Платим любую цену: совершенно неэластичное предложение

График, который размещен слева на рис. 8.7, иллюстрирует ситуацию, при которой цена не влияет на величину предложения. Как вы можете видеть из графика, не имеет значения, насколько низкая или насколько высокая может оказаться цена, величина предложения составляет Q. Поскольку величина предложения никоим образом не реагирует на цену, это говорит о совершенной неэластичности, и ситуации с предложением, которые выглядят, как эта, обычно называются ситуациями совершенно неэластичного предложения.

Я думаю, что вам любопытно будет узнать, какие именно товары "генерируют" кривую совершенно неэластичного предложения. Это — все уникальные вещи, которые не могут быть произведены еще раз. Приведем примеры таких товаров.

Hope Diamond. Поскольку это единственный в своем роде камень (голубой бриллиант, названный так в честь своего владельца по фамилии Хоуп, его вес — 45,52 карата. — Примеч. пер.), он останется единственным безотносительно того, сколько хотят за него заплатить — его кривая всегда будет вертикальной.

Земля. Как говорил в начале прошлого века комедиант Уилл Роджерс: "Покупайте землю. Ее больше не производят".

Спектр электромагнитных волн. Есть только один набор частоты радиоволн, мы можем лишь поделить их, поскольку нет возможности создать их больше.

Интересная особенность этих товаров заключается в том, что для них не существует производственных затрат. По этой причине предложение владельцу цены не является стимулом, как в случае, когда вы платите производителю больше с тем, чтобы он сделал что-нибудь для вас. В этих ситуациях цена служит единственно для передачи права владения и использования от одного человека к другому.

Исторически так сложилось, что тот факт, что количество предлагаемой земли не имеет никакой связи с производственными затратами, служит оправданием для взыскания налогов на собственность. С этой точки зрения государство может назначить налог на землю настолько жестко, насколько пожелает, поскольку ему нет нужды волноваться о том, что количество земли — и, следовательно, предмета налога — когда-либо уменьшится.


(обратно)

Производим столько, сколько пожелаем: совершенно эластичное предложение

График, который находится справа на рис. 8.7, иллюстрирует полярно противоположный случай, когда кривая предложения размещена совершенно горизонтально. Идея заключена в том, что поставщик производит какой-то продукт, затраты на производство которого не увеличиваются. Не имеет значения, сколько единиц вы хотите произвести, производство одной единицы этого товара всегда будет стоить только Р' долларов.

Следовательно, хотите ли вы произвести одну единицу товара или один миллион единиц, вы заплатите за это только Р' долларов за единицу.

В реальном мире, возможно, нет кривых предложения, которые по-настоящему совершенно эластичны, потому что затраты на производство обычно возрастают с ростом объема производства (как я объясняю в главе 10). Но несколько кривых предложения очень близко подходят к строго эластичным. Например, кривая предложения карандашей выглядит почти совершенно эластично, поскольку компании, производящие карандаши, имеют возможность увеличить уровень производства на миллионы единиц путем очень небольшого увеличения затрат на их производство.


Платим любую цену: совершенно неэластичное предложение - student2.ru


В предыдущих разделах я рассказывал о кривых спроса и предложения по отдельности. Теперь наступило время собрать их вместе, чтобы они могли взаимодействовать, и показать вам, как рынки определяют количество и цены проданных товаров и услуг.


(обратно)

Рыночное равновесие

На рис. 8.8 я нарисовал кривую спроса и кривую предложения на одном графике и обозначил их буквами D иS соответственно. Есть три особенности, которые вы должны запомнить, перед тем как начнете рассматривать этот график.


Платим любую цену: совершенно неэластичное предложение - student2.ru

Равновесие в модели предложения и спроса находится там, где пересекаются кривые спроса и предложения.

Цена и количество, соответствующие точке пересечения кривых, означают, сколько есть товаров или услуг по требуемой цене и сколько их продано. Эта цена и это количество известны под названиями рыночная цена и объем рынка.

Рыночная цена и объем рынка представляют устойчивое равновесие таким образом, что рыночные силы будут всегда двигать цену и количество назад к этим величинам. Следовательно, рыночная цена и объем рынка также называются равновесной ценой и равновесным объемом.

Я обозначил рыночную цену и рыночный объем как P* и Q* соответственно. Что делает эту цену и этот объем особыми, так это то, что при цене P* объем спроса покупателей равен объему, который хотят предложить производители.

Начав с цены P* и двигаясь вправо по горизонтали вдоль пунктирной линии, вы можете увидеть, что при этой цене спрос покупателей равен Q* и предложение продавцов при этой цене равно Q*. Поскольку спрос равен предложению, то и производители, и потребители удовлетворены. Потребители получили точно то количество, которое они хотели купить по цене P*, а производители продали точно то количество, которое они хотели продать по цене P*.

Экономисты называют подобную ситуацию, когда каждый из ее участников остается удовлетворенным, равновесием. И по причине того, что каждый получает все, что хочет, никто не собирается ничего менять.

Еще более интересен тот факт, что при всякой другой цене, отличной от P*, есть всегда некоторое давление, вынуждающее как продавцов, так и покупателей вернуть модель назад к рыночной равновесной цене и объему. Положительным результатом есть то, что не имеет значения, с чего начинает рынок, он всегда возвращается назад к равновесию.

Перед тем как я более подробно расскажу о равновесии в модели спроса и предложения, вы должны узнать одну очень важную вещь. Заметьте, что при рыночном равновесном объеме, Q*, цена, по которой покупатели совершают покупки, P*, находится на кривой предложения. Это значит, что поставщики получают лишь достаточно денег для того, чтобы у них появился мотив для поставки количестваQ*. Другими словами, поставщики не имеют возможности эксплуатировать покупателей. Этот результат говорит нам о том, что капитализму внутренне не присуща эксплуатация. Совсем наоборот: при условии настоящей конкуренции производители могут получать лишь достаточное количество денег с тем, чтобы окупить затраты и остаться в бизнесе. (Я расскажу об этом больше в главе 11.)


(обратно)

Наши рекомендации