Без смены прежней модели модернизации у нас нет шанса на успех.
Смена этой модели – дело не простое. Прежняя модель прочно укоренена в наших культурных традициях. Мы практически не имеем успешного опыта модернизации России рамках иных моделей.
Смена прежней модели модернизации возможна лишь, если мы сможем понять причины ее укорененности, вскрыть взаимосвязь важных обстоятельств предшествующего развития России с той накатанной колеей, в которую каждый раз въезжали все проекты преобразований. Широкое осознание российскими элитами прчичн необходимости такой смены, существа новой модели развития России – необходимое условие грядущего успеха.
Во-первых, следует осознать, сколь дорогая цена была заплачена за идеологическую приверженность действующих лиц российской истории. Для них верность идеям и принципам всегда была неизмеримо важнее требований практической жизни. Идеи в себе они всегда любили больше чем подлинную Россию. Российское общество с порога отвергало все попытки действовать «применительно к подлости», принимать во внимание отечественные реалии. В результате тотального идейного поветрия в отечественных реформах всегда сказывался недостаток прагматизма и готовности считаться с обстоятельствами отечественной социальной и хозяйственной жизни.
Во-вторых, нужно принять во внимание кардинальные перемены в самих основаниях российской жизни, произошедшие за последние десятилетия. В нашей стране практически завершилась адаптация к новым, качественно иным социальным порядкам. В результате сложилась новая социальная структура, жестко привязанная к итогам этой адаптации, к установкам в отношении нового порядка вещей. Сильно изменились мотивы социальной деятельности, иерархия моделей достижения успеха, да и доступность ресурсов для достижения этого успеха сильно поубавилась.
Также нужно, наконец, признать, что прежняя традиционалистская и высокоидеологизированная Россия, о которой писали наши великие философы и писатели, канула в прошлое. Можно спорить об оценке этого факта, но трудно отрицать его эмпирически подтвержденную достоверность. Это, конечно, очень обидно тем, для кого ссылки на этих, действительно великих мыслителей неопровержимый и, зачастую, единственный аргумент. Но модернизацию невозможно строить на мифах.
Сегодня в нашей стране задает тон «Новая Россия», слои и группы населения, которые характеризует высокий рационализм, индивидуализм и, к сожалению, низкий уровень социальной ответственности и солидарности. Здесь, в этих слоях и группах, сосредоточены предприимчивость и активность, способность к рациональной оценке ресурсов и возможностей, которые предоставляет им современное устройство жизни. Нужно признать новую социальную реальность без ее идеализации, но и без ангажированной слепоты.
Но это же признание ведет нас к вдохновляющему выводу - впервые в отечественной истории сложились массовые слои и группы, которые могут стать базой для эволюционных (а не привычно революционных) преобразований, обращенных уже не к идеологическим аффектам, а к здравому смыслу и жизненному опыту россиян. Одновременно это исторический шанс на становление подлинных, а не декоративных, конкурентного рынка и консолидированной демократии.
Эти же перемены означают, что впервые в нашей истории появился значимый социальный заказчик прагматичных, эволюционных реформ. Другой вопрос, что у этого «заказчика» в его обобщенной голове много сумбура и просто мусора, навеянного отечественными СМИ. Но в основе его позиций все же уже много больше житейского опыта и обыденного нравственного чувства. К ним, к этим опыту и чувству, уже могут взывать лидеры реформ и добиваться осмысленного отклика на призыв к национальной мобилизации.
Сказанное означает, что теперь модернизационный проект либо будет проведен в соответствии с социальным заказом «Новой России», либо у него просто нет шансов на прочную массовую социальную поддержку и, следовательно, нет шансов на успех. Если же, несмотря на все эти перемены, последует попытка «играть поперек музыки», без опоры на наиболее «продвинутые» социальные силы, то такой, в частности авторитарный модернизационный проект будет «душить» весь потенциал социальной активности и предприимчивости. Это, в свою очередь, поведет лишь к внешней и внутренней эмиграции, утрате социального потенциала развития, основанного на его новых принципах, к краху всей стратегии модернизации.
В-третьих, прокладывая дорогу российской модернизации, невозможно игнорировать подлинную природу современной системы институтов, насквозь пронизанных партикулярными ценностями и межличностными отношениями. В их основе лежит широко признанная конвенция относительно допустимых норм и практик социальной и хозяйственной жизни. Формирование этой конвенции, еще достаточно далеко отстоящей от норм писаного права, тем не менее, позволило стабилизировать отечественную институциональную среду, создать пусть и не очень приглядные, но все же хоть сколько-нибудь прочные правила жизни.
Предписываемые этой конвенцией нормы и практики сильно разнятся с теми либеральными абстракциями, которые лежат в основании реформаторских усилий. Велика опасность, что благие побуждения реформаторов (как известно, устилающую дорогу в Ад) могут разрушить эту конвенцию, не заменив ее на прочные законность и правопорядок. Важно все время удерживать соответствие между характером действующих институтов, с одной стороны, и социальными реалиями, с другой.Хорошо известно, что институциональные формы, сильно противоречащие сложившимся условиям социальной жизни, мало жизнеспособны. Это значит, что сами реформы должны проводиться так, чтобы не разрушить сложившуюся конвенцию, но при этом шаг за шагом прокладывать дорогу Закону. Пример должно показать само государство, делом утверждая универсальность принципов, не плодя «любимчиков». Если же проявлять покровительство, то лишь убедив общество в том, что здесь присутствует явный государственный интерес.
Глубинные перемены в самом фундаменте российской жизни вместе с осознаваемыми вызовами определяют подлинный коридор возможностей модернизационного прорыва. Для его успеха нужно выстраивать новую логику российской модернизации, основанную на рациональном осмыслении подлинных проблем России, на прокладывании реалистичного эволюционного, научно говоря, генетического пути решения этих проблем.
Первый шаг - активный национальный диалог о насущных проблемах, барьерах на пути нашего развития. В его ходе должны быть вскрыты подлинные угрозы и вызовы, обусловливающие приоритеты отечественной модернизации. Здесь важно избежать искусов нашего привычного оборонного сознания. Нужно спустить с пьедестала сонм отечественных кассандр. Следует, наконец, усвоить, что переоценка угроз, столь же опасна, как и их недооценка. Да, несомненно, недооценка угроза самым основам национального существования. Но переоценка лишает страну ресурсов развития, бесплодно растрачиваемых на отражение мифических угроз, не создает при этом возможностей для отражения угроз реальных и, в результате, точно также ведет к национальной катастрофе. Опыт СССР должен стать нашим memento mori.
Одновременно, в ходе такого диалога необходима широкая эмоционально переживаемая консолидация россиян вокруг целей и задач нового модернизационного прорыва – складывание модернизационной коалиции. Здесь важно удержаться от привычного идеологического прессинга, сохранить такт и уважение к иным мнениям, к критикам. Их отрезвляющие позиции, ох как еще понадобятся. Головокруженье, даже не от успехов, но еще от самих вдохновляющих замыслов – наш привычный вывих.
Содержательным ядром, сплачивающим коалицию, должны стать представления и ожидания наиболее активных и трезвомыслящих слоев нашего общества – «Новой России». Эмоциональное ядро – без него мрачная, рассудочная безнадега – новый российский патриотизм. И не нужно спекулировать угрозой нацизма. Поднимающуюся грязную, но тонкую пенку ксенофобии нужно жестко снимать. Но явный подъем искренних патриотических чувств народа – возможно, та искомая опора для упрочения всего нравственного фундамента российского общества.
На деле это означает, что никакая модернизация в России попросту невозможна, если в ее основу не будут положены крайне важные и уже, как показывают исследования, прочно укорененные в широких слоях современных россиян, ценности патриотизма, демократии и социальной справедливости.
История и современность задали очень узкий коридор для успешной модернизации России. Шанс на успех в современной России имеет лишь национально-демократическая модернизация, поддержанная патриотическим и демократическим большинством страны, открывающая широкие возможности для трудолюбия, предприимчивости и активности каждого.
Условие успеха модернизации – новые подходы к социальной справедливости. И традиции страны и требования эффективности требуют, чтобы на место прежней уравнительности, шариковского «отнять и поделить», пришло новое понимание справедливости: солидарность всех; поддержка активным; защита слабым, ответственность богатых.
Лозунги нового модернизационного проекта России: патриотизм, демократия, справедливость.
Ясно, что для успеха такого проекта нужно то, чего нам так недостает уже полтора столетия – прочный союз государства и общества. Этот застарелый недуг глубокого взаимного недоверия может быть излечен лишь обоюдными стараниями.
Более того, в обществе все меньше значат мнения идейных противников такого союза. Конечно, идеологического безумия еще предостаточно. Инерция предельного идеологического противоборства все еще очень заметна. Но все более широкие слои освобождаются от прежнего прессинга интеллигентской религии.
Если спокойно вглядеться, то большинство критиков власти против крайней несправедливости общественного устройства, действительно просто оскорбляющего любое нравственное чувство, но при этом они стремятся к тем же целям, которые неизбежно должна решать национально-демократическая модернизация. Конечно, во взглядах критиков власти преобладает радикализм, основанный на нетерпении, на нежелании считаться с реальными, а не воображаемыми путями решения волнующих их проблем. Но даже и в этом нетерпении омного правды, ощущения, что власти, при желании и ответственности могли бы сделать много больше для блага народа. Убедить их, одолеть прежнее недоверие, сплотить может лишь честная, искренняя политика. Все же «честность – лучшая политика».
Приходится признать, что сейчас большая вина за барьеры на пути национального диалога лежит на политико-идеологической ветви власти. Головокруженье от успехов централизации, убежденность в непогрешимости и стремление к идеологическому доминированию явно снизили ее готовность к диалогу, изначально предполагающему готовность к компромиссу. Такая, авторитарная по своим идейным истокам, стилистика власти – «игра против музыки», вызывающая неосознанное раздражение «Новой России», стремящейся к большему самоуважению и, следовательно, к проявлениям уважения. Но, не дай Бог, раздражение станет осознанным, политически оформленным. Мало не покажется.
В результате в оппозицию загоняются те, кто при политике «вовлечения» могли бы постепенно стать опорой новой модернизационной коалиции. Более того, такая политика «подмораживания» политической стабильности загоняет вглубь реальные противоречия институционального развития, подрывая тем легитимность власти - самый ее фундамент. Такая «негативная» стабильность – бочка динамита под будущей модернизацией. Даже временное обострение ситуации, практически неизбежное на пути глубоких перемен, может вести к подрыву всего курса реформ.
Дорога к модернизации России лежит через смену политических ориентиров, содержания и риторики власти. Ориентир – консолидирующий диалог всех национально ответственных, патриотических и демократических сил страны. Критерий – рост инициативы и политической ответственности.
Сегодня еще плохо осознается необходимость смены самого содержания государственного управления, диктуемого даже не столько требованиями грядущей модернизации, сколько быстро растущими трудностями в решении насущных проблем страны. Идеологическое давление, авторитарность методов реформирования практически отучили государственную систему управления от проблемного подхода, подхода, когда конкретные задачи рождаются из осознания широкого понимаемых нужд развития страны. И это в стране, которая может гордиться выдвижением и реализаций громадных проектов, выросших из такого широкого понимания: освобождение крестьян, Столыпинские реформы, «план ГОЭРЛО». Да и сегодня, при всех недостатках, Национальные проекты выросли из проблемного анализа.
Отказ от проблемного подхода, узкое предметно-инструментальное видение задач, рожденное, как правило, самим бюрократическим ведением дел, ведет к управлению, оторванному от жизненных реалий. Управление становится поистине бессодержательным. Но, что еще хуже, этот изначальный отрыв от жизни многократно усиливается ложными обратными связями, когда отчетность неизбежно начинает подгоняться под требования начальства. Верхи напрочь теряют представление об истинном положении дел.
Отчасти, это может и неплохо. В период обострения Административной реформы и паралича госорганов значимо выросли темпы роста экономики. Но, к сожалению, слишком много проблем России требуют вменяемого государства, чтобы можно было исполнить «голубую мечту» наших либералов – обузить государство.
Выхода нет – нужно шаг за шагом возвращать в управление проблемный подход, связанный с широким пониманием приоритетов развития страны, проблем и противоречий этого развития, реалистичных путей разрешения рассматриваемых проблем. Важный признак излечения от этой застарелой болезни нашего управления – избавление от детской боязни издержек при проведении реформ. Нужно, наконец, научиться считать баланс издержек и выгод. Лишь при таком понимании можно избежать «заклятия Черномырдина» - «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Если удастся достичь перестроить отношения государства и общества, изменить содержание государственного управления, то все остальные задачи национально-демократической модернизации будут решаться много легче.
Самое главное, мы сможем осмысленно решать социальные проблемы, избавиться от морока либерализма, ведущего к социальной сегрегации «униженных и оскорбленных», лишающего подрастающее поколение социальных перспектив. Можно будет, наконец, выстроить приоритеты социальной политики, отвечающие реалиям страны, ее традициям справедливости, настойчивые стремлениям вертикальной мобильности.
Откроются неконфронтационные возможности повышения роли России в перестройке системы международных отношений, будут востребованы ее традиций всепонимания для модерирования диалога, направленного на поиск моделей органичной глобализации. За этим большая безопасность и широкие возможности российского бизнеса.
По иному можно будет ставить и задачи экономического развития. Можно будет избавиться от маниакального комплекса «сырьевого придатка», а уверенно сочетать возможности «энергетической сверхдержавы» с задачами становления мирового «технологического центра», зарабатывающего созданием прорывных технологий основанных на достижениях фундаментальных наук. Создание таких технологий – традиция России, но заработок на этом – модернизационный прорыв.
Для успеха сейчас у нас есть, кажется, все. Этот успех сулит России то, чего у нее не было никогда, но чего так хотелось – жизни как в Европе. На первых порах как у европейских соседей, а затем, если не наделаем глупостей, и как «в лучших домах Европы». Сейчас главные проблемы в нас самих, в нашем понимании истоков собственных проблем, путей их решения.
Понимание проблем дает уверенность, уверенность – силу решать эти проблемы. Снова и снова: знание – сила. Значит, как говорится в очень популярном фильме: «Да пребудет с нами сила». Сила понимания России, сила ее преображения.
Ter aspera ad astra!
Библиография.
1. Антонос Г. Империя и национальное государство: история и современность // Политическая наука (Теория. Ретроспективные исследования). — М.: ИНИОН, 1995.
2. Ахиезер А.С. Хозяйственно-экономические реформы в России: как приблизиться к пониманию их природы? Pro et Contra. Лето 1999. Три века отечественных реформ. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М. 2005.