Проблемы реализации антиинфляционной политики

3.1 Формы и методы антиинфляционной политики

Когда инфляция тормозит социально-экономическое развитие государства, необходимо принимать специальные антиинфляционные программы. Как правило, для того, чтобы разработать такие программы, необходимо:

На первом этапе:

· определить тип и модель инфляции, с которой мы имеем дело, а также ее специфику в данной стране, выявить истинные причины инфляции;

· взять инфляционные процессы под контроль и установить предельно допустимый темп инфляции;

· немало важно помочь экономическим субъектам адаптироваться к инфляционным процессам и не допустить сокращения объема выпуска. Так, например, адаптация домашних хозяйств предполагает компенсационные выплаты и индексацию фиксированных доходов.

На втором этапе следует добиться снижения инфляции до уровня ползучей, то есть не больше 9 % в год. Стоит отметить, что к реальным антиинфляционным мерам можно отнести только те, которые приводят к преодолению причин инфляции, а не к временному смягчению ее последствий. Антиинфляционными мерами не являются те действия правительства, которые лишь трансформируют открытую инфляцию в скрытую ее форму. [20,c.328]

Что может предпринять государство для борьбы с инфляцией?

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой меры, позволяющие центральному банку регулировать денежный рынок. В целях сокращения уровня инфляции используется сдерживающая монетарная политика. К её инструментам относятся:

1. Повышение учетной ставки (ставки рефинансирования) и обеспечение ее положительного значения, повышение склонности населения к сбережениям. Ставка рефинансирования формально показывает, под какой процент Центральный банк готов кредитовать коммерческие банки (реальные его проценты выше) в случае недостатков у последних своих кредитных ресурсов. Ставка служит своего рода нижним процентным порогом, отталкиваясь от которого банки формируют свои депозитные и кредитные проценты. Поэтому она должна быть над уровнем инфляции. В противном случае, считается, что ЦБ проводит отрицательную процентную политику, и это ведет к исчерпанию банковских ресурсов.

Следовательно, при росте инфляции Центральный банк должен повысить ставку рефинансирования, проводить политику «дорогих денег». Тогда кредиты коммерческих банков станут дороже, объемы кредитов в экономики будут уменьшаться, инфляция снизится. А при снижении уровня инфляции у ЦБ есть основания снизить ставку рефинансирования, проводя политику «дешевых денег», то есть, сделать кредиты более дешевыми. Это приведет к росту объёмов кредитования экономики, а следовательно, к росту деловой активности предприятий и к росту ВВП.

2. Кроме этого Центральный банк может использовать и другие финансовые инструменты. Скажем, создание фонда обязательных резервов. Нормы резервных требований ЦБ к коммерческим банкам означает, что каждый из них обязан часть своих ресурсов хранить на беспроцентных счетах в ЦБ. По данным Национального банка в Беларуси на сегодня норма для рублёвых ресурсов составляет 9%, для валютных – 13%. Сама по себе норма резервирования служит инструментом, влияющим на динамику денежной массы. При росте инфляции Центральный банк должен повысить норму резервирования, тем самым снизить способность коммерческих банков к кредитованию. Инфляция тормозится, снижается. И, наоборот, при снижении инфляции для удовлетворения кредитов ЦБ может снизить норму резервных требований (пойдут обратные процессы). Однако этим инструментом пользуются редко и осторожно.

3. Покупка и продажа на финансовом рынке ценных бумаг, валютных и других активов от своего имени. При этом его партнерами являются коммерческие банки. Как Центральный банк, так и коммерческие банки обладают государственными облигациями, которые выпускает Министерство финансов. Кроме того, Центральный банк выпускает свои краткосрочные облигации. Так, в случае роста инфляции, а значит изменение ликвидности коммерческих банков (много свободных денег на корсчетах) ЦБ организует очередную эмиссию своих облигаций для коммерческих банков. Этим он изымает излишнюю ликвидность, стерилизует рублёвую массу и, тем самым, создает условия для снижения инфляции.

Для борьбы с инфляцией используется сдерживающая фискальная политика. Она направлена на сдерживание деловой активности. Её инструментами выступают:

1. Сокращение государственных расходов и обеспечение бездефицитного бюджета. Конечно, в условиях инфляции правительству легче исполнять бюджет, так как вслед за ростом цен расширяется налогооблагаемая база и растут доходы. Вместе с тем, обесцениваются запланированные расходы, что ведет к скрытому недофинансированию. Как следствие, еще большее увеличение дефицита, а значит и большее раскручивание инфляции.

2. Совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества.

3. Сокращение трансфертов.

Также можно назвать: сдерживание кредитной эмиссии в пользу убыточных государственных предприятий; подавление в национальной экономики монополистических тенденций и развитие совершенной конкуренции.

Важным направлением является стабилизация обменного курса национальной валюты. Покупка валюты Центральным банком приводит к увеличению в обращении количества рублей. А продажа наоборот – к сокращению рублёвой массы. В нашей стране основные объемы валюты продаются на Белорусской Валютно-фондовой бирже. Имеется также и внебиржевой валютный рынок, где покупатели и продавцы сами находят друг друга. Если спрос на валюту превышает предложение, ЦБ должен выставить на торги из своих резервов некоторую сумму денег – это называется валютная интервенция на продажу. В противном случае, если Центробанк допускает обвальную девальвацию на бирже национальной валюты, можно ожидать всплеск инфляции рубля.

Нужно сказать, что искоренить инфляцию и полностью одержать победу над ней в современных условиях очень сложно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

3.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Экономическая жизнь любой страны в огромной степени определяется уровнем инфляции, стабильностью валютного курса, состоянием кредита и процента. Решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении, монетаризация экономики и связь между денежной и товарными массами. В этом суть монетаризма, который должен лежать в основе деятельности Центрального Банка, тем более страны с переходной экономикой, какой является Беларусь.

Полностью избавиться от инфляции невозможно по причине наличия монополизма Центрального Банка на эмиссию денег, монополизма профсоюзов на установление оплаты труда и бизнеса. Поэтому стоит задача снизить темпы инфляции до минимального и предсказуемого уровня.

Антиинфляционная политика в Республике Беларусь направлена на:

- ограничение монетарных факторов инфляции. Речь идет о регулировании объема и структуры денежной массы, проведении эффективной процентной политики по кредитам и депозитам, сокращении скорости обращения денег, регулировании доходов населения и использовании неденежных средств в расчетах, ограничении бюджетного дефицита;

- структурное регулирование рынков товаров и услуг, совершенствование ценообразования. Речь идет о государственном регулировании цен на продукты и товары первой необходимости, на товары и тарифы монополистов, регулировании импорта товаров и услуг, закупочных цен, уровня рентабельности, структуры спроса и предложения, ограничении инфляционных ожиданий;

- ограничение издержек и ресурсосбережение. Предусматривается регулирование заработной платы в составе издержек производства, поиск путей удешевления и замены импортных энергоресурсов, сырья, материалов, снижение материалоемкости и энергоемкости продукции, регулирование процентной ставки, налоговой системы и других обязательных платежей, сокращение трансакционных издержек;

- отказ от мер государственной поддержки и защиты неконкурентных отраслей и предприятий, всемерное поощрение развития малого и среднего бизнеса, минимизация негативного воздействия на национальную экономику со стороны внешних инфляционных факторов, повышение уровня сбережений;

Указанные меры реализуются в программах и прогнозах, разрабатываемых на 5 и более лет, а также в ежегодно утвержденных направлениях денежно-кредитной политики Национального Банка республики. В них и определяются основные направления и факторы снижения инфляции.

Наиболее эффективной мерой по борьбе с инфляцией считается инфляционное стратегирование, которое можно охарактеризо­вать как режим монетарной поли­тики, основанный на использова­нии прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориен­тира. Однако для его проведения необходимо наличие ряда факторов, одним из которых является независимость Центрально банка. К сожалению, в соответствии с Конституцией РБ, деятельность Центрального банка подчинена правительству и, в частности, Президенту, поэтому реализация этой программы невозможна.

В настоящий момент реализуется курс по смягчению монетарной политики и одновременной поддержке относительной стабильности номинального обменного курса. Для обеспечения стабильности в монетарной среде необходимы привлечения достаточных объемов внешнего финансирования. В случае реализации этой задачи произойдет достаточно умеренное обесценение национальной валюты: курс доллара к рублю составит 1,920 и 1,950 в конце 2016 и 2017 года соответственно (однако обесценение существенно ускорилось, так продажа доллара на 22.11.2013 составила 1,946 белорусских рублей). В рамках указанного сценария среднегодовая инфляция сложится на уровне 17,8% (в 2016г.) и 9,6% (в 2017г.). В 2016-2017 годах фискальная политика станет менее жесткой по сравнению с предыдущими годами [15, с. 48].

Главной целью денежно-кредитной политики на 2016 год является снижение инфляции до уровня не более 12%. Данный показатель был утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 18.12.2015 №505 "Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год". Такая цель была принята исходя из понимания того, что стабильно низкий уровень инфляции является основой устойчивого роста экономики.

Как и каждая страна в отдельности, Республика Беларусь имеет характерные предпосылки инфляции в силу особенностей развития ее экономики и ведения своей государственной политики. Рассматривая и анализируя динамику темпов инфляции по годам, можно отметить, что имело место как снижение и стабилизация, так и резкое повышение уровня инфляции. В соответствии с социально-экономическими последствиями данного явления разрабатываются антиинфляционная стратегия на долгосрочный период и антиинфляционная стратегия на краткосрочные периоды. В 2016 г. в Республике Беларусь уровень инфляции составил 12%, в 2017 году прогноз по инфляции установлен также на уровне 12%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инфляция – это тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и оказывающее влияние на цены в сторону их повышения. Инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира. Как экономическое явление она существует уже длительное время. Считается, что она появилась с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования.

Среди причин инфляции можно выделить денежные (монетарные) и неденежные, которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. Все эти факторы воздействуют на уровень инфляции в разной степени. Необходимо знание механизма их действия для того, чтобы сформулировать экономическую политику, направленную на снижение темпов роста инфляции, и достичь её естественного уровня. Для измерения инфляции используются индексы цен, характеризующие изменение цен во времени, наиболее наглядными из которых являются индексы потребительских цен, дефлятор ВВП.

В зависимости от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную инфляцию. В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный типы инфляции.

Особенностями современной инфляции являются: постоянная тенденция роста цен, всеохватывающий характер, более сложный механизм развития, опасность возникновения «импортируемой» инфляции с увеличением открытости экономики.

Инфляция носит самоподдерживающийся характер. Для переходной экономики характерна гиперинфляция. В наиболее общем виде рост цен в условиях перехода к рынку вызван превышением совокупного спроса над совокупным предложением.

Инфляция в основном носит негативный характер, который в той или иной степени оказывает влияние на уровень жизни населения, на отдельные отрасли экономики и на всю экономику в целом.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему экономической политики в целом. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии, требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, изменение обменного курса, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Эффективная антиинфляционная политика Республики Беларусь должна содержать комплексную систему мероприятий, которая бы подходила к различным видам макроэкономического регулирования, включая:

• денежно-кредитную и валютную политику, которая определяет динамику денежного предложения и обменного курса;

• налогово-бюджетную политику, влияющую на инфляционную ситуацию;

• политику в области ценообразования, а также реформирования реального сектора экономики;

• социальную политику и политику заработной платы, которые во многом определяют уровень как совокупного спроса, так и затрат на производимую продукцию.

Реализация предлагаемого подхода к снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком. Недопустимы межведомственная разобщенность и стремление реализовать ведомственные интересы в ущерб общегосударственным. Сбалансированность и скоординированность отдельных целей, которые реализуют отдельные ведомства, должны обеспечиваться в процессе подготовки прогнозно-программных документов и, в первую очередь, при разработке прогноза социально-экономического развития, государственного бюджета, основных направлений кредитно-денежной политики на очередной год.

Таким образом, в своей работе я отразил сущность, причины, виды и механизмы инфляции в целом, рассмотрел инфляционные политики в экономически развитых странах на примере США и Германии, проанализировал особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, ее социально-экономические последствия и пути преодоления в нашей стране.

Наши рекомендации