Проблемы рыночной системы в российском сегменте.

· Наявность пробелов в законодательстве и недостаточный уровень вмешательства государства в систему рыночных отношений.

· Застой в инфраструктуре.

· Минимальный контроль за протеканием финансовых процессов и распределением финансов.

· Большое количество монополистов на отечественном рынке.

· Проблема издержек транспорта и производства.

· Система государственного регулирования рыночной экономикой очень слабо развита и функционирование её подразделений часто работают условно.

Проблемы, которые имеются в современной системе рыночной экономике, далеко не ограничиваются данным списком; он лишь дает общее представление о наиболее глобальных из них. Часто проблемы возникают в узко профильных подразделениях и определяются самой спецификой того или иного сегмента.

Инновационная политика.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

В Стратегии определены 3 ключевых приоритета инновационного развития.

Приоритет 1 - развитие человеческого капитала. Сегодня в рамках глобальной конкуренции одним из основных факторов успеха становится наличие высококвалифицированных кадров, в то время как наметилась тенденция снижения значимости некоторых традиционных факторов, таких, как, например, доступ к природным ресурсам. Исходя из этого, один из центральных направлений в Стратегии - развитие кадрового потенциала инновационной экономики в широком смысле.

Приоритет 2 - значительное повышение инновационной активности бизнеса, в первую очередь посредством модернизации технологических процессов и вывода на рынок принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Приоритет 3 - продвижение инноваций в государственном секторе. Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений.

В октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

К работе над проектом Внешнеэкономической стратегии, которая фактически началась в сентябре 2004 года, на предварительном этапе были привлечены крупные научные институты и аналитические центры, эксперты ведомств в области внешнеэкономических связей и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

Необходимость разработки этого документа обусловлена как вышеперечисленными проблемами внешнеэкономического комплекса России, так и тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов.

Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития.

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уровень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэкономическую деятельность.

В условиях постоянного развития научно-технических процессов и в целом глобализации мировой экономики эффективное управление народным хозяйством без инвестиционных вливаний становится практически возможным. Россия, находясь на стадии вступления в ВТО, ставит цель окончательно интегрироваться в международное экономическое сообщество, имея при этом довольно скудные собственные, производственно-технические и финансовые возможности. Как следствие этого, в настоящее время нашей стране необходима разработка "прозрачной" инвестиционной стратегии, позволяющей решить проблемы преодоления дезинтеграции экономики, чтобы предотвратить дальнейшее бегство капитала из производственной сферы, и в целом развития народного хозяйства.

В связи с тем, что в настоящее время инвестиционная активность, несмотря на некоторые положительные тенденции, является самым слабым местом в российской экономике, инвестиционная стратегия России должна вбирать в себя абсолютное большинство предложений и пожеланий потенциальных иностранных инвесторов, которые базируются на многолетней практике.

Использование иностранных инвестиций - это объективная необходимость, которая обусловлена участием нашей страны в мировой экономике и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

Заключение

Сравнив между собой результаты, достигнутые рыночной и плановой экономикой, приходим к выводу о преимуществах первой системы не только по показателям общей эффективности производства, но и по степени удовлетворения социальных потребностей общества и обеспечению достойного уровня жизни населения.

Теперь обратимся к сравнению основных институциональных характеристик двух систем, что позволит нам ответить на вопрос: возможно ли, путем каких-то усовершенствований и корректировок, приблизить плановый механизм к рыночному или же необходимы кардинальные, принципиальные изменения, предполагающие отказ от исходных постулатов командной экономики.

Рыночная экономика находится в постоянном движении: происходят непрерывные перемены в производстве, спросе, технологиях. Те предприятия, которые наиболее адекватно реагируют на происходящие изменения, продолжают получать прибыль. Те, которые не подстраиваются под новые условия, рискуют обанкротиться. Эту характеристику рыночной экономики И. Шумпетер назвал «созидательным разрушением», имея в виду постоянное обновление производствен- характеристик общества. Изменения носят созидательный характер, так как приводят к возникновению новых продуктов, сфер экономической деятельности, способов использования ресурсов и т.д., однако они являются разрушительными по отношению к существующим структурам. Процесс экономического роста и развития рыночной системы в этом смысле предстает как процесс динамический.

Механизм плановой экономики составляет полную противоположность «Созидательному разрушению». Цель плановых организаций - сохранение стационарных характеристик существующих экономических структур. Предприятия не закрывались, люди не боялись потерять работу, уровень доходов был гарантирован государством, процесс создания новых производств был довольно длительным и требовал решений на самых высоких уровнях государственного управления. Принятие таких решений связывалось с «высшими, государственными» интересами. Реальных каналов, по которым бы могли поступать сигналы о предпочтениях и изменениях потребностей общества, не было и не могло быть. Они просто не были предусмотрены конструкцией плановой системы. Вместо ориентации на потребности «работала» ориентация на объемы.

Каналом, по которому проходят импульсы, или сигналы, о предпочтениях, отдаваемых рынком той или иной продукции, служат цены. Это правомерно как в отношении продукции, используемой в производственных процессах, так и в отношении потребительских товаров. Цены определяют поведение покупателя на рынке и являются главным ориентиром при принятии всех решений, связанных с производственной деятельностью предприятия.

В командной экономике цены являются расчетными величинами и устанавливаются в административном порядке. Положение предприятия совершенно не зависит от того, какую цену установит государство на его продукцию. Если затраты предприятия превышают его доходы, то оно получает субсидии из государственного бюджета. При обратной ситуации основная часть превышения доходов над затратами изымается в бюджет.

Относительно низкие цены, которые государство устанавливало на предметы первой необходимости, часто означали для покупателя отсутствие этих товаров в магазинах. Было необходимо либо долго ждать (иногда и годами), либо давать взятку, либо обращаться к услугам черного рынка. В результате этот номинально дешевый товар становился отнюдь не дешевым для покупателя.

Для того чтобы цены могли полностью выполнять роль рыночного сигнала, необходимо соблюдение нескольких условий: цены должны быть гибкими (свободно колебаться в зависимости от соотношения спроса и предложения) ; компания должна принадлежать частным владельцам (интерес в получении прибыли становится самым сильным -- частным -- интересом, одновременно с тем персонализируется субъект-носитель риска и экономических последствий в случае рыночного неуспеха предприятия); должна существовать конкуренция между производителями (при монополизации рынка существует целый ряд возможностей для искажения рыночного сигнала, регулирования величины спроса со стороны производителя и неадекватной реакции на происходящие изменения. В реальных рыночных системах часто монополизм внутреннего рынка компенсируется открытостью экономики и доступом на домашний рынок иностранных производителей, которые и создают конкурентную среду).

Ни одно из перечисленных выше условий в плановой экономике не соблюдается. Вместо преобладания частной собственности доминирует так называемая общественная или общенародная, а по сути государственная, собственность на средства производства. Существует явная дискриминация, а чаще всего и прямой запрет частной инициативы. Конкуренция между производителями - понятие, неизвестное государственным социалистическим предприятиям. Сама система построена по принципу концентрации всей власти в руках одного центра и подчинения «периферийных» управляемых субъектов решениям центра. Фактически единственным предпринимателем выступает государство. Именно оно, а не независимые производители принимает решения о том, что производить, как и по каким ценам.

В свободной рыночной экономике рынок складывается из трех основных секторов: рынка капитала, рынка рабочей силы и рынка товаров и услуг. В плановой системе эти рыночные секторы почти полностью отсутствовали, а если в некоторых случаях рыночные элементы и сохранялись, то в сильно искаженном виде.

После социалистических национализаций и передачи частной собственности государству были уничтожены основы для существования рынка капитала. При социализме этот сектор рынка не существовал вообще.

Рынок рабочей силы почти полностью отсутствовал. Вместо свободного перемещения рабочей силы осуществлялось централизованное планирование занятости. Формальное право на труд фактически означало обязанность работать на государство. Альтернативных источников занятости, кроме государственного, в большинстве социалистических стран не существовало. Лишь там, где сохранялся негосударственный сектор, оставались элементы рынка рабочей силы, но в очень искаженном виде. Работающие в негосударственном секторе подвергались сильной дискриминации: они были лишены социального обеспечения, их доходы облагались высокими ставками подоходного налога.

Размеры заработной платы не были связаны с производительностью труда. Зарплата была суммой, полагающейся работнику взамен его пребывания на рабочем месте.

Увольнения запрещались, так что перемещение рабочей силы почти полностью контролировалось государством. Мобильность трудовых ресурсов ограничивали такие меры централизованного регулирования, как обязательная прописка, жилищное законодательство, организация Системы образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Из всех рыночных секторов в плановой экономике оставался только рынок индивидуального потребления, составлявший небольшой фрагмент экономического процесса обращения товаров и услуг. Однако при отсутствии рынка капитала и рабочей силы этот сегмент рынка существовал в сильно деформированном виде. На этом рынке осуществлялись сделки купли-продажи между неравными партнерами: государством и гражданином. Покупатель практически не располагал никакими правами перед лицом государственной монополии. Потребитель не имел в своем распоряжении никаких рычагов, при помощи которых он мог бы (как это происходит в рыночной экономике) воздействовать на профиль предприятий государственного сектора, ассортимент предлагаемых товаров. Продукты, производимые общественным сектором, беспрепятственно попадали на рынок, однако реакция потребителя, в виде затраченных денег и величины предъявляемого спроса, для предприятия не имела никакого значения.

Влияние потребительских предпочтений на объем и структуру производства частного крестьянского хозяйства было сильно ограничено. Реакция потребителя не доходила до сферы производства, так как существовал барьер в виде государственной монополии на заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции. Лишь небольшая часть этой продукции, поступающая на городской рынок, реализовывалась по законам спроса и предложения.

Рассматривая и изучая основы современной рыночной экономики, ее отличия от централизованно управляемой, огосударствленной экономики, мы видим, что эффективность какой-либо финансовой модели ориентируется ее жизнеспособностью, возможностью непрерывно и правильно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы.

Современная рыночная экономика на данный момент предстаёт безупречной системой из всех когда-то существовавших. Ее главной спецификой будет то, что в ней успешно смешиваются черты абсолютно различных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и доминируют. Рыночная экономика считается более адаптированной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, другими словами эластичной. Таковой вид хозяйствования присущ современным экономически развитым государствам.

Рыночная экономика, как и любая другая экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки, но не смотря на свои недостатки она является самой надежной экономической системой, так как все недостатки рынка ничто по сравнению с ее достоинствами, гибкостью и эластичностью. В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо задачей либо решение данной трудности заранее станет малоэффективным, ему на помощь прибывает государство.

Целью государственного регулирования экономики считается поддержание финансовой и общественной устойчивости. Современную рыночную экономику уже нельзя предположить без государственного вмешательства, поскольку государственному регулированию отводятся эти главные функции: поддержание конкурентной борьбе, стабилизация экономики, обеспечение общественной обороны и другие. Впрочем, правительство не может вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. Иначе такое может вызвать разрушение рыночной системы и перевоплощение ее в командно-административную.

Рыночная система оказалась более эффективной и эластичной для решения главных экономических трудностей. В прогрессивной рыночной экономике существует большое количество видов рынка, которые не существуют по отдельности, они взаимосвязаны и действуют друг на друга. Несоблюдение баланса на одном из их может отразиться на оставшихся рынках, и на экономике страны в целом.

Список литературы

1..Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2011 - 376 с.

2.Грязнова А.Г. Экономика: Учеб. пособие для эк. спец. вузов // Под ред. А.Г. Грязновой - М.,2012 г. - 158 с.

3.Гусейнов Р.История экономики России. - М.: ИВЦ Экономика ЮКЭА, 2012 - 352 с. Ковнир В.Н. История экономики России. - М.: Логос, 2005 - 472 с.

4.Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник Издание 2-е, перераб. и доп. /под ред. В.И. Кушлин - общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2013. - 832 с.

5.Лобачева Е.Н. Экономическая теория - Учебник для высших учебных заведений / Москва: "Эксмо" 2013 - 268 с.

6.Лысаковская Е. Проблемы и перспективы государственной поддержки рыночной экономики // Право и образование. - 2012 г. - №5.

7. Экономическая теория: учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФАРМА-М, 2007.

8. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С.. Экономическая теория: учебник для вузов.- СПб.:Питер, 2009. - 556с.

Интернет-ресурсы:

1. Министерство экономического развития РФ - http://www.economy.gov.ru/minec/main

2. Министерство промышленности и торговли РФ - http://www.minpromtorg.gov.ru/

3.Официальный сайт Госкомстата. - www.gks.ru.


Наши рекомендации