Крез и Кубулай: денежные короли

Короля Креза, правителя Лидии, обычно хвалят за решение проблемы фальшивых металлических денег. В Vl в до н. э. Крез выпустил первые одобренные правительством монеты с гарантированной чистотой и весом. Лидия располагалась на том месте, где сейчас находится Западная Турция, и вскоре все главные торговые государства Средиземноморья начали использовать новые лидийские монеты, потому что они были самым надежным из существующих средств обмена. Новые металлические деньги предоставили лидийским торговцам большое преимущество, и их королевство вскоре стало очень богатым, настолько, что Креза стали считать самым богатым человеком в мире — даже богаче царя Мидаса, чье золото Крез переплавил на монеты.

Но большое количество металлических монет было тяжело перевозить, и в Xlll веке китайский император Кубулай (сын Чингисхана. — Примеч. пер.) создал первые бумажные деньги. Ценность бумажны) денег подтверждалась драгоценным металлом; люди, владеющие одним из таких сертификатов, могли пойти в государственное хранилище и обменять его на золото. Следовательно, эти кусочки бумаги были так же ценны, как золото, но пачка бумаги была намного легче по весу, нежели тяжелый кошель с монетами.

Бумажные деньги были настолько радикальной инновацией, что когда Марко Поло вернулся из Китая и рассказал о них европейцам, они смеялись, поскольку не могли представить себе что-то другое, нежели золотые или серебряные монеты, служащие им в качестве денег. Их скептицизм было трудно преодолеть, и после того, как бумажные деньги перестали пользоваться спросом в Китае, прошли столетия перед тем, как правительство выпустило их снова.

Если государство превратит в привычку быстрое печатание новых денег для уплаты по своим счетам, инфляция может в скором времени достичь или даже пересечь 20—30%-ную отметку (в месяц), и возникнет ситуация, которую называют гиперинфляцией. Экономисты страшатся гиперинфляции, поскольку она во многом разрушает привычный уклад жизни и причиняет ущерб инвестиционному климату.

Во-первых, гиперинфляция приводит к тому, что люди начинают тратить огромную массу времени, стараясь избежать влияния повышающихся цен. Во время Веймарской гиперинфляции в Германии (которую я описываю далее, во врезке "Гиперинфляция и Гитлер"), людям, работавшим на фабриках, платили дважды или даже трижды в день, потому что деньги слишком быстро обесценивались. Их жены ожидали своих мужей прямо на фабриках, немедленно забирали полученные ими деньги и бежали в ближайшие магазины, стараясь потратить их до того, как они потеряют большую часть своей стоимости. Походы по магазинам могут доставить удовольствие, но не тогда, когда вы отчаянно стремитесь догнать стремительно убегающие от вас цены!

Гиперинфляция также разрушает стимул к экономии, потому что единственно разумным действием по отношению к деньгам в период гиперинфляции будет решение...


(обратно)

Гиперинфляция и Гитлер

Самая постыдная гиперинфляция, когда-либо возникавшая в истории человечества, произошла в Германии в 20-х годах прошлого века — во время существования экономически неграмотной Веймарской республики. Она настолько сильно разрушила немецкую экономику, что на выборах немцы проголосовали за кандидатуру Гитлера, обещавшего выровнять ситуацию.

В конце Первой мировой войны Германия оказалась перед перспективой выплаты большого количества долгов, поскольку во время войны правительство брало займы, и это помимо того, что нужно было платить по текущим счетам. Большинство долгов нужно было выплачивать в государственной валюте, немецких марках.

Поскольку правительство Германии имело эксклюзивное право на выпуск немецкой марки, необходимость выплаты долга вызвала непреодолимый соблазн начать печатать деньги для уплаты по счетам. Правительство задолжало миллиард марок определенной фирме? Оно тут же издавало указ напечатать миллиард хрустящих, новеньких банкнот и передавало их своему кредитору. Если группа учителей не получала зарплату в течение нескольких месяцев, правительство Веймарской республики просто печатало нужную сумму и расплачивалось таким образом с людьми.

Вскоре выпущенные новые деньги привели к крупнейшей гиперинфляции.

Фактически процентная ставка инфляции в Веймарской республике в 1922 году составляла свыше 100% в месяц — к концу года она достигла почти 6000%!

Затем процесс по-настоящему вышел из-под контроля. Цены в 1923 году подпрыгнули в 1 300 000 000 000 раз (это не опечатка!). В этом году за буханку хлеба немцы платили 200 000 марок, а 2 млн. марок стоил один фунт мяса. Цены повышались настолько быстро, что официанты в ресторанах должны были несколько раз в день писать цены в меню, пользуясь для этого карандашом. И если вы медленно ели, то иногда могли увидеть дважды изменяющиеся надписи в меню, поскольку за время вашего обеда цены могли вырасти! В некоторых областях Германии люди перестали тратить время на пересчет денежной массы. Вместо этого они связывали банкноты в огромные пачки и взвешивали их. Например, один цыпленок мог стоить два фунта наличных.

потратить их как можно быстрее до того, как они утратят большую часть своей стоимости. Люди, чьи накопленные за всю жизнь сбережения были обращены в немецкие марки и которым довелось жить в период Веймарской гиперинфляции, вскоре обнаружили, что все заработанные тяжким трудом деньги не стоят ровным счетом ничего. И люди, копившие их с целью потратить в будущем, были крайне разочарованы, потому что знали: все деньги, которые они сэкономят, вскоре утратят свою ценность. Это недоверие к сбережениям привело к существенным проблемам в бизнесе, потому что если люди не накапливают денег, значит, предприятия не могут получить новые инвестиции. А без новых инвестиций экономика расти не может.


(обратно)

Наши рекомендации