; представители классической политэкономии?

21. Прокомментируйте проблему, выдвинутую Т. Мальтусом в его известном труде. Как трактуется она в современных условиях?

22. Ж.-Б. Сэй вошел в историю экономической науки как автор факторной теории стоимости. Каковы основные положения этой теории?

23. В чем суть закона рынков Ж.Б. Сэя? При каких условиях тождество Сэя будет выполняться?

24. В чем заслуга классиков, их вклад в экономическую науку?

25. В чем заключается главная идея исторической школы?

26. Какой смысл вкладывал в понятие «производительные силы» Ф.Лист?

27. В чем заключается основная идея экономической школы социалистов-утопистов?

28. На каких проблемах рыночной системы свободной конкуренции заострял внимание С.де Сисмонди? В чем он видел источник этих проблем?

29. Каким видел будущее справедливое общество А. де Сен-Симон?

30. В чем заключаются основные идеи Р. Оуэна, его вклад в социальный прогресс?

РАЗДЕЛ 1. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи

Наши рекомендации