Определение равновесия: появление фирмы на рынке и уход с рынка

Джоан Робинсон заметила, что такая прибыль влияет на появление новых фирм в отрасли, где царствует монополистическая конкуренция. Каждая вновь возникшая фирма отбирает какую-то часть бизнеса у существующих фирм. В графическом виде это означает, что кривая спроса для всякой существующей фирмы, как той, пример которой приведен на рис. 13.4, перемещается вниз и влево. При каждой из возможных цен, которую может назначить фирма, она продает меньше единиц, чем раньше, поскольку часть ее старого бизнеса была украдена новыми фирмами.

Более того, появившиеся на рынке новые фирмы продолжают возникать в отрасли и смещать кривые спроса вниз и влево до тех пор, пока прибыль не придет к нулю. Только тогда появление новых фирм приостанавливается.

Вы можете наблюдать этот вид равновесия на рис. 13.5. Здесь кривая спроса смеется влево в положение D2, касаясь кривой АТС в точке В. Поскольку кривая спроса смещается влево, точно так же поступает и кривая предельного дохода, которая теперь расположилась на MR2. Следовательно, когда фирма оптимизирует свой уровень производства, находящийся в точке пересечения кривых MC иMR2, она производит q*2 единиц продукта.

Определение равновесия: появление фирмы на рынке и уход с рынка - student2.ru

На этом уровне продукта прибыль равна нулю. Вы можете видеть это, если рассмотрите график, который показывает, что средние совокупные издержки на единицу уровня производства продукта q*2равны цене на единицу, которую фирма может получить, пров эти единицы. Поднимайтесь вертикально от точки, расположенной на горизонталь- й оси, q*2, до точки В. Поскольку точка В лежит и на кривой спроса, D2, и на кривой средних совокупных издержек, АТС, то вертикальный отрезок, соединяющий точку q*2 горизонтальной оси и точку В, представляет и средние совокупные издержки на единицу, и цену за единицу, которую фирма может назначить. Они равны, так что фирма лучает нулевую прибыль.

Если по какой-то причине фирмы, работающие в монополистически конкурентной расли, начинают нести потери, некоторые из них покидают отрасль. С уходом каждой кой фирмы кривые спроса оставшихся в отрасли фирм поднимаются вверх и вправо, Исход фирм из отрасли продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие, подобное изображенному на рис. 13.5, когда все фирмы получают нулевую прибыль.


(обратно)

Неэффективное производство

Основное, что нужно сказать о равновесии, отраженном на рис. 13.5, заключается в следующем: каждая фирма производит продукт с меньшей эффективностью, чем фирмы, функционирующие в конкурентной отрасли. Для того чтобы убедиться в этом, нужно сравнить объем производства фирм, работающих в монополистически конкурентной отрасли, когда она находится в равновесии, q*2, с тем объемом выпуска, который был бы произведен фирмой с теми же кривыми затрат, но в условиях полностью конкурентной отрасли, в которой все фирмы продают одинаковый продукт. На рис. 13.5 этот уровень продукта обозначен qcomp.

В главе 11 объясняется, как рыночные силы подталкивают конкурирующие фирмы производить на уровне qcomp и почему в результате они оказываются точно на том уровне продукта, при котором кривая АТС достигает своего минимума, — это значит, что qcomp соответствует самой нижней точке U-образной кривой АТС. Социально значимые последствия этого факта заключены в том, что конкурирующие фирмы производят продукт по возможно самой низкой себестоимости в расчете на единицу продукта. Это делает их максимально эффективными, если оперировать величиной "производственные затраты в расчете на единицу продукции".

Фирма, функционирующая в монополистически конкурентной отрасли, действует в условиях индивидуализации продукции, что позволяет ей иметь некоторый контроль над ценами, назначаемыми ею. Эта возможность позволяет наладить производство при более высоких средних суммарных издержках в расчете на единицу продукта. Это хорошо видно на рис. 13.5, поскольку вертикальный отрезок от горизонтальной оси до точки В длиннее, чем вертикальный отрезок от горизонтальной оси до точки С. Данный факт означает, что фирмы в монополистически конкурентных отраслях не эффективны в той мере, которая присуща фирмам из конкурентных отраслей.


(обратно)

Наши рекомендации