Основные формы монополистических союзов
Форма монополии | Предмет соглашения | Отраслевая принадлежность | Самостоятельность входящих звеньев | Примечание |
Концерн | Контроль за ценами и рынком | Одна или несколько с тесной производственной зависимостью | Формальная, жесткий контроль возглавляющего органа | постоянно |
Консорциум | Объединение капиталов для решения задач, требующих огромных финансовых средств | Разная, производственный и банковский капитал | полная | временно |
Конгломерат | Контроль рисков | Разные | теряется | Результат слияния и поглощения |
Картель | Цена, объем производства, территориальный раздел рынка | Одна | полная | постоянно |
Синдикат | Совместный сбыт, обеспечение сырьем, цены, торговые квоты, реализация крупномасштабных проектов | Одна | Коммерческая теряется, юридическая и производственная сохраняется | Значение утратил |
Трест | Совместный сбыт, обеспечение сырьем, цены, торговые квоты | Одна или несколько | теряется | Значение утратил |
Вопрос 4. Максимизация прибыли чистого монополиста
Монополист может повышать цену, но не может устанавливать объем спроса, т.к. спрос на его продукцию – это отраслевой спрос. Следовательно, для того чтобы продать дополнительное количество экономических благ, необходимо снижать цену. Монополист не станет снижать цену при неэластичном спросе.
В ходе ценообразования монополист действует в условиях некоторых ограничений:
- цены не могут быть ниже издержек;
- спрос на продукцию ограничен совокупным спросом;
- если монополист снижает цену, то должен продать всю продукцию по одной цене всем потребителям, поэтому предельный доход меньше цены.
Монополист выбирает такую комбинацию «цена-количество», которая приносит максимальную прибыль и способна удержаться подольше. Эта проблема может решаться двумя способами.
1) Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС). Прибыль становится максимальной, когда разница между общим доходом и общими издержками максимальна.
2) Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Равновесие наступает тогда, когда МС = Р, а цена совпадает с предельным доходом Р = MR , т.е. МС = MR = P.
Такое состояние называется точкой Курно. Антуан Курно, французский математик и экономист, в книге «Исследование математических принципов теории богатства» предложил первую в истории науки (1838 г.) модель максимизации прибыли монополистом. Монополист может расширять производство, пока (MR - МС)>0. Максимальная прибыль достигается, когда общий доход превышает общие издержки на максимальную величину. Пока (MR – МС) > 0, фирма может расширять свое производство. Цена монополиста Р > MC > MR. Снижать цену выгодно до тех пор, пока предельный доход не станет равным предельным издержкам MR = MC.
Равновесие фирмы MR = MC достигается при таком объеме продаж, когда (MR=MC) < АС < Р.Такая цена обеспечивает монополисту получение сверхприбыли.
В условиях чистой монополии при любых ценах покупатель приобретает товар, поэтому ЧМ по природе несовместима с убытками. Если MR < AVC, минимизация убытков достигается через закрытие фирмы. В краткосрочном периоде ЧМ может сознательно пойти на убытки, чтобы 1) разорить конкурентов; 2) сделать отрасль непривлекательной для потенциальных конкурентов, желающих войти в отрасль;3) снижение покупательского спроса по независящим от монополии причинам (падение совокупного спроса на рынке автомобилей из-за финансово-экономического кризиса).
Эти правила действуют как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Однако в долгосрочном периоде:
1) Необходимо признавать наличие эластичности спроса по цене. Невозможно одновременно и установить высокую цену и обеспечить максимальный объем продаж по высокой цене. Поэтому цена, максимизирующая долгосрочную прибыль, будет ниже, чем в краткосрочном периоде.
2) Рынок благ в меньшей степени защищен от конкурентов. Чистый монополист вынужден считаться с наличием «потенциальных конкурентов», которые реально могут появиться в отрасли, привлеченные высокой нормой прибыли.
Поэтому в долгосрочной перспективе основная ставка делается на снижение издержек и увеличение выпуска продукции.