Субсидирование деятельности, которая производит позитивный внешний эффект

Поскольку рынки имеют тенденцию к недостаточному производству товаров и услуг, которые имеют позитивные внешние эффекты, люди должны изобретать способы содействия более высоким уровням производства.

Самый распространенный способ содействия более высокому уровню производства товаров, которые генерируют позитивные внешние эффекты, — это предоставление субсидий. В случае с пчеловодческим бизнесом Салли государство может выплатить ей субсидию — скажем, в размере 20 центов за фунт, —

для того чтобы создать у нее стимул держать большее количество ульев. В результате большее количество пчел опылят большее количество цветов, что приведет к более высокому уровню продуктивности фермерских хозяйств. В действительности государство может установить специальный налог для фермеров, чтобы получить деньги для субсидирования пчел Салли. Эта мера сделает программу самофинансирующейся.

Похожим образом государство часто субсидирует посадку деревьев на территории и за пределами городов. Оно должно это делать, поскольку разные виды пользы от деревьев — тень, прохлада, более чистый воздух, меньше грунтовой эрозии и т.д. — являются позитивными внешними эффектами, которые не учитываются рынком. Без этой субсидии нас с вами окружало бы меньшее количество деревьев, чем необходимо для социально оптимального уровня.

Субсидирование деятельности, которая производит позитивный внешний эффект - student2.ru

Важную экономическую проблему, которая проистекает из плохо продуманных прав собственности, не учитывающих негативные внешние эффекты, экономисты называют "Трагедией общин". В следующих разделах эта проблема рассмотрена более детально.


(обратно)

Содержание коров: чрезмерное стравливание пастбища на общественном поле

Для того чтобы понять смысл проблемы, представьте себе небольшой провинциальный городок, в котором большая часть земли находится в руках у частных собственников. Однако есть и одно большое поле общественной земли — участок, на котором все жители этого городка могут выпасать свой скот. Нам нужно рассмотреть разницу между количеством голов крупного рогатого скота, выпасаемого на частной земле, и количеством пасущегося скота на земле, принадлежащей обществу.

На частном поле его владелец имеет стимул ограничить количество голов, которое он будет выпасать. Это происходит потому, что если вы возьмете слишком много скота, они быстро съедят всю траву, и пастбище станет непригодным для дальнейшего использования. Следовательно, владелец частного пастбища будет держать лишь небольшое количество коров для выпаса. Подобное решение сокращает его краткосрочную прибыль (поскольку он сократит существующее количество коров), но максимизирует прибыль долговременную (поскольку пастбище будет поддерживаться в хорошем состоянии, и он сможет продолжать выпасать коров в будущем).

С другой стороны, существуют стимулы, с которыми сталкиваются люди, когда на общественном пастбище свободно можно выпасать произвольное количество коров. Поскольку поле принадлежит обществу, никому не нужно будет платить за право выпаса своего скота. Так что все намереваются пользоваться общественным лугом, поскольку никто не несет никаких персональных затрат.

Но поскольку все думают одинаково, то вскоре общественное поле окажется целиком заполненным коровами и быстро оскудеет, поскольку масса голодных животных съест всю траву и превратит плодородный луг в большое, грязное месиво. Так что до тех пор, пока никто не будет нести личных затрат при выпасе коровы на общественном

поле, они будут относиться на общественный счет. Каждая дополнительная корова будет вредить пастбищу — и таким образом сократит будущую его эффективность.

Разница в том, что произойдет с частным полем и полем общественным, есть целиком и полностью результат разных прав собственности, которые установлены для этих двух видов земель. В случае с частной собственностью на землю фермеры имеют стимул взвешивать затраты так же, как и прибыль от выпаса большего количества коров. В частности, они учитывают и будущую прибыль, которая будет сокращена, если существующая ситуация с уничтожением количества травы разрушит будущую полезность поля.

Однако в случае с полем общественным никто не имеет личной заинтересованности в сохранении его будущей полезности. В действительности же все это ужасно неправильно, поскольку если общественная земля в настоящий момент являет собою превосходное пастбище, ваше желание выпасать как можно большее количество коров приведет к тому, что они очень быстро съедят всю траву и на этом участке уже никого нельзя будет накормить. И, поскольку все фермеры рассматривают этот вопрос одинаково, наличествует бездумное желание выпасти как можно быстрее как можно большее количество коров. Безусловно, в результате окажется, что поле стало бесплодным — и таким оно будет для каждого.

Вы можете рассматривать эту ситуацию в качестве примера негативных внешних эффектов. Если я увижу буйную растительность на общественном поле, я побегу загонять туда как можно большее количество своих коров, не думая о том ущербе, который может причинить полю их массовое нашествие. Это же будет справедливым и по отношению ко всем остальным. Никто не заботится о негативных внешних эффектах опустошенного пастбища, поскольку у него нет частных владельцев, а значит, нет и пострадавших от его уничтожения.

Хорошо, что в случае с полем, находящемся в частном владении, его владелец обязательно примет в расчет стоимость опустошения поля от избыточного количества выпасаемых животных. И поскольку он с этим считается, то опустошения его поля не произойдет.


(обратно)

Наши рекомендации