Решаем проблему барахолки: рынок подержанных автомобилей

В 2002 году экономист из Беркли Джордж Акерлоф получил Нобелевскую премию по экономике за свой известный труд "Рынок простофиль" (The Market for Lemons). Труд посвящен асимметричной информации и несостоятельности рынка; этот труд особенно интересен, поскольку в качестве главного примера профессор Акерлоф использует рынок подержанных автомобилей[1].

Рынок подержанных автомобилей интересен тем, что он страдает особой формой несостоятельности рынка: почти все подержанные автомобили, выставленные на продажу, отвратительны. Акерлоф правильно объясняет, что на рынке преобладают машины низкого качества, или барахло, потому что асимметричная информация "убирает" почти всех продавцов, которые хотят продать высококачественные подержанные автомобили.

Для того чтобы понять, что за всем этим стоит, представьте, что есть только три вида подержанных автомобилей: хорошие, нормальные и плохие. Со стороны все они выглядят одинаково, и даже если проверить их на ходу, двигаются почти одинаково, но их главное отличие состоит в продолжительности работы до того, как двигатель выйдет из строя. Из-за этой разницы в качестве двигателей и долговечности хорошие машины стоят 15 тыс. долл., нормальные — 10 тыс. долл., а плохие — всего 5 тыс. долл.

Проблема, которая приводит к несостоятельности рынка, заключена в асимметричности информации, которая существует между покупателями и продавцами. В частности, тогда как каждый продавец знает, насколько хорошо работает механизм его собственного автомобиля, покупатели этой информации лишены.

Конечно, покупатели могли бы просто попросить продавцов быть честными при характеристике качества продаваемых машин, и, безусловно, многие продавцы — возможно, даже большая их часть — сказали бы правду. Но не существует способа, с помощью которого можно узнать, говорят ли вам правду. Следовательно, когда какой-нибудь продавец говорит вам, что его машина хорошая, все равно вы продолжаете волноваться, как бы вас не обманули.

Как я только что продемонстрировал вам, такое обоснованное опасение приводит к тому, что почти все хорошие машины, с которыми действительно все в порядке, покидают рынок. В результате на рынке подержанных автомобилей доминируют плохие машины; как сказал г-н Акерлоф, рынок подержанных автомобилей стремится к тому, чтобы стать "рынком для продажи лимонов", или попросту говоря — барахолкой.


(обратно)

Почему качественные подержанные автомобили "покидают" рынок

Представьте, что вы хотите приобрести подержанный автомобиль, но не хотите переплачивать за него лишнее. Вы осведомлены о том, что есть только три вида машин: хорошие, нормальные и плохие. Вдобавок вы узнаете, что одна треть всех подержанных автомобилей хорошо зарекомендовала себя на дороге, одна треть ведет себя нормально, а одна треть передвигается плохо. Какую сумму в такой ситуации вы были бы готовы заплатить за подержанный автомобиль?

Итак, учитывая, что хорошие автомобили стоят 15 тыс. долл., автомобили, с которыми все в порядке, стоят 10 тыс. долл., а плохие продаются по 5 тыс. долл., а также то, что вы не знаете, какая из машин какая, давайте предположим, что вы хотите заплатить за нее не более 10 тыс. долл.

Почему именно 10 тыс. долл.? Потому, что нормальный подержанный автомобиль автомобиль среднего качества — стоит именно столько.

Поскольку у продавца нет способа доказать вам, насколько хороши его автомобили, при осмотре подержанной машины происходит следующий процесс: вы предполагаете, что выбранное вами авто принадлежит к категории среднего качества и поэтому стоит 10 тыс. долл. Следовательно, вы предлагаете за него продавцу 10 тыс. долл. И точно так же поступают все другие покупатели, которым показывают подержанные автомобили, поскольку они, как и вы, не могут определить действительное качество всех выставленных на продажу подержанных автомобилей.

Теперь посмотрим, как разные продавцы реагируют на предложенные 10 тыс. долл. в зависимости от настоящего состояния их машин.

Если продавец знает, что его машина плохая и стоит всего 5 тыс. долл., он с радостью примет ваше предложение.

Если продавец знает, что его машина в порядке, он также примет ваше предложение, поскольку вы предлагаете настоящую цену автомобиля.

Если у продавца хорошая машина, он не будет соглашаться с предложенной ценой до тех пор, пока его не вынудят к этому крайние обстоятельства. Он знает, что его машина стоит 15 тыс. долл., поэтому не захочет принять предлагаемые вами 10 тыс. долл., пока он действительно не будет поставлен в отчаянное положение, — например, когда ему немедленно понадобятся наличные (возможно, чтобы заплатить некоторые карточные долги парню по имени Мачете Боб).

В результате почти все хорошие машины уходят с рынка, а остаются лишь плохие и нормальные. Теперь я хочу продемонстрировать вам, как эта ситуация изменит желание покупателей предложить определенную сумму.

Если с рынка исчезли все хорошие машины, остается шанс 50/50, что машина, которую вы приобретете, окажется нормальной или плохой. А в этом случае сколько бы вы предложили за нее заплатить, если бы были покупателем? Итак, с шансом 50/50, что стоимость машины составляет или 10 тыс. долл., или 5 тыс. долл., возможно, вы предложите среднюю сумму в 7,5 тыс. долл. Но если вы сделаете это, рынок станет еще более дисфункциональным.

И вообще, как продавцы нормальных машин будут реагировать на предложение в 7,5 тыс. долл.? Они откажутся от них и тоже заберут свои машины с рынка.

- В итоге окажется, что с исчезновением хороших и нормальных машин на рынке останутся лишь плохие, т.е. барахло. Из-за проблемы асимметричности информации рынок подержанных автомобилей превратится в рынок барахла.

I Покупатели знают об этом, так что они предлагают всего 5 тыс. долл. за каждый из автомобилей, выставленных на продажу. И поскольку на рынке присутствуют только плохие автомобили, продавцы получают свои 5 тыс. долл. И хотя на рынке подержанных автомобилей плохие машины оценены правильно, для хороших и даже нормальных машин рынка не существует вовсе.

Это действительно проблема, поскольку люди — как покупатели, так и продавцы — хотят иметь дело с хорошими и нормальными машинами; всех нас устроило бы, если бы мы могли располагать такой возможностью. Но пока не будет найдено удовлетворительное решение проблемы асимметричной информации, все хорошие машины остаются за бортом.


(обратно)

Наши рекомендации