Совокупный спрос и факторы, на него влияющие.

Совокупный спрос (aggregatedemand – AD) – это суммарный спрос всех макроэкономических агентов (домашних хозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги при каждом возможном уровне цен.

Формула совокупного спроса имеет вид:

Совокупный спрос и факторы, на него влияющие. - student2.ru

где C – потребительский спрос (consumptiondemand);

I – инвестиционный спрос (investmentdemand);

G – государственные закупки товаров и услуг (governmentspending);

Xn – спрос иностранного сектора – чистый экспорт (demandfornetexport).

Совокупный спрос отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты.

Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 3.1)

Совокупный спрос и факторы, на него влияющие. - student2.ru

3.1

Объем выпуска продукции Y – это реальный объем ВВП, P – общий уровень цен, величина, измеряемая индексом потребительских цен или дефлятором ВВП.

Снижение общего уровня цен означает предъявление спроса на большее количество товаров и услуг

Каждая точка кривой совокупного спроса показывает величину совокупных расходов при каждом возможном уровне цен.

Отрицательный наклон совокупного спроса объясняется следующими эффектами в рыночном хозяйстве: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом реального богатства; 3) эффектом импортных закупок.

1. Эффект процентной ставки, или эффект Кейнса, состоит в следующем: если уровень цен повышается, то возрастает номинальный спрос на деньги MD, так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. За деньгами люди обращаются в банк. Причем если домашние хозяйства снимают деньги с банковских счетов, то фирмы, напротив, берут кредиты для покупки инвестиционных товаров. При неизменной величине предложения денег в условиях роста цен ставка процента («цена» денег) будет расти. Величина совокупного спроса уменьшится. Эффект процентной ставки можно изобразить следующим образом:

P↑ → M↑ → r ↑ → I↓ → AD↓.

Рост ставки процента сокращает как величину инвестиционного спроса (инвестиции находятся в обратной зависимости от процентной ставки), так и потребительские расходы, особенно покупки товаров длительного пользования, которые обычно люди покупают в кредит.

2.Эффект реального богатства, или эффект реальных денежных запасов – эффект Пигу. Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинальных денежных запасов M к общему уровню цен:

Когда цены на товары и услуги растут, то покупательная способность денег снижается. Это означает, что на ту же номинальную сумму денег можно купить меньше товаров и услуг. Потребительские расходы домашних хозяйств сокращаются, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается:

P↑ → ↓ → C↓ → AD↓.

3. Эффект импортных закупок, или эффект чистого экспорта – эффект Манделла–Флеминга. Если уровень цен в национальном хозяйстве повышается, то товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Экспорт EX сокращается. Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Увеличение импорта сократит чистый экспорт. Величина совокупного проса уменьшается:

P↑ → EX ↓, ↑ → ↓ → AD↓.

Таким образом, существуют три причины (эффекта), при которых изменение уровня цен ведет к изменению величины совокупного спроса и движению вдоль линии AD.

Таким образом, кривая совокупного спроса AD (от англ. aggregatedemand) (см. рис. 3.1) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

Однако на совокупный спрос воздействуют факторы, при изменении которых происходит смещение линии совокупного спроса (рис. 3.2).Под прочими равными условиями влияние неценовых факторов вызывает смещение кривой AD. Основными неценовыми факторами совокупного спроса являются:

- изменение реальных доходов населения;

- изменения технологий;

- изменение денежной массы и скорости оборота денег;

- изменение ставок налогов;

- изменение процентной ставки;

- инфляционные ожидания населения;

- изменение государственных расходов.

Например, увеличение налоговых ставок приведет к смещению кривой AD0 в положение AD2. Увеличение денежной массы приведет к снижению цены денег, т.е. про-центной ставки, и будет стимулировать увеличение инвестиционных и потребительских расходов, что вызовет смещение кривой вправо (от AD0 к AD2).

Наши рекомендации