Потенциал устойчивости экономики региона

Категория «потенциал» в современном менеджменте трактуется по-разному. Распространенным является представление, что при этом речь идет о «совокупности чего-либо». Мы исходим из того, что ее содер­жанию больше соответствуют такие характеристики, как возможность, способность и т.п., так как они указывают на некие скры­тые резервы, которые при соответствующих условиях могут из возможных стать реальными.

Например, стратегия регионов, специализирующихся на добыче природных ресурсов, особенно невоспроизводимых, жестко связана с данными геологоразведки. Полученные новые сведения могут корен­ным образом изменить представления о минерально-сырьевой осно­ве и, соответственно, о перспективах экономики.

Потенциал устойчивости и устойчивого развития есть резуль­тат противоречивого взаимодействия множества факторов и усло­вий, векторы которых во многих случаях разнонаправлены.

Особое значение имеет инерция векторов развития, заданная объективно сложившимся территориальным разделением труда и характерная, в частности, для российского Севера, Дальнего Во­стока, зоны Черноземья и др. В этом заключены не только пре­имущества (как и во всяком разделении и специализации обще­ственного труда), но и недостатки. Известно, в частности, что рыночные критерии эффективности делают весьма проблематич­ными цивилизованное хозяйственное освоение новых территорий страны, их ориентацию на комплексное социально-экономическое развитие, трактуемое традиционно. Основная причина кроется в удорожаниях и неконкурентоспособности, возникающей вследствие этого. Положительное же заключается в том, что можно использовать преимущества регионов – природно-ресурсные, эко­номические, инфраструктурные и т.п. Этим определяется потен­циал устойчивости и устойчивого развития, величина которого определяется параметрами этих преимуществ, прогнозными оцен­ками общественных потребностей, точкой на кривой жизненно­го цикла данных ресурсов и т.п.

Как пример, можно рассмотреть потенциал устойчивости развития применитель­но к разным экономическим районам и зоне Севера.

Перспективы устойчивости экономики регионов, входящих в Северный экономический район РФ, заключаются в имеющихся возможностях наращивать добычу ценнейших природных ресур­сов, развивать топливно-энергетический комплекс. Потенциал такой территории определяется минерально-сырьевой базой, ди­намикой цен на внешних рынках, ситуацией и платежеспособно­стью регионов-потребителей, экологической безопасностью гео­лого-разведочных и эксплуатационных работ и др.

Перспективы устойчивости экономики областей Северо-Запад­ного экономического района связаны с реализацией их особого геополитического положения, развитием инфраструктуры, транспорта и связи, осуществлением конверсии мощностей ВПК, перестройкой структуры лесоперерабатывающего комплекса, уве­личением доли изделий высокой готовности в общем объеме про­изводимой продукции.

Текущие и перспективные проблемы устойчивости регионов Центрального экономического района специфические. Здесь нет возможности наращивать генерирующие мощности, затруднен сбыт продукции отраслей специализации на внешних и внутрен­них рынках. Стагнация обрабатывающей промышленности, затя­нувшаяся сверх меры, сохранилась и в начале XXI столетия.

Устойчивость экономики здесь во многом обусловлена наличи­ем столицы, привлекательной для инвесторов. Стабилизацию про­изводства в ней специалисты обусловливают поддержкой предпри­ятий посредством предоставления налоговых и кредитных льгот и других мер; созданием условий для получения работающими достаточных доходов; надежностью инфраструктурных систем города; комплексным решением транспортных проблем; переключением финансовых ресурсов на стимулирование секторов экономики, гарантирующих надежную отдачу от затрат и форми­рующих благоприятные условия для иностранных инвесторов, и др.

В Волго-Вятском районе отсутствуют высокоэффективные топ­ливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы, поэтому устойчивость экономики можно обеспечить посредством:

• относительного сокращения потребления топлива и энер­гии;

• стабилизации и развития агропромышленного производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе;

• развития предприятий путем их технологического перево­оружения и реконструкции;

• повышения конкурентоспособности продукции.

В Центрально-Черноземном экономическом районе имеются уникальные запасы железных руд, создан мощный промышлен­ный потенциал, развитый агропромышленный комплекс. Поэто­му потенциал улучшения социально-экономической обстановки здесь включает реструктуризацию оборонных отраслей и граждан­ского машиностроения; стабилизацию горно-металлургического комплекса1 и предприятий химической промышленности; устойчивое энергоснабжение района, в том числе посредством разви­тия атомной энергетики; укрепление агропромышленного комп­лекса; улучшение условий жизни населения, обеспечение его эко­логической безопасности и др.

Поволжский экономический район является крупным регио­ном, с промышленной и сельскохозяйственной специализацией. Переход к устойчивому экономическому росту здесь возможен за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов, разви­тия экспорта (предприятиями химической и нефтехимической промышленности), наращивания мощностей машиностроения, а также конверсии предприятий ВПК.

Гарантами оживления экономики являются развитие сырьевой базы нефтяной промышленности, доразведка и ввод в эксплуатацию новых месторождений, сокращение потерь попутного газа и др.

Северный Кавказ играет важную роль в экономике страны, обеспечивает защиту ее стратегических интересов. Здесь имеются уникальные природные ресурсы и благоприятные климатические условия. Рекомендуется реструктуризация экономики региона со снижением доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехи­мии, а также развитием производства оборудования для аграрно­го сектора, мощностей пищевой и перерабатывающей промыш­ленности, стройиндустрии.

Уральский экономический район отличается значительным промышленным и научным потенциалом, наличием высококвалифицированных кадров, достаточных природных ресурсов. Однако большинство субъектов Федерации, входящих в этот эконо­мический район, являются дотационными.

Износ производственных фондов достиг критического уров­ня. Потенциал устойчивости экономики региона определяется прежде всего перспективами модернизации производственных комплексов, конверсией предприятий ВПК, осуществлением крупных инвестиционных проектов. В перспективе рационально также осуществлять производство электроэнергии темпами, пре­восходящими среднероссийские, доведя ее до 15,5% всей электроэнергии, производимой в стране.

На Западно-Сибирский экономический район приходится боль­шая часть добычи нефти, более 90% природного газа. Нефтегазо­вый комплекс Западной Сибири и Кузбасса в значительной сте­пени гарантирует энергетическую безопасность Российской Фе­дерации и обеспечивает большую часть валютных поступлений.

Повышение устойчивости, темпов и качества развития регио­на, согласно оценкам специалистов, обусловлено:

• обеспечением топливно-энергетического комплекса (ТЭК) высокоэффективным оборудованием, в том числе посред­ством развития партнерства предприятий ВПК, машино­строения, структур нефтяной и газовой промышленности;

• внедрением технологий глубокой переработки топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов;

• вводом мощностей по добыче и производству железной и свинцовой руды;

• стабилизацией производства электроэнергии и покрытием ее дефицита посредством перегона из Восточной Сибири;

• развитием машиностроительного комплекса темпами, превышающими средние по РФ;

• усилением специализации региона по выпуску прогрессив­ных полимерных материалов.

Восточно-Сибирский экономический район обладает уникаль­ными месторождениями цветных металлов – никеля, меди, мо­либдена, кобальта, свинца, цинка, железных руд, угля, в том числе коксующегося, и др. Здесь производится 17% всей вырабатыва­емой в стране электроэнергии, 74% алюминия и т.д.

В силу ряда причин регионы Восточной Сибири не могут ориентироваться на крупные инвестиции извне. Проблемы наращи­вания потенциала устойчивости функционирования экономики предстоит разрешать с учетом того, что, по прогнозам, в ближай­шие несколько лет в хозяйственном комплексе усилятся диспро­порции – степень изношенности основных фондов и увеличится отставание региона от среднероссийского уровня по основным показателям социальной сферы.

Дальневосточный экономический район продолжительное вре­мя находится в глубоком кризисе. Попытки реконструировать его хозяйство, переориентировать экономику с учетом постиндустри­ального типа развития стран «Тихоокеанского кольца» успехом не Увенчались. Принимавшиеся неоднократно ранее программы не выполнялись. Экономическая устойчивость этого региона возмож­на, если удастся провести комплекс неотложных мер по суще­ственному улучшению ситуации: обеспечение региона топливно-энергетическими ресурсами, регулированием энергетических и транспортных тарифов, снятие проблемы неплатежей, оптимиза­ция межбюджетных отношений и т.п.

Дальнейшее наращивание экономического потенциала связа­но с использованием резервов:

• относительное снижение энергетической и транспортной составляющих в себестоимости производимой продукции, в том числе посредством развития собственного ТЭК и до­ведения его доли в общем объеме потребляемого топлива и энергии до 30—40% в 2005 г. против 7—8% в 1990-х гг.;

• увеличение рыбодобычи и морепродуктов;

• развитие транспортной инфраструктуры, в том числе повы­шение эффективности портов и портового хозяйства, про­пускной способности железных дорог, расширение и улуч­шение сети автодорог и др.;

• форсирование организации финансово-промышленных групп и компаний на ключевых и базовых направлениях хо­зяйственной деятельности в регионе;

• многократное расширение сети предпринимательского сек­тора, прежде всего для производства товаров и услуг;

• приостановление оттока населения и др.

Исследователи с тревогой отмечают ослабление связей Дальневосточного региона с Центральной Россией и Сибирью. Ори­ентация Дальнего Востока на Азиатско-Тихоокеанский регион может, конечно, дать некоторые выгоды дальневосточникам, од­нако чрезмерное развитие этих тенденций чревато политически­ми и иными издержками в долгосрочном плане и для Дальнего Востока, и для России в целом1.

Калининградская область имеет особые геополитические усло­вия. За последние годы экономическая ситуация здесь существен­но ухудшилась.

Этот полуанклав не имеет общей границы с остальной терри­торией России и в наибольшей степени интегрирован в экономи­ку других республик бывшего СССР.

Область на 80% зависит от поставок основных продуктов пи­тания, медикаментов, горючесмазочных материалов из Литвы, Германии и государств Скандинавии. При неконтролируемом изменении курса доллара во второй половине 1998 г. регион ока­зался перед реальной угрозой массового голода. Однако принятые меры со стороны Центра РФ по поставке в Калининградскую об­ласть продовольствия из других регионов России предотвратили эту угрозу. Вместе с тем в случае ориентации на продовольствен­ную безопасность области за счет местного производства следует учитывать, что затраты на производство продовольственных ресурсов в самой области значительно выше, чем в странах-постав­щиках (Литва, Германия, страны Скандинавии и др.). Поэтому угрозы продовольственной безопасности Калининградской обла­сти сохраняются и могут усилиться, так как политики и предпри­ниматели Калининграда, Германии и других государств весьма активно лоббируют идею создания здесь «Балтийской Республи­ки» – под совместным протекторатом РФ, Германии и Европей­ского союза, наподобие Триеста, Танжера и т.п., выступают за восстановление старых названий этой местности и т.п.

Однако твердая и последовательная политика России, направ­ленная на территориальную целостность и неприкосновенность границ РФ, сдерживает их претензии.

В целом Калининградская область обладает достаточным по­тенциалом саморазвития, особенно в промышленности и социаль­ной сфере: здесь крупный морской порт, развитая сеть транспор­тных коммуникаций; уникальные запасы янтаря (80% мировых), поваренной соли, месторождения нефти, бурого угля, торфа, стро­ительных материалов.

Стабилизация и обеспечение устойчивости социально-эконо­мической ситуации в этом регионе связаны с созданием собствен­ной энергетической базы, реконструкцией рыбохозяйственного комплекса, организацией экспортно-ориентированных произ­водств, реструктуризацией целлюлозно-бумажной, легкой и пи­щевой промышленности, развитием туризма, улучшением жизне­обеспечения населения и др.

Зона Севера, занимающая почти 60% территории страны, в экономике играет особую роль. Системный кризис в этой части России проявляется особенно остро. Переход ее на модель устой­чивого функционирования и развития предполагает осуществле­ние ряда принципиально новых решений1.

Приведенные данные, характеризующие потенциал устойчи­вости и перспективы устойчивого развития зон и экономических районов, содержат ориентиры для региональной макрополитики – Федерального Центра и межрегиональных ассоциаций, субъектов Федерации и т.п.

Все это объективно позволяет ослабить угрозы, обусловленные геополитическими, национально-государственными и другими причинами, развертывающимися в значительном временном ин­тервале и требующими постоянных совместных усилий государ­ства и регионов для преодоления их негативных последствий.

Однако надо иметь в виду, что районирование и территори­альная специализация страны формировались продолжительное время, причем на ином экономическом и геополитическом про­странстве. Регулирование материальных потоков – межотрасле­вых и межрегиональных – осуществлялось преимущественно неэкономическими методами, к тому же у Центра были возмож­ности концентрировать ресурсы для осуществления крупномас­штабных проектов и хозяйственного маневрирования.

Существенно также то, что основной смысл хозяйствования на территории страны сводится к тому, чтобы: а) организовать об­щественное производство как единую большую фабрику, где все работают на всех; б) минимизировать общие затраты за счет ра­ционального размещения производительных сил, приближения потребителя к источникам сырья, энергии и т.п.; в) обеспечить сдвиг хозяйственных комплексов на Урал и в Сибирь; г) гаранти­ровать самодостаточность экономики страны, ее независимость от внешних влияний и т.п.

Как видно, основные ориентиры были связаны с экономичес­ким направлением, социальное же направление было не самоце­лью экономического развития, а его ресурсом.

В настоящее время складывается принципиально иная ситуа­ция. Собственно экономический расчет будет продолжительное время доминировать, однако у Центра крупных материальных и финансовых ресурсов для оптимизации территориальных пропор­ций и осуществления крупномасштабных проектов нет и в обо­зримом будущем не будет.

Все это побуждает соответствующим образом оценивать перс­пективы устойчивого развития регионов на основе сложившейся специализации, в полной мере учитывать не только достоинства, но и недостатки.

Оснований для немедленного пересмотра и реконструкции экономического районирования или административно-государст­венного устройства РФ в настоящее время не существует. Однако это не означает, что данные конструкции вечны и неизменны. Рано или поздно возникают новые условия и существующее де­ление придет в противоречие с потребностями экономики и го­сударственного строительства.

Оценка перспектив устойчивого развития регионов, сделанная на основе типологизации субъектов Российской Федерации, пред­ложенной специалистами Совета Федерации Федерального Собра­ния России, позволила выделить по уровню экономического раз­вития, структуре производства, уровню развития инфраструкту­ры и обеспеченности квалифицированными кадрами и другим показателям следующие группы областей, краев и республик1.

Первая группа(республики Башкортостан и Татарстан, Белго­родская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области) отличается относительно диверсифицированной структурой производства, высоким произ­водственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квали­фицированными кадрами. Спад производства в них был относи­тельно ниже, чем в других регионах, что свидетельствует о боль­шей устойчивости их экономики к кризисным явлениям.

В немалой степени это обусловлено интенсивным формиро­ванием рыночной инфраструктуры, обслуживающей данные ре­гионы.

Экспортеры и предприятия, ориентированные на внутрироссийский потребительский рынок, особенно те, у которых доля импортной комплектации или сырья была незначительной, понес­ли относительно меньший урон.

Те же экономические структуры, которые сильнее связаны с зарубежными поставщиками, при повышении цен на импорт в наибольшей степени ощутили тяготы финансового кризиса2.

Переход к устойчивому развитию регионов этой группы свя­зан с недопущением утраты имеющихся преимуществ, развитием эффективных секторов экономики и отраслей специализации.

Немаловажное значение имеет также оптимизация отношений «Центр – регионы».

В Нижегородской области, например, функционируют 75 крупных федеральных структур, которые финансируются и управляются напря­мую из Москвы, и сбои в этом отрицательно сказываются на ситуа­ции в регионе.

Республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская, Тюменская области условно составляют вторую группусубъектов Федерации. Перспективы устойчивости и устойчивого развития их экономики в значительной степени связаны с действием внешне­экономических факторов. Дело в том, что преимущественно экстенсивная эксплуатация отечественных месторождений при­родных ресурсов при значительной удаленности мест их распо­ложения от регионов потребления обостряет проблемы эффектив­ности, рентабельности и др.

Известно, в частности, что добыча углеводородного сырья в За­падно-Сибирском нефтегазовом комплексе (ЗСНГК) – одна их самых дорогих в мире. Согласно оценкам, нефть, добываемая в Персидском заливе, в 10 раз дешевле тюменской.

В результате по мере открытия России внешним экономичес­ким механизмам, сближения внутренних и мировых цен перспек­тивы устойчивого развития экономики перечисленных субъектов РФ все более будут связаны с возможностями России конкуриро­вать на международных рынках энергоресурсов, минерального сырья, металлов и т.п. При этом предстоит во все большей степе­ни учитывать, что конкурентное преимущество, основанное на использовании природных ресурсов, низкой стоимости труда и т.п., зачастую сопровождается низкой производительностью, по­вышенной чувствительностью экономики регионов к таможенной политике, протекционизму, лоббированию и т.п.

В третью группурегионов входят Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская области. Все они отличаются высокой степенью хо­зяйственной освоенности территории, развитой инфраструктурой и наличием квалифицированных работников. Здесь относитель­но высока емкость региональных рынков продукции производ­ственно-технического назначения и товаров народного потребле­ния. Поэтому перспективы формирования здесь устойчивых экономических структур можно оценить как хорошие. Это справедливо и в отношении инвестиционного климата.

Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронеж­ская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мур­манская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Пермская, Ря­занская, Сахалинская, Тверская области и Санкт-Петербург со­ставляют четвертую группурегионов; ситуация в их экономике близка к среднероссийским показателям, поэтому их перспективы в наибольшей степени связаны с преодолением угроз (т.е. воз­можного ущерба), имеющих прежде всего общенациональное зна­чение: недостаток инвестиций в человеческий потенциал; низкое качество управления и общее ослабление управленческого потен­циала; чрезмерная затратность экономики, труда, капитала, мате­риалов и энергии; возрастающая роль теневого сектора; ослабле­ние научно-технического потенциала; деформации структуры эк­спорта и импорта и как следствие – зависимость страны от конъюнктуры мирового рынка; утечка капталов за рубеж и моно­польное поведение иностранных производителей на внутреннем российском рынке; неурегулированность межбюджетных отноше­ний и др.

Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область составляют пятую группурегионов. Здесь специфически опережа­ющим был спад в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении. В сочетании с неблагоприятной ценовой дина­микой это обусловило существенное ухудшение экономического положения. Неким балансом стала пищевая промышленность, относительно более устойчивая к кризису.

Надежды динамичного развития данного региона связывают­ся с эффективным развитием сельскохозяйственного производ­ства, реализацией стратегии России на обеспечение своей продо­вольственной независимости, а также расширением услуг бальнео­логического комплекса Кавказских Минеральных Вод.

Шестая группарегионов включает Республику Марий Эл, Мордовию, Удмуртскую, Чувашскую республики, Хабаровский край, Брянскую, Кемеровскую, Курганскую, Псковскую и Сара­товскую области. К началу 1990-х гг. их экономика в значитель­ной степени определялась ситуацией в ВПК. Кризис резко обо­значил диспропорции между производствами оборонной промыш­ленности, имеющими высокие технологии и передовую организацию, и другими секторами народного хозяйства. Отста­лость последних не смогла компенсировать резкий спад производ­ства на оборонных предприятиях. Поэтому проблемы устойчиво­сти и устойчивого развития экономики здесь могут быть решены при значительной помощи извне.

Республики Алтай, Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтайский и Приморский края, Амурская, Астраханская, Тамбовская и Читин­ская области составляют седьмую группу,попадая, согласно оцен­кам экспертов, одновременно и в разряд подверженных наиболее глубокой депрессии, и в число наиболее отсталых по уровню со­циально-экономического развития.

Здесь первостепенное значение имеет преодоление рисков нарастания неустойчивости, угроз целевой государственной под­держке. Осуществить это непросто – в частности потому, что не­которые перечисленные регионы являются приграничными. В си­лу этого особо сильным является и будет впредь обостряться меж­дународный фактор.

Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Кара­чаево-Черкесская, Ингушетия, Северная Осетия – Алания состав­ляют восьмую группурегионов. Устойчивое развитие здесь во мно­гом зависит от урегулирования острейших политических, нацио­нальных, пограничных и других проблем.

При всех несомненных достоинствах такого подхода к анали­зу предпосылок устойчивости и ее потенциалу применительно к группам регионов, сходным по характеру производственной базы, особенностям проявления кризиса, такую позицию можно поддер­жать не во всем. Нетрудно заметить, что здесь превалирует отрас­левой подход, хотя и спроецированный особым образом на тер­ритории, ибо вне ее пространства производство невозможно.

Как и в других сходных по методологии случаях, здесь речь идет о производственной системе, где население по-прежнему рассматривается лишь как источник трудовых ресурсов, а не как самоцель и самоценность территориального развития. Это сдер­живает разработку модели социально ориентированной организа­ции территориальных хозяйственных комплексов.

Таким образом, рассмотренные попытки вычленить резервы устойчивости и устойчивого развития регионов, городов и райо­нов, опирающиеся на ранее выполненные теоретические разработ­ки региональной экономики, концепции территориального раз­мещения производительных сил, единого народно-хозяйственного комплекса, упрощенное понимание целостности экономическо­го пространства и т.п. должны быть обогащены современными представлениями о потенциале устойчивости регионов как специ­фических социально-экономических систем.

Региональные «точки роста»

Существенные подвижки в сфе­ре экономики, усиливающиеся тенденции глобализации и интеграции в экономике, политике и других сферах побуждают к развитию и теоретической базы практической региональной политики.

Среди современных региональных теорий все более заметную роль играет концепция полюсов, или центров роста.

Согласно разработкам Ф. Перроу, экономическое пространство правомерно определять как силовое поле, напряженность кото­рого неравномерна. В направлении к полюсам действуют опреде­ленные центростремительные силы; существуют и силы центро­бежные. Эти полюсы как бы группируют нововведения, однако вокруг определенной лидирующей отрасли, и в результате обра­зуют территориальные концентрации. Последние характеризуют­ся, в частности, тем, что четко прослеживается связь между про­изводимым совокупным доходом и инвестициями, экономичес­ким и социальным уровнем развития и т.п.

Таким образом, региональный полюс роста представляет со­бой сочетание развивающихся и расширяющихся отраслей, спо­собных вызвать экономический рост в зоне своего влияния1.

Исследователями также установлено, что возникновение территориальных «точек роста» обусловлено:

• неравномерностью масштабов и эффективности производ­ства;

• наличием особо удобных территорий для размещения пред­приятий нескольких сопряженных отраслей;

• набирающей силу тенденцией смещения инноваций из крупных городов в малые и средние, где имеется высоко­технологический потенциал, и другими причинами.

Концепция «точек роста» применительно к территориальной организации РФ и ее регионов, а во многих случаях городов и Районов может стать на практике весьма продуктивной. Это оп­ределяется тем, что цивилизация движется к постиндустриальной Фазе и «локомотивами» и экономики, и социальной сферы, и общественно-политических механизмов все более становятся про­рывы в технике и технологии. Они, однако, во всех существующих отраслях произойти одновременно не могут.

Для Российской Федерации это имеет особое значение. До­стигнутая к началу 1999 г. депрессивная стабилизация экономи­ческого развития и сама по себе неустойчива, и может изменить­ся к худшему, и не гарантирует экономического роста. Наконец, в России нет средств для обновления производственного аппара­та (согласно расчетам, необходимо повысить коэффициент ввода и выбытия машин и оборудования почти в три раза), инвестиции в 1999 г. снизились до рекордно низкого уровня – 9% от ВВПпри норме для стабильной экономики в 23-25%.

Трудно надеяться на многочисленность и мощность зарубеж­ных инвесторов. Они, однако, могут рискнуть вложить средства в «территориальные точки роста», где имеются инновационно-технологические возможности.

Опыт реализации этих возможностей показывает, что в одних случаях осуществляется стратегия преследования, т.е. освоение конкурентоспособной продукции и укрепление своих позиций на соответствующих рынках за счет имеющихся ресурсов, в том числе инновационного и интеллектуального потенциала региона. Может быть осуществлена и стратегия передовых рубежей, когда ориен­тируется на использование достижений научно-технического про­гресса (НТП)для создания новых продуктов и технологий, фор­мирования спроса, новых рынков и т.п.

В тех случаях, когда есть в достатке природные ресурсы, можно осуществлять стратегию их освоения и экспорта, привлечения инвестиций, использования доходов для социальных нужд реги­она и развития производств, проектирования на локальный ры­нок.

На сочетание таких стратегий ориентированы многие субъекты РФ, в том числе Москва и Московская область, Санкт-Петербург и т.д.

Заключение

Цели разработки стратегии диктуются стремлением администрации любого уровня – республики, края, области, муниципального образования – повысить благосостояние жителей своей территории за счет увеличения занятости населения и вовлечение его в наиболее производительный труд в различных секторах экономики.

Можно сделать вывод о том, что стратегия социально-экономического развития дает возможность определить общие и секторальные ориентиры внутреннего развития региона, учесть и «применить» интересы и стратегические планы отдельных хозяйствующих субъектов, точно взвесить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и гео-экономический потенциал, получив таким образом синергетический эффект (возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему) для развития региона на длительный период времени.

Подводя итоги, можно выделить, что именно стратегия социально-экономического развития позволяет:

· согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого вектора развития. Этот вектор формируется с учетом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества. Следует заметить, что долгосрочная региональная стратегия – это не «застывший и неприкасаемый» документ. Напротив, стратегия предполагает внесение в нее необходимых корректировок с учетом анализа ее промежуточных результатов, а также развития страны в целом, соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках;

· создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций. Известно, что конкуренции на рынке инвестиций становится более жесткой и интернациональной. Что бы победить в этом соревновании, инвесторам следует представить убедительные планы стратегического развитии на длительную перспективу, создать лучшие условия и гарантии, выдержать схватку за инвестора у других схожих регионов. Это особенно актуально для значительного числа российских регионов, не имеющих нефтегазовых месторождений, и зачастую в глазах инвесторов почти не отличающихся друг от друга;

· сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Определить «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволяют создать в регионе целые кластеры – группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций. Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно концентрировать ограниченные ресурсы регионального бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях.

Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и ее устойчивого сбалансированного социально-экономического развития1.

Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям региона получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок региональных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из федерального бюджета.

Так же наличие стратегии позволяет главе исполнительной власти продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических и административно-правовых методов управления территорией.

Список использованной литературы

Наши рекомендации