Макросоциальные и государственные ориентиры.

Новые задачи национально-демократической модернизации требуют наиболее существенных и масштабных перемен в социальной области. Здесь речь не идет лишь о социально-культурных отраслях, но обо всех секторах, связанных с решением социальных проблем населения, определяющих его социальное самочувствие.

Дело не только в значении этого круга проблем для жизнедеятельности большинства граждан страны. В этих секторах в наибольшей степени сказались слабость проблемного, общесоциального подхода. Объективная сложность, внутренняя взаимосвязанность и взаимозависимость социальных проблем, крайне отягощенных идеологическими доктринами и популистскими заигрываниями, усугубилась примитивизацией предметно-инструментального подхода, ведомственной расчлененностью. Здесь также сказалось стремление профессионалов этих секторов (медицины, образования, социальной помощи) монополизировать постановку социальных целей и задач. А, ведь если перефразировать известные слова У. Черчилля, то социальные проблемы слишком важны, чтобы доверять их узким специалистам. В результате решение крупных социальных проблем, как зеркало Снежной королевы, раскололось на тысячи осколков. Теперь сложить из этих осколков слово «справедливость» можно лишь осмысленными совместными усилиями.

Слабость государства отчетливо проявляется в отсутствии целостной концепции и эффективного администрирования, плодит социальную напряженность и конфликты. Яркий пример – снова новый Жилищный кодекс РФ, полный внутренних социально-политических противоречий. Посылая разнонаправленные социальные сигналы, законодательно стимулируя активность, основанную на кардинально разных социальных моделях поведения, не создавая при этом инструментов их гармонизации, государство порождает в умах населения социальную шизофрению. Может быть, проблема в непонимании существа проблем? Ведь еще А. Шопенгауэр диагностировал: «Кто ясно мыслит, тот четко излагает».

Социальная политика страны в ее сегодняшней интерпретации определяется, как доминирующим стремлением к социально-политической стабильности, так и желанием любой ценой, в возможно короткие сроки провести реформу социально-культурных отраслей, привести их в соответствие с заимствованными либеральными образцами.

Основным подходом правительства стала тотальная «монетизация», обмен выделения уже не столь скудных средств на снятие ответственности государства за дальнейшее функционирование элементов социальной инфраструктуры. В этих реформах видно стремление стимулировать рациональный спрос потребителей, который в свою очередь призван повысить качество и объем социально-культурных услуг, предоставляемых населению.

Этот подход оправдан во многих случаях. Однако он не учитывает реалии, условия жизни и запросы уходящей, но все еще весьма многочисленной, не слишком рационалистической России. Для этих слоев характерна низкая значимость таких ценностей как здоровье, здоровый образ жизни, образование и культурное развитие подрастающего поколения. В результате слабо рационализированные слои и группы населения не вполне могут воспользоваться новыми институциями и, в результате, как показывает не только российский, но и зарубежный опыт, их социальное положение серьезно ухудшится.

Последовательная либерализация социально-культурной сферы всерьез угрожает обществу социальной сегрегацией.Странарасколется наслабосвязанные социальные сегменты. Часть социальной сферы сориентируется лишь на обеспеченную часть общества, предъявляющую реформированным учреждениям платежеспособный спрос на качественные услуги. Однако значительная, хотя и менее успешная и ответственная часть общества превратится в социальных изгоев, запертых в гетто некачественной социальной сферы. Самая серьезная угроза - такая сегрегация лишает перспектив большую часть подрастающего поколения. Подобная политика представляется несправедливой не только ущемленным слоям и группам населения, но всем нравственно чувствительным, ответственным гражданам России.

В результате сложившейся ситуации социальная сфера превратилась в генератор делегитимации всей социально-политической системы России, ее государственности. В результате, решение проблем в данной области уже не может быть сведено лишь к ведомственным (пусть даже очень профессионально эффективным) преобразованиям. Такой подход, может быть, и улучшит положение в его профессиональном измерении, но не вернет легитимность государственной системе, т.к. не будет осознано социально-политическое измерение этих изменений. В свою очередь, без такого осознания невозможно использовать потенциал гражданского общества, прежде всего «Новой России», для рационального анализа ситуации, активного использования «раскупоренных» каналов обратной связи для оперативной корректировки неполадок в системе.

Легитимация.Любые бюрократические, предметно-инструментальные попытки переломить ситуацию, вернуть дееспособность государственным и экономическим институтам неизбежно будут разбиваться обо все углубляющееся недоверие, об отсутствие нравственно-этической поддержки преобразований. Преодоление отчуждения народа от власти становится стратегическим императивом России, определяющим ее судьбы. Можно указывать на многие пороки западной демократии, но функцию воспроизводства легитимности государства честные и справедливые выборы реализуют вполне исправно. Голосование, эмоционально переживаемая сопричастность граждан к решению проблем своей страны, раз за разом снимают накопившийся груз отчуждения, восстанавливают легитимность власти.

Однако и этот путь преодоления кризиса доверия и легитимности выглядит не слишком оптимистично. По существу, наши политтехнологические демиурги играют в покер с историей. Все их заигрывание с «управляемой демократией» исходит из фундаментального непонимания процессов социальной трансформации, их российской специфики.

Настроения в обществе, как мы отмечали выше, все больше определяют люди, способные рационально оценивать происходящее сквозь призму своих интересов. Не следует недооценивать также и их накопленный политический опыт. Авторитаризм и политические манипуляции успешны лишь до тех пор, пока у власти есть реальный авторитет, пока она легитимна. Так до недавнего времени было и у нас. Пока общество хорошо помнило «ельцинский» распад, искренне радовалось усилению России, дарующий стабильность «путинский» режим был спасительным. Сегодня прошлое забывается, формируется новая повестка дня.

Все это означает, что социальные проблемы уже невозможно замалчивать, т.к. это усиливает эрозию легитимности нашей государственно-политической системы. Несмотря на существенные издержки, возможный всплеск популизма, необходим взыскательный анализ всей социальной ситуации. Плата за отказ – не только снижение возможностей реального изменения социальной ситуации, но и сохранение отчуждения нашего народа от государственной системы, практически утрата шансов на национально-демократическую модернизацию со всеми вытекающими последствиями для судеб России.

Обсуждение новых подходов к социальному развитию было бы контрпродуктивно без выдвижения ясных критериев решения назревших социальных проблем, без нового понимания социальной справедливости.

Легитимация современной социально-политической системы требует специальных мер по ее упрочению. Фокусом усилий в этой связи должна стать поддержка «Новой России», формирующегося среднего класса в целом. Важными шагами в этой связи стали предложенные ранее Советом по национальной стратегии и проведенные «народные приватизации» «Роснефти», «Сбербанка», а теперь и ВТБ.

Эта линия должна стать правилом, обеспечивающим тесную связь интересов современной России и формирующегося среднего класса. Прежде всего, это относится к участию населения в приватизации объектов национальной инфраструктуры. Важно, чтобы предстоящие приватизации «Связьинвеста», территориальных генерирующих компаний, созданных в ходе реформирования РАО ЕЭС, ряда компаний, выделяемых при реформе РЖД, прошли при участии населения. Может быть, стоило бы разработать программу опционов не только для высшего менеджмента, но и для выдающихся ветеранов, своим трудом и талантом создававших эти объекты.

Справедливое общество.Прошедшие десятилетия серьезно изменили базовые представления о справедливости. Сегодня в России уже невозможен прежний традиционалистский, уравнительный подход к справедливости. Одновременно неприемлем и «либеральный» подход, связанный лишь с формальным равенством прав, но не затрагивающий условия их реализации. В современных условиях, при огромном разрыве социальных возможностей, недостаточной заботе многих групп населения о собственном будущем, о судьбе своих детей было бы утопией возлагать надежды на всеохватную эффективность рационального выбора и, соответственно, на рынок, пусть и смягченный «амортизаторами». Этот путь, как это подтверждено опытом многих стран, ведет к социальной сегрегации, блокирующей развитие, порождающей социальное напряжения и, как результат, к революции.

Одновременно, неприемлем и тотальный патернализм, снижающий социальную ответственность и активность тех групп, которые обладают ресурсами самореализации и стремятся к ней. Патернализм снижает общий социальный потенциал развития, его динамику, порождает социальный паразитизм, разлагающий нравственный климат общества, подрывающий всю систему социальных стимулов. Следовательно, необходим новый подход к социальной справедливости, соответствующий современным социокультурным ориентирам и социальным ожиданиям населения. Исследование, проведенное ВЦИОМ по заказу Совета по национальной стратегии, показало, что новое понимание социальной справедливости готово поддержать около половины опрошенных /1/.

Новое понимание социальной справедливости развития исходит из следующих принципов:

Солидарность всех,общественноенравственное неприятие положения, когда сограждане бедствуют, а меньшинство утопает в роскоши.

Гарантии слабым - кто, действительно, в силу объективных обстоятельств, при любом старании, не может самостоятельно решить свои жизненные проблемы. Одновременно неприемлем любой социальный паразитизм, злоупотребление принципом солидарности, траты ресурсов общества на нужды тех, кто вполне может обойтись без его поддержки.

Поддержка активных - кто способен и хочет самостоятельно решать свои жизненные проблемы, готов много и упорно трудиться, использовать свои знания и талант, но нуждается для этого в помощи «на старте». Социальная справедливость и эффективность требуют последовательного наращивания поддержки социально-экономической активности населения. Создание социального комфорта для наиболее активных слоев российского общества - главный приоритет общественного развития, квинтэссенция нового понимания социальной справедливости.

Ответственность богатых за свое общественное поведение, прежде всего, за попрание норм общественной морали,на котороеостро реагирует большинство.

Необходим социальный контракт с российским бизнесом,основанный на его осознании своей особой роли в развитии страны и непреходящей национальной и социальной ответственности.Эта ответственностьпроистекает из сосредоточения в руках небольшой социальной группы граждан огромных экономических ресурсов, использование которых связано с масштабными последствиями для государственно-политической и социально-экономической жизни страны.

Национальная ответственность бизнеса связана с осознанием его особой роли в развитии страны и непреходящей социальной ответственности. Социальная же его ответственность: установление работникам допустимого условиями конкуренции высокого уровня оплаты труда; реализация социальных программ; создание возможно комфортных условий труда. Такая ответственная позиция бизнеса откроет дорогу для его социальной интеграции, общественной консолидации, утверждения в обществе единых принципов социальной справедливости.Следует отметить близость этих позиций к положениям Доклада митрополита Кирилла на Всемирном Русском народном соборе /2/.

Наряду с провозглашением принципов ответственности бизнеса, необходимы и конкретные меры, поддерживающие эти нормы. Всем памятен завет Э. Дюркгейма: «Санкции поддерживают нормы». Естественно, что подобные санкции за нарушение этических норм бизнеса, лежат вне собственно легальной плоскости. Их могут накладывать саморегулирующиеся организации бизнеса, прежде всего, РСПП – крупнейшая из них. Но государство должно поддерживать такие санкции, например, отказываться иметь дело с теми, кому бизнес-сообщество отказывает в доверии. Было бы правильно, если бы нарушения этики бизнеса, зафиксированные уполномоченными органами этого сообщества, оборачивались для виновных отказом в участии в приватизационных проектах, а также в выполнении государственных подрядов. Бизнесмены, если хотят, могут иметь дело с кем им угодно, но государство должно сторониться безнравственных изгоев. Но, естественно, что «осужденные» должны получить все возможности для защиты и восстановления своей репутации.

Подобный жесткий механизм для своей эффективности, должен подкрепляться реформированием соответствующих органов бизнес-сообщества, высокий уровень доверия к их суждениям. Недопустимо повторение ситуации, когда руководитель одного из таких органов бизнес-сообщества, призванный давать этическую оценку действиям бизнесменов, сам оказался сильно скомпрометирован.

Исторические обстоятельства формирования основной части крупной и средней собственности в России, незавершенность ее легитимации пока еще накладывают серьезные ограничения на политические притязания российского капитала. Степень легитимации собственности в нашей стране выступает важным критерием интеграции российского бизнеса. Процесс легитимации частной собственности в нашей стране, прежде всего крупного и среднего бизнеса, вероятнее всего займет еще определенное время. Завершение этого процесса, с одной стороны, снимет существующие сегодня ограничения на политические притязания российского бизнеса, с другой, позволит бизнесу занять свое место в социально-политической структуре России, соразмерное его экономическому влиянию.

Вертикальная мобильность Важный социальный приоритет, непосредственно связанный с решением задач национально-демократической модернизации, - формирование ясных ориентиров вертикальной мобильности. Сейчас много говорится о необходимости создания системы «социальных лифтов», обеспечивающих продвижение молодых, наиболее активных и профессионально подготовленных. Более того, в корпоративной среде сегодня много примеров выдвижения на очень высокие позиции молодых талантливых людей. Одновременно, в общественном мнении утвердилось мнении о «закупорке» каналов вертикальной мобильности в государственной системе управления, прежде всего, на федеральном уровне. И, как известно, устоявшееся мнение – социальный факт, существенно влияющий на социальное функционирование, прежде всего, на мотивацию и активность потенциальных работников государственных служб.

Преодоление такой ситуации – необходимая предпосылка решения задач национально-демократической модернизации. Необходимо утвердить в общественном сознании и на практике принципы меритократии:заслуга, реальный вклад - основной источник социального статуса, материального и морального вознаграждения.Востребованность таланта, инициативы и трудолюбия, достойное вознаграждение по заслугам - должны стать общепризнанным критерием социальной справедливости и, одновременно, общественной эффективности. Принцип меритократии неотделим от жесткой ответственности. Очевидный провал руководителя, оставшийся без быстрого и неотвратимого наказания, подрывает любые принципы. Также общество болезненно реагирует на проявления непотизма. Продвижение на высокие посты людей, не обладающих ни заслугами, ни талантами – серьезный барьер на пути национально-демократической модернизации. Формирование ясных принципов продвижения и карьеры – необходимые условия модернизации.

Одновременно, переход к реализации принципов меритократии связан с созданием системы вознаграждения за прошлые заслуги. Забвение прошлых заслуг – плохой урок для тех, кто лишь вступает на путь государственной службы. Важным средством может стать восстановление системы персональных пенсий федерального и регионального значения. Однако эти пенсии должны носить подлинно персональный характер, а порядок их установления регулироваться федеральным и региональными законами.

Создание социального механизма, основанного на принципах нового понимания социальной справедливости, не только позволит преодолеть социальное отчуждение, вернуть легитимность государственной системе, но и позволит изменить сам подход к решению многих проблем, прежде всего проблемы бедности. Одновременно реализация таких подходов позволит обеспечить постепенное возрастание доли самодостаточного населения, увеличивать на этой основе объем «национального пирога», выделяемого на решение задач социальной защиты.

Так, социальная справедливость и эффективность требуют последовательного наращивания поддержки социально-экономической активности населения. Нужны механизмы льготного предоставления разнообразных ресурсов с тем, чтобы активные люди однажды получив поддержку, дальше могли самостоятельно решать свои проблемы.

Особенно эти механизмы поддержки важны для тех слоев, которые без них оказались бы в очень уязвимом положении. Так, хорошо известно, что в очень бедственном положении оказываются одинокие женщины, растящие детей, страдающих серьезными заболеваниями. Здесь не сильно помогают пособия. Больше помогли бы специальные программы обучения таких матерей профессиям, пользующимся спросом и с приемлемой оплатой труда. Также, в рамках таких программ им могло бы предоставляться в аренду или в лизинг необходимое оборудование. Возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь – основа высокого социального статуса этих женщин, гарантия полноценного воспитания подрастающего поколения. Такая возможность – гораздо полезнее, чем пособия.

Одним из приоритетов развития должно стать достижение конкретных рубежей в ликвидации разных видов неравенств. Необходимо создание национального мониторинга социально-экономического положения населения. Широкое сотрудничество государства и общества в выявлении структуры и масштаба различных видов неравенств в российском обществе позволит создать общепризнанную систему национальных приоритетов в ликвидации социально-экономических неравенств, путей поддержки вертикальной мобильности населения. На этой основе на национальном и региональном уровне будут разрабатываться целевые программы преодоления соответствующих неравенств, социально-экономического развития.

Новое качество нации.Последовательная реализация принципов социальной справедливости лежит через сбережение народа и новое качество нации. Преодоление депопуляции требует осознания тесной связи демографического поведения с ценностными ориентирами большинства населения. Увеличение рождаемости напрямую связано с преодолением гедонистического морока. Социальный оптимизм россиян уже привел к заметному росту рождаемости. В обществе необходимо утвердить культуру многодетности, прочно связав ее с жизненными смыслами и стратегиями большинства россиян. Прежде всего, это относится к высшим слоям российского общества, которые через СМИ задают образцы поведения. Здесь крайне важно преодолеть ассоциации между многодетностью и маргинальностью, когда многодетность была характерна лишь для маргиналов и связана с безалаберной и безответственной сексуальной жизнью.

Воспитание и современные технологии должны снять с России позорное пятно – мировое лидерство по числу абортов. Государство должно разработать набор экстраординарных мер, чтобы все женщины, желающие рожать детей, имели для этого и медицинские и социальные возможности.

Необходимо вернуть принцип – все лучшее детям, создав для этого современные общественно-государственные механизмы. Открытие специализированных центров, покупка и внедрение передовых технологий должны поддержать тенденцию сокращения детской смертности. Государство, вместе с меценатами, обязано создать развитую систему фондов поддержки семьи. Это фонды, в первую очередь, ориентированные на поддержку семей, которые сами не могут создать детям необходимые условия. Важно при этом обусловливать предоставление помощи лишь семьям, обеспечивающих здоровый образ жизни и социальную интеграцию своихдетей.Представляется вполнеобоснованным, чтобы поддержка качества нации, формирование здоровых, образованных и активных молодежных генераций явилось одним из приоритетов создаваемого Фонда будущих поколений.

Рост качества нации, принципы меритократии требуют, чтобы государство создало честную систему поиска и отбора молодых талантов в различных областях науки, искусства и спорта среди детей в малообеспеченных семьях, создание государственной сети специализированных школ воспитания подлинной российской элиты. В условиях отсутствия надежного курса реформирования образования, принципиально важно включить в Национальный приоритетный проект «Образование» задачу создания такой системы образования, гарантирующей поддержание самых высоких стандартов образования хотя бы самых талантливых. Отказ от такой задачи – чрезмерный риск.

Одновременно необходимо сформировать у подрастающего поколения систему здоровых жизненных установок, ориентированных на качественное образование, на социальную интеграцию, благосостояние и успех.

Также нужно соединить усилия государства и общества для воссоздания системы внешкольного воспитания и досуга, способной стать действенным инструментом социальной интеграции и самореализации подрастающего поколения. Следует учесть, что степень охвата этой системы имеет четкую обратную корреляцию с уровнем подростковой преступности.

Новое качество нации неразрывно связано с развитием системы воспроизводства человеческого капитала. Это предполагает, по меньшей мере, сохранение уникальной системы естественнонаучного и инженерно-технического образования. Эту уникальную систему, сохраненную сегодня лишь в небольшом числе элитных университетов и ВУЗов, отличает широкий кругозор, фундаментализм, позволяющий успешным выпускникам использовать широкий междисциплинарный подход. Именно такой подход, по мнению ведущих экспертов, является основой создания принципиально новых, прорывных технологий. Эта система признанное конкурентное преимущество нашей страны. Утрата его в ходе реформирования, присоединению к болонскому процессу – форменное безумие.

Сегодня в нашей стране доминирует тенденция к унификации и большей практичности высшего образования, реализуемая через присоединение к Болонскому процессу. В этом подходе много практичности и реализма, связанного с запросами основной части экономики. Ошибка – привычная тотальность, отказ от специфичных подходов. Решение, как всегда, в компромиссе, в выделении «элитной системы» из общего усредняющего потока. Пока атаку удалось отбить и сохранить прежнюю систему в ряде ВУЗов. Но основная битва еще впереди. Главное – не поддаться на привычную демагогию: «кто определит элитность?», «это породит коррупцию». Конечно, у тех, кто не хочет, будут обвинения в коррупционных и бессодержательных подходах. Если захотеть найти разумные решения, то найдутся и независимые эксперты и надежные процедуры отбора.

Эгалитарным критикам такого открыто «элитарного» подхода следует напомнить, что наука элитарна по своей природе и подготовка к научной деятельности требует адекватных методов селекции и подготовки. Также следует помнить, что любая самая демократическая политическая система включает в себя аристократические элементы (Верховный суд США, Конституционный суд РФ и т.п.). Тотальная демократизация неизбежно влечет падение интеллектуального уровня и, как результат, снижение шансов в глобальной конкуренции.

Сохранение нации неразрывно связано с оздоровлением жизни, с кардинальным снижением алкоголизма и наркомании. Нужны цивилизованные меры, повышающие барьеры доступа к алкоголю и исключающие доступ к нему подрастающих поколений. Решению всех этих задач могли бы способствовать инициативы и активные усилия Общественной палаты, члены которой сегодня обладают большим социальным кругозором, чем наши законодатели.

Однако все время нужно помнить, что главное условие формирования позитивных ориентиров молодежи, ее социальной интеграции - включение механизмов вертикальной мобильности, о которых говорилось выше: создание новых рабочих мест для молодежи (особенно в малых городах, поселках и деревнях), обеспечение карьерного роста и достойного вознаграждения труда.

Одна из приоритетных социальных задач модернизации - снижение уровня дифференциации доходов до социально приемлемого уровня. Децильный коэффициент должен быть снижен до 8-10 вместо 15 в настоящее время.Уровень ВВП на душу населения в нашей стране, измеряемый по паритету покупательной способности, уже на уровне 10 тыс. долл. Это в принципе позволяет обеспечить достаточно высокие стандарты качества жизни населения. Однако, крайне несправедливое распределение «национального пирога» является главным препятствием для улучшения жизни большинства. Решениезадачисправедливогораспределения национального дохода – необходимая предпосылка высокой предпринимательской активности, вертикальной мобильности, социально-политической стабильности.

В этой связи следует ставить задачи введения прогрессивного подоходного налога, начиная со сверхдоходов. Если этот процесс совместить с созданием новых механизмов благотворительности, позволяющих засчитывать в налоги взносы в социально значимые фонды, то, как показывает общение со многими представителями крупного бизнеса, такой путь встретит у них понимание. Также необходимо бороться с социальным паразитизмом путем установления налога на получение очень крупных наследств. Такая практика существует даже в самых либеральных экономиках.

Необходимая предпосылка снижения неприемлемого уровня дифференциации - пополнение среднего класса – превращение «средних» слоев в наиболее многочисленные.Это означаетопережающий (по отношению к среднему уровню) рост доходов с 4-ой по 8-ю децильных доходных групп. Это позволит создать позитивные ориентиры вертикальной мобильности для большинства населения, сформировать систему притязаний, в которой высокое образование и квалификация станут высокозначимыми для большинства населения; обеспечить достойный уровень жизни тем слоям и группам населения, которые определяют социально-экономический и социально-политический климат в стране, служат прочной социальной опорой государства, обеспечивают дееспособность его институтов. Социальный оптимизм, спокойствие и уверенность этих групп – надежная предпосылка активизация гражданского общества в стране.

Безотлагательный шаг в этой связи - пополнение среднего класса,существенное улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Необходимо использовать стабильную благоприятную конъюнктуру, заложить в бюджет 2008-10 гг. года дополнительные бюджетные на эти цели. Это позволит продвинуться в утверждении норм социальной справедливости, в формировании эффективных моделей вертикальной мобильности, в упрочение статуса высшего образования и военной службы.

Федерация равных возможностей/3/.Развитие федерализма в России – важный ресурс развития отечественной демократии. Переход к модернизации снизу предполагает повышение активности на региональном и муниципальном уровне. Принципиально важно переломить тенденции унитаризма, неразрывно связанные с авторитарной модернизацией. Сегодня в России столько демократии, сколько в ней федерализма и муниципализма.

Стимулирование такой активности базируется на положениях Конституции РФ. Все законодательные нормы должны пройти экспертизу на предмет их соответствия основополагающим принципам российского федерализма и приведены в соответствие с задачами стимулирования инициативы и самостоятельности регионов страны. Здесь была бы очень полезна независимая экспертиза Общественной палаты.

Гарантия федерализма в России - незыблемость принципов межбюджетных отношений. Для эффективного развития бюджетного федерализма необходимо законодательно закрепить процедуры реализации полномочий, отнесенных Конституцией к предметам совместного ведения. Укрепление финансовой самостоятельности регионов явится стимулом к росту их инициативы и предприимчивости, к мобилизации внутренних ресурсов. Существующий уравнительный принцип выделения субвенций пора уже дополнить стимулирующей компонентой. Например, гарантировать тем регионам, которые выйдут на профицитный бюджет, сохранение субвенций (хотя бы 50% от прежнего уровня) еще на три года. Это позволит избежать ситуации, когда регионы сознательно занижают доходы своих бюджетов, чтобы не попасть в число профицитных и не лишиться субвенций. Одновременно, необходимо повысить уровень гарантий для бюджетов муниципальных образований, создать на федеральном уровне систему стимулирования роста их доходов, т.к. зачастую инициатива муниципальных лидеров приводит к тому, что губернаторы просто отбирают возросшие доходы муниципалов.

Укрепление страны и развитие федерализма требуютизменения порядка формирования верхней палаты парламента.Для того, чтобы Совет Федерации действительно отражал интересы российских регионов, необходимо вернуться к выборной модели формирования Палаты, с учетом требований действующей Конституции. Серьезный ресурс российского федерализма - развитие местного самоуправления, требующего качественного повышения социальной инициативы граждан. Это придаст российскому федерализму истинно демократический характер.

Сегодня слабо осознается значение муниципальной реформы для судеб демократии в России. Слабая организационная и кадровая подготовка, крайний недостаток финансовых ресурсов, традиции губернаторского давления на места, отсутствие федерального мониторинга содержательного хода реформ угрожают дискредитировать сам принцип народного самоуправления. Тогда на десятилетия будет потерян шанс на прорастание демократии снизу – шанс на единственно прочный путь демократизации.

Накопленный опыт муниципальной реформы показывает, что уже назрела корректировка структуры муниципальных образований. В этих целях необходимо создать систему независимой экспертизы с тем, чтобы исправить сделанные ранее просчеты, сделать эту структуру более жизнеспособной, отвечающей интересам граждан муниципий.

Актуально также создание барьера на пути криминалитета. Нельзя допустить появления криминальных анклавов, где правит не закон, а «понятия».

Значение муниципальной реформы определяет ее место в стратегии России. Сегодня необходим общенациональный общественно-государственный проект – поддержка муниципальной реформы.Учитывая установленную Конституцией специфику муниципальных образований, функции координатора этого национального проекта следовало бы возложить на Общественную палату.

Этот Проект должен включать интенсивное повышение квалификации вновь избранных руководителей и работников муниципий. Необходим федеральный мониторинг финансового положения новых муниципальных образований, оперативная поддержка в тех случаях, когда дефицит бюджета – результат ранее сделанных ошибок. Политические партии (вместе со своими молодежными движениями) могли бы организовать акции по благоустройству поселений, по приведению в порядок муниципальной инфраструктуры. Необходима популяризация достижений муниципальной демократии. Здесь помогли бы федеральные конкурсы с большими грантами, сочувственное внимание СМИ к ходу реформы.

Законодательные органы субъектов Федерации должны достаточно оперативно реагировать на предложения муниципий о корректировке их границ, при условии того, что доктринерские схемы авторов реформы будут устраняться.

Литература:

/1/ Государство и бизнес: союз за национальную модернизацию. Доклад Совета по национальной стратегии. Дискин И.Е., рук. авт. коллектива. www. strategeia.ru. 26.01.05.

/2/ www.wrns.ru

/3/Раздел «Федерация равных возможностей» данного Доклада подготовлен с использованием материалов В.Л. Глазычева и М.А. Дианова.

3.3. Экономические требования.

Внешние и внутренние вызовы, ограничения предшествующего социального развития, задачи национально-демократической модернизации накладывают очень серьезные, почти драматические требования на характер экономического развития нашей страны. Необходимо не только провести значительную структурную перестройку, но и сохранить достаточно высокие темпы роста экономики, повышения уровня жизни населения, которые создают довольно благоприятный фон для решения сложных задач национально-демократической модернизации.

Можно определить и временной горизонт требуемых структурных сдвигов в российской экономике, обусловленных технологическим прогрессом. Имеется ряд авторитетных прогнозов о роли нефти в мировой экономике. Они сходятся в том, что в ближайшие 30 лет автотранспорт совершит переход на новые виды топлива, прежде всего, на электричество и водород. Нефть займет то же место, которое сейчас занимает уголь - важный, но не критичный ресурс.

«Розыгрыш нефтегазовой карты» для структурной перестройки экономики России должно проводиться предельно энергично с тем, чтобы в течение 20-25 лет была кардинально снижена ее зависимость от добычи углеводородного сырья. К этому времени источником высоких темпов экономического развития должны стать несырьевые конкурентные преимущества России. Анализ показывает, что и в долгосрочной перспективе огромные природные ресурсы России будут играть большую роль в ее развитии, оставаться прочным фундаментом для экономического развития России, служить основным «магнитом» иностранных инвестиций.

Важно не спать под «одеялом» сырьевых доходов, а превратить рачительное использование природного потенциала в фундамент для экономического прорыва, структурной перестройки экономики, стимулирования высоких темпов роста. Условие - повышение эффективности недропользования: установление, наконец, дифференцированных ставок налогов за использование недр, платежи за неиспользуемые запасы. Одновременно нужны сильные стимулы для инвестиций в прирост запасов. Геологоразведка, с ее высокими рисками, должна стать очень выгодным бизнесом.

Одновременно, жизненно необходимо задействовать другую, возможно более важную опору экономического развития: интеллектуальный потенциал страны, высокий уровень образования, прежде всего математического, естественнонаучного и научно-технического; развитие фундаментальной науки. Наша специфика: широта взглядов наших специалистов (в отличие от специализированных знаний, получаемых в западных университетах); нетривиальность, даже парадоксальность подходов к решению научных и технологических проблем. Наше «фирменное блюдо» - создание принципиально новых, прорывных технологий, базирующихся на фундаментальных эффектах.

Высокий образовательный уровень, традиции развития науки и техники, выдаю<

Наши рекомендации