Тема 4.2. Внешние эффекты и общественные блага
1.Внешние эффекты: подходы к решению проблемы.
2.Внешние эффекты и разграничение прав собственности.
3.Чисто частные и чисто общественные блага: проблемы выбора с точки зрения общего и частичного равновесия. Равновесие Линдаля. Предложения чисто общественных благ через политические институты.
Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме.
1. Что такое внешний эффект? Какие виды внешних эффектов встречаются в экономике?
2. В чем отличие внешнего эффекта, возникающего в производстве, от внешнего эффекта, возникающего в потреблении товара?
3. Какие потери общественного благосостояния возникают вследствие наличия отрицательного внешнего эффекта; положительного внешнего эффекта?
4. Каким образом внешние эффекты можно представить в модели частичного равновесия (функционирования отдельного рынка); общего равновесия?
5. Какие способы позволяют решить или, по крайней мере, смягчить проблему внешнего эффекта?
6. В чем заключается интернализация внешнего эффекта?
7. В чем состоит достоинство теоремы Коуза, почему решение проблемы внешних эффектов на ее основе затруднено на практике?
8. Каким образом государство может способствовать решению проблемы внешних эффектов?
9. В каких случаях целесообразно применять налог Пигу, а в каких нет?
10. Насколько эффективным с точки зрения решения проблемы внешних эффектов является принудительное ограничение производства с отрицательным внешним эффектом?
11. Можно ли использовать (и если да, то каким образом) квотирование выпуска в качестве способа решения проблемы положительного внешнего эффекта?
12. Какими свойствами характеризуются общественные блага?
13. При каких условиях чисто частное по своему характеру благо может стать общественным, и наоборот?
14. В чем заключается проблема финансирования производства общественного блага?
15. Возможно, ли частное решение проблемы финансирования производства общественного блага; если да, то какое?
16. Что такое рынок Линдаля, цена Линдаля, равновесие Линдаля?
17. Почему рынок Линдаля (рынок общественных благ) называется «квазирынок»?
18. В чем заключается механизм действия налога Кларка — Виккери — Гровса?
19. Всегда ли голосование по вопросам финансирования производства общественных благ приводит к оптимальному, с точки зрения общества, результату? Какие условия необходимы для достижения такого оптимального результата?
20. Почему при демократическом способе голосования, как правило, принимается результат медианного избирателя? Можно ли предложить способы ухода от подобного исхода выборов?
1.3. Список библиографических источников для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины
1. Бусыгин, В. П. Сборник задач по курсу микроэкономики продвинутого уровня / В. П. Бусыгин, Е. В. Покатович, А. А. Фридман; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 385 с.
2. Киреев, А.П. Микроэкономика для продвинутых: задачи и решения: [электронный ресурс]: Учеб. пособие / А.П. Киреев, П.А. Киреев. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 160 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=200435
3. Кит, П. Управленческая экономика: иструментарий рук.: [пер. с англ.] / Пол Кит, Филип Янг. – 5-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 622 с. (гриф МОиНРФ)
4. Корнейчук, Б. В. Информационная экономика / Б. В. Корнейчук. – СПб.: Питер, 2006. – 394 с.
5. Микроэкономика теория и российская практика: учебник для вузов по экон. специальностям "Финансы и кредит" [и др.] / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова; Фин. акад. при Правительстве РФ. – 7-е изд., стер.. – М.: КноРус, 2007. – 619 с. (гриф МОРФ)
6. Микроэкономика: практический подход: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова; Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2008. – 701, [1] с.
7. Микроэкономика: продвинутый уровень: учеб. для вузов. Пер. с англ./Джейли Дж. А., Рени Ф. Дж. – М.:ГУ ВШЭ, 2011
8. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник для высш. учеб. заведений / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА : ИНФРА-М, 2010. – 560 с. (гриф МОиНРФ)
9. Розанова, Н. М. Микроэкономика фирмы: учеб. пособие / Н. М. Розанова, И. В. Зороастрова. – М.: БИНОМ. Лаб. Знаний, 2007. – 383 с.
10. Сафрончук, М. В. Микроэкономика: учеб. пособие для вузов по экон. специальностям / М. В. Сафрончук. – М.: КноРус, 2007. – 246 с.
11. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г.: проект. Фонда "Центр стратегических разработок", [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.commersant.ru/docs/strat1.htm.
12. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика (тесты, граф. упражнения, задачи): учеб. пособие / Ю. В. Тарануха; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т переподгот. и повышения квалификации преподавателей гуманитар. и социал. наук, Каф. экон. теории. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 206 с.
13. Фридман, А. А. Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня: учеб. пособие для вузов / А. А. Фридман. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 375 с. (гриф МОиНРФ)
14. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение / Д.Н. Хайман, в 2-х т. Пер. с англ. – М: Финансы и статистика,1992
15. Шустер, Д. Эпицентр: парадоксы глобал. кризиса / Дмитрий Шустер; под ред. И. В. Розмаинского. – [СПб.: Экон. шк. ГУ ВШЭ : Экономикус ; М.: ОМЕГА-Л], [2010]. – 223 с.
16. Эдвин, Дж. Долан Рынок: микроэкономическая модель/ Долан Эдвин Дж., Линдсей Дейвид Е. Пер. с англ. Под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. – С-Пб., 1992 - 496 с.
17. Экономическая теория: [микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика]: учеб. для вузов по экон. направлениям и специальностям / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – 3-е изд., доп. и испр. – СПб.: Санкт-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов : Питер, 2008. – 542 с.
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Согласно Рабочим учебным планам подготовки студентов очной формы обучения по направлению 080100.68 «Экономика»,магистерских программ «Экономика предпринимательства», «Экономика фирмы», «Статистика предприятия», «Бизнес- статистика», «Банки, банковская деятельность», «Демографическая и социальная мобильность населения» предусмотрено выполнение двух расчетно-графических заданий (РГЗ), одного эссе и двух репродуктивных контрольных работ как запланированных видов самостоятельной работы.
Согласно Рабочим учебным планам подготовки студентов очной формы обучения по направлению 080100.68 «Экономика»,магистерских программ «Учет, анализ и аудит», «Финансовый менеджмент», «Международные валютно-кредитные отношения» предусмотрено выполнение трех расчетно-графических заданий (РГЗ), двух эссе и двух репродуктивных контрольных работ как запланированных видов самостоятельной работы.
Цель выполнения расчетно-графического задания (РГЗ) по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)» - формирование навыков поиска, сопоставления и анализа статистических данных, отражающих функционирование субъектов микроэкономики.
Цель выполнения эссе по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)» – развитие навыков творческого мышления в области экономической теории, способностей самостоятельного определения, критического анализа и поиска решений проблем национальной экономики с использованием самого широкого круга источников информации и методов микроэкономического исследования.
Цель выполнения репродуктивной контрольной работы по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)» – закрепить и систематизировать знания оп одной или нескольким темам дисциплины продемонстрировать навыки их практического применения.
2.1.1. Темы для выполнения расчетно-графического задания
Расчетно-графическое задание №1
Вариант №1
Величина спроса среднего покупателя на мясо при разных ценах представлена в таблице:
Р, руб./кг | ||||
QD, кг |
1.Мясо считаем бесконечно делимым товаром.
а) Определите аналитический и графический виды функции спроса на мясо.
б) Сколько мяса унесет средний покупатель с рынка при его бесплатном распределении?
в) При какой минимальной цене покупатели уйдут без мяса?
г) Определите аналитический и графический вид обратной функции спроса на мясо.
2. Фермер Иванов занимается производством мяса и поставляет его на рынок. Объем его предложения при разных ценах представлен в таблице.
Р, руб./кг | |||||
QS, кг | 11,5 | 14,5 |
а) Определите аналитический и графический виды функции предложения на мясо.
б) Определите аналитический и графический виды обратной функции предложения на мясо.
в) Каким количеством мяса готов пожертвовать фермер Иванов?
3. Определите равновесные значения цены и объемов продаж мяса.
4. Для данных задачи 1 определите коэффициенты точечной и дуговой ценовой эластичности функции спроса и постройте графики зависимости от цены коэффициента точечной ценовой эластичности и его модуля.
5. Для данных задачи 2 определите коэффициенты точечной и дуговой ценовой эластичности функции предложения и постройте график зависимости коэффициента точечной эластичности от цены.
Вариант №2
Три студента, имея по 50 руб. пошли покупать мясо. Первый студент имел намерения купить 2 кг мяса, если цена будет меньше 20 руб./кг и 1 кг, если цена будет больше 20 руб./кг. Второй студент намеревался купить 1 кг мяса, если цена будет меньше 25 руб./кг и 0,5 кг, если цена окажется больше 25 руб./кг. Третий студент был намерен купить 2 кг мяса, если цена на него будет меньше 25 руб./кг и 1 кг, если цена превысит 25 руб./кг. Если не одну из указанных количеств мяса студент купить не может, то он отказывается от покупки.
а) Определите аналитический и графический виды функции спроса на мясо для каждого студента и рыночную функцию спроса.
б) При каких ценах на мясо его купят i студентов, где i = 0, 1 , 2, 3?
Вариант №3
Спрос и предложение определяются условиями задачи 1 варианта.
а) Государство вводит налог – 1 руб. с каждого кг проданного мяса. Какую часть налога платит продавец, а какую часть – покупатель?
б) Государство выплачивает дотацию по 1 руб. на каждый кг проданного мяса. Кто получает большую долю выделенных средств – продавец или покупатель?
в) Отчего зависит распределение налогового времени между покупателями и продавцами на рынке совершенной конкуренции? Рассмотрите возможные случаи.
Расчетно-графическое задания №2
Вариант №1
В набор потребителя входят 2 товара: масло и сыр. Их общая полезность характеризуется следующими данными:
Количество масла, кг | ||||||
Общая полезность масла | ||||||
Количество сыра, кг | ||||||
Общая полезность сыра |
а) 1 кг масла стоит 4 руб., 1 кг сыра – 3 руб. Общий доход потребителя составляет 36 руб. Какое количество масла и сыра купит рациональный потребитель?
б) 1 кг масла стоит 6 руб., 1 кг сыра – 3 руб. Общий доход потребителя составляет 36 руб. Какое количество масла и сыра купит рациональный потребитель?
в) 1 кг масла стоит 8 руб., 1 кг сыра – 3 руб. Общий доход потребителя составляет 36 руб. Какое количество масла и сыра купит рациональный потребитель?
На основе полученных данных постройте линию «Цена – потребление» (W). Проанализируйте условия, при которых данная кривая имеет вид прямой параллельной оси ординат, имеет отрицательный наклон, положительный наклон.
Вариант №2
После окончания института Максиму предложили два места работы: безрисковую должность государственного чиновника с фиксированной заработной платой w1 = 400 тыс. руб. в месяц или работу менеджером в высокорисковой фирме, где его доход может составить w2 = R тысяч рублей в месяц. При этом вероятность получить «травму» на работе равна 40%. Функция полезности Максима имеет вид: U=50 — 8000/w - К (где K = 10 в случае получения «травмы» и K = 0 при отсутствии травмирования). Какова должна быть премия за риск, чтобы Максим предпочел стать менеджером?
Вариант №3
Господин N планирует зарубежное турне, в котором он собирается потратить 10000 евро. Его полезность от турне определяется тем количеством денег, которые он фактически тратит: U (I) = (где I — потраченные деньги). Известно, что вероятность потери 1000евро составляет 25%.Захочет ли господин N купить полную страховку от потери за 250евро? Какую максимальную сумму он готов заплатить за полную страховку?
Расчетно-графическое задания №3
Вариант №1
На рынке функционируют две фирмы, производящие одинаковый товар N. Известно, что общий спрос на этот товар описывается зависимостью P = 11 – Q, где Q – совокупное предложение обоих фирм. Предположим, то каждая фирма производит продукцию с постоянными средними и предельными издержками, равными трем единицам.
Определите и выполните:
1. Какой объем производства является для фирм наилучшим, какую они назначат цену, какой валовой доход будут иметь фирмы в условиях конкуренции?
2. Какой объем производства и цены выберут фирмы при условии сговора?
3. Изобразите графики реакции фирм при условии конкуренции и при условии сговора.
Вариант №2
Известно, что распределение рыночных долей в отрасли выглядит следующим образом:
№ фирмы | доля в общем объеме продаж, у, |
0.4 | |
0,3 | |
0,2 | |
0,1 |
1) Определите показатель дисперсии рыночных долей.
2) Определите индекс Херфиндаля-Хиршмана, сделайте вывод об уровне концентрации в отрасли.
3) Выведите зависимость HHI от показателя дисперсии и количества фирм. (Для вывода используйте определение дисперсии.)
4) Проверьте результат п.2 при помощи полученной формулы.
5) Определите среднеотраслевой индекс Лернера, если известно, что ценообразование несогласованное, а при снижении цен на 4% общий объем продаж вырос на 12%.
6) Как изменятся концентрация и монопольная власть, в отрасли, если фирмы заключат соглашение о единой ценовой политике?
Как повлияет на концентрацию рост неравномерности распределения рыночных долей при неизменном числе фирм?
Вариант №3
В отрасли действует картель, предельные издержки которого равны 20, и мелкие фирмы, суммарное предложение которых: QS=2P. Рыночный спрос
описывается функцией: QD=100-2P.
1)Определите остаточный спрос на продукцию картеля.
2)Определите рыночную цену, выпуск картеля и выпуск конкурентного окружения, если картель играет роль ценового лидера.
3)Оцените рыночную власть картеля и конкурентного окружения, вычислите среднеотраслевой индекс Лернера.
2.1.2. Общие требования к выполнению расчетно-графического задания
Студент получает тему РГЗ из предложенного перечня по решению преподавателя, возможно выполнение РГЗ по одной теме несколькими студентами группы, при этом работа над РГЗ может осуществляться индивидуально или коллективно по согласованию с преподавателем при условии определения вклада в выполнение работы каждым студентом.
При выполнении РГЗ студент должен руководствоваться библиографическим списком Рабочей программы учебной дисциплины, привлекая, кроме того, прочие источники информации, включая материалы СМИ и интернет.
РГЗ выполняется в течение триместра. Срок представления работы на кафедру – за месяц до завершения учебного процесса в рамках соответствующего триместра учебного года. Срок проверки РГЗ преподавателем - 10 календарных дней с момента предоставления студентом данного вида работы на кафедру.
2.1.3. Требования к структуре, объему и содержанию расчетно-графического задания
Рекомендуемая структура РГЗ должна включать следующие элементы:
– Введение.
Во введении студент проводит анализ полученного задания. При этом, студент должен продемонстрировать понимание выполняемого задания, кратко пояснив содержащуюся в нем проблему и предполагаемые пути ее решения.
– Основная часть.
В основной части поэтапно осуществляется выполнение полученной задачи, которое должно сопровождаться пояснениями и комментариями.
– Заключение.
В заключении обобщаются полученные в ходе исследования результаты и формулируются выводы.
- Список использованных источников.
В списке обязательно указываются все использованные источники информации, с указанием автора(ов), точного названия и выходных данных. Электронные источники указываются со ссылкой на электронный ресурс.
Объем РГЗ не должен превышать пяти страниц.
2.1.4. Критерии оценки расчетно-графического задания
По результатам проверки РГЗ преподавателем составляется рецензия, которая должна содержать следующие элементы:
• общая характеристика работы в целом и выполненных структурных элементов;
• перечисление невыполненных (выполненных неверно) структурных элементов;
• степень самостоятельности студента при выполнении работы;
• указание на характер ошибок, выявленных при проверке работы;
• перечисление иных недостатков работы.
Рецензия передается студенту.
2.1.5. Требования к форме представления расчетно-графического задания
При необходимости на каждом из этапов выполнения РГЗ студентом может быть получена индивидуальная консультация у преподавателя в целях устранения потенциально возможных ошибок и несоответствий. По факту представления работы на кафедру, РГЗ считается завершенным видом самостоятельной работы студента.
РГЗ должно быть представлено на кафедру в виде распечатанного машинописного текста, титульный лист оформлен в соответствии с установленными требованиями (см. Приложение 1).
Задания для выполнения эссе
Темы эссе №1:
1. Возможно ли механизмы анализа поведения потребителя в рыночной экономике использовать для российского потребителя?
2. Как разработать компенсационные программы для пенсионеров на основе теории поведения потребителя?
3. Проблемы мотивации труда: использование теории поведения потребителя.
4. Ценовая политика фирмы: анализ изменения благосостояния клиентов.
5. Какие продуктовые стратегии фирмы эффективны с точки зрения оптимального выбора потребителя?
6. Какова роль контрактных отношений в стратегическом поведении фирмы на товарных рынках?
7. Какой из методов ценовой дискриминации является наиболее (наименее) эффективным с точки зрения самой компании, которая использует его; с точки зрения потребителя; с точки зрения государства; других фирм.
8. Проблемы регулирования ФПГ.
9. Какая методология для исследования процессов концентрации в России подходит более всего?
10. Применим ли подход с точки зрения теории прав собственности, трансакционных издержек для анализа процессов становления фирмы в России?
11. Характеристика современной российской фирмы: фирма ли это в экономическом смысле?
12. Есть ли взаимосвязь между внутренней структурой фирмы и ее поведением на рынках?
13. Насколько проблема недобросовестной конкуренции актуальна для российского и международного рынка лекарств.
14. Роль государства в решении проблем асимметрии информации в современной экономике.
Темы эссе №2:
1. Применима ли неоклассическая теория рынка труда в России?
2. Эффективна ли двухсторонняя монополия на рынке труда?
3. Какова роль финансовых рынков в развитой рыночной экономике?
4. Какова роль финансовых рынков в переходной экономике?
5. Влияет ли на поведение фирмы структура финансирования ее затрат?
6. Анализ дискриминации на рынке труда.
7. Как влияет качество труда на выбор фирмой оптимальной занятости?
8. Особенности поведения фирм на финансовых рынках в России.
9. Особенности поведения российских фирм на мировых финансовых рынках
10. Какой из критериев благосостояния, справедливости и эффективности Вы бы рекомендовали для оценки успеха экономических реформ в России (с позиции микроэкономики)?
11. Применим ли закон Сэя и закон Вальраса для российской экономики?
2.2.2. Общие требования к выполнению эссе
Вариативность в выборе тем эссе в рамках учебной дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» предусматривает самостоятельность студента в определении интересующей его проблемы.
При выполнении эссе следует руководствоваться библиографическим списком Рабочей программы учебной дисциплины. Также необходимо умение работать с библиотечным фондом университета. Для целей анализа могут быть использованы материалы СМИ.
Эссе выполняется в течение триместра. Срок представления работы на кафедру – за месяц до завершения учебного процесса в рамках соответствующего семестра учебного года. Срок проверки эссе преподавателем - 10 календарных дней с момента предоставления студентом данного вида работы на кафедру.
Требования к структуре, объему и содержанию эссе
Рекомендуемая структура эссе должна состоять их следующих самостоятельных, но взаимосвязанных элементов:
– Введение. Здесь должна быть отражена актуальность раскрываемой в работе проблемы, сформулирована цель предстоящего исследования, средства и способы ее достижения.
– Основная часть. Содержит текстовое описание результатов проведенного исследования. Ее содержание должно максимально емко отражать существо поставленной проблемы, степень ее проработанности учеными, специалистами и аналитиками. Кратко и логично следует подвести изложение к обозначению собственного взгляда на проблему и определению авторской позиции. Требуется представление объективных фактов и обоснованных положений, подтверждающих правомочность существования авторского подхода к решению рассматриваемой проблемы.
– Заключение. Это обоснованный итог полученным в ходе исследования результатам и сделанным выводам.
Объем эссе не должен превышать пяти страниц.
Содержание данного вида самостоятельной работы студентов должно быть информативным, емким и в тоже время лаконичным, понятным и логично выстроенным. Информация, используемая для анализа и обоснования выводов должна быть объективной. Не допустимо отклонение от заданной темы.
Критерии оценки эссе
Эссе может быть оценено положительно если:
– содержание соответствует заданной теме;
– текст лаконичен по форме, но емок по содержанию;
– четко прослеживается индивидуальная авторская позиция;
– тезисы, положения и сделанные выводы объективны и обоснованы;
– не вызывает сомнений самостоятельность выполнения работы;
– соблюдены все формальные требования.
Требования к форме представления эссе
При необходимости на каждом из этапов выполнения эссе студентом может быть получена индивидуальная консультация у преподавателя в целях устранения потенциально возможных ошибок и несоответствий. По факту представления работы на кафедру, эссе считается завершенным видом самостоятельной работы студента.
Представление эссе на кафедру обязательно должно быть в виде распечатанного машинописного текста, оформленного в соответствии с установленными требованиями (см. Приложение 1).
2.3.1. Задания для выполнения репродуктивной контрольной работы
Репродуктивная контрольная работа №1
Вариант №1
1. Предельный продукт фактора производства в денежном выражении:
а) Представляет собой продажную цену последней единицы продукта.
б) Равен изменению общего размера выручки при использовании дополнительной единицы фактора производства.
в) Равен изменению объема производства при использовании дополнительной единицы производственного фактора.
г) Невозможно определить в условиях совершенной конкуренции.
д) Невозможно определить в условиях несовершенной конкуренции.
2. Когда конкурентная фирма достигает уровня производства, при котором денежное выражение предельного продукта каждого ресурса равно цене этого ресурса, то она:
а) Производит продукт при минимальных издержках, но не обязательно получает максимальную прибыль.
б) Получает максимальную прибыль, но не обязательно производит продукцию при минимальных издержках.
в) Получает максимальную прибыль при минимальных издержках производства.
г) Не обязательно получает максимальную прибыль, либо достигает минимального уровня издержек.
д) Ни один из предыдущих ответов не является правильным.
3. Фирма-монополист будет нанимать дополнительных рабочих до тех пор. пока не будет соблюдаться равенство:
а) P × MPL = W.
б) P : W = MPL.
в) MR × MPL = W.
г) MR : MPL = W.
д) W : MR = MC.
4. При увеличении ставок заработной платы:
а) Произойдет сокращение занятости, если спрос на труд эластичен.
б) Произойдет сокращение занятости, если спрос на труд абсолютно неэластичен.
в) Произойдет увеличение занятости, если спрос на труд эластичен.
г) Произойдет увеличение занятости, если спрос на труд неэластичен.
д) Произойдет сокращение занятости, если спрос на труд неэластичен.
5. Предельные издержки на оплату труда:
а) Представляют собой увеличение переменных издержек при увеличении объема выпускаемой продукции на единицу.
б) Представляют собой увеличение постоянных издержек при увеличении объема выпускаемой продукции на единицу.
в) Абсолютно неэластичны для монополиста.
г) Представляют собой увеличение общих издержек на труд при найме дополнительного рабочего.
д) Абсолютно эластичны для монополиста.
6. Предположим, что два рабочих получают вместе заработную плату 46 долл. в день. Когда конкурентная фирма нанимает третьего рабочего, то их общая заработная плата увеличивается до 60 долл. в день. Можно утверждать, что:
а) Предельный продукт каждого из первых двух рабочих равен 23.
б) Денежное выражение предельного продукта труда каждого из первых двух рабочих равно 23.
в) Денежное выражение предельного продукта труда третьего рабочего равно 14.
г) Фирма не должна нанимать третьего рабочего.
д) Ни один из ответов не является верным.
7. Кривая предложения труда для фирмы:
а) Не пересекается с кривой спроса на труд.
б) Имеет положительный наклон.
в) Выражает абсолютно неэластичное предложение.
г) Выражает абсолютно эластичное предложение.
д) Имеет отрицательный наклон.
8. Предложение земли:
а) Абсолютно неэластично.
б) Характеризуется единичной эластичностью.
в) Абсолютно эластично.
г) Эластично.
д) Неэластично.
9. Субъект, который держит деньги на банковском счете при 8%-ной годовой ставке, решил подписаться на журнал. Годовая подписка стоит 12 долл., а двухгодичная – 22 долл. В какую сумму обошлась ему подписка на второй год?
а) 10 долл. б) 10,8 долл. в) 9,6 долл. г) 11 долл. д)11,4 долл.
10. Субъект направляет свои деньги на приобретение государственных ценных бумаг лишь в том случае, если он ожидает, что:
а) Процентные ставки вскоре значительно сократятся по сравнению с настоящими.
б) Процентные ставки значительно сократятся по сравнению с настоящими.
в) Процентные ставки сначала вырастут, а затем снизятся.
г) Процентные ставки не изменятся.
д) Не будет наблюдаться инфляционного роста цен.
11. Равновесная процентная ставка выравнивает:
а) Номинальную и реальную процентные ставки.
б) Объем спроса и предложения заемных средств.
в) Потребление и сбережение.
г) Все указанные величины.
д) Ни одна из ситуаций не имеет места.
12. Равновесие на рынке земли проявляется в том, что величина ренты одинакова для всех участников земли одинакового качества.
а) верно б) неверно
13. Рост предложения денег приводит к увеличению ставки процента.
а) верно б) неверно
14. Чем ниже процентная ставка, тем меньше спрос на деньги.
а) верно б) неверно
15. Для отдельного производителя рента представляет реальные издержки производства, а не экономический избыток.
а) верно б) неверно
16. Величина земельной ренты уменьшиться, если кривая спроса на землю сдвинется вправо.
а) верно б) неверно
Вариант №2
1. Фирма достигает минимального уровня издержек, когда:
а) Цены всех факторов производства одинаковы.
б) Предельные продукты всех факторов производства одинаковы.
в) Предельные продукты факторов производства равны их ценам.
г) Предельные продукты факторов производства равны нулю.
д) Ни один из предыдущих ответов не является верным.
2. Предположим, что в производстве продукта используются труд (L) и капитал (К), MPL = 2; МРК = 5; PL = 1 долл.; PK =20 долл.; MR = 3 долл. Чтобы получить максимальную прибыль, фирма должна использовать:
а) Больше как труда, так и капитала.
б) Меньше как труда, так и капитала.
в) Больше труда, но меньше капитала.
г) Неименное количество труда и капитала.
д) Больше капитала, но меньше труда.
3. Если конкурентная фирма максимизирует прибыль, продавая продукцию по цене 2долл. за единицу и покупает ресурс по цене 10 долл., то денежное выражение предельного продукта данного ресурса равно:
а) 2 долл.
б) 5 долл.
в) 10 долл.
г) 20 долл.
д) Нельзя определить на основе имеющихся данных.
4.Для фирмы, максимизирующей прибыль, ставка заработной платы рабочих не будет равняться денежному выражению предельного продукта труда, если:
а) Фирма занимает монополистическое положение на рынке продуктов.
б) Фирма является монопсонистом на рынке труда.
в) Рабочие организованы в профсоюз.
г) Рабочие не организованы в профсоюз.
д) используется дешевый труд иммигрантов.
5. В соответствии с теорией предельной производительности кривая спроса на труд на конкурентном рынке:
а) Совпадает с кривой предельных издержек на оплату труда.
б) Совпадает с кривой предельного продукта труда.
в) Совпадает с кривой предельного продукта труда в денежном выражении.
г) Не зависит от стоимости производимого продукта.
д) Совпадает с кривой предельных издержек производимого труда.
6. По сравнению с конкурентной фирмой монопсонист будет платить:
а) Большую ставку заработной платы и нанимать меньше рабочих.
б) Меньшую ставку заработной платы, но нанимать больше рабочих.
в) Меньшую ставку заработной платы, нанимая то же количество рабочих.
г) Меньшую ставку заработной платы и нанимать меньше рабочих.
д) Большую ставку заработной платы и нанимать больше рабочих.
7. Если фирма является монопсонистом на рынке труда, то:
а) Ее кривая MRS будет находиться ниже кривой спроса на труд.
б) Ее кривые предложения труда и MRS будут совпадать и являться абсолютно эластичными.
в) Она должна быть монополистом на рынке труда.
г) Ее кривая предложения труда имеет положительный наклон, а кривая MRCL расположена выше этой кривой.
8. Если номинальная процентная ставка составляет 10%, а темп инфляции определен в 4% в год, то реальная процентная ставка составит:
а) 14%. б) 6% в) 2,5%. г) -6%. д) 4%.
9. Ставка процента выросла с 8 до 10%. Держатель бессрочной ценной бумаги, которая приносит ему годовой доход в 100 долл., постоянно будет иметь:
а) Потери капитала в 40 долл.
б) Потери капитала в 50 долл.
в) Доход от прироста капитала в 50 долл.
г) Потери капитала в 250 долл.
д) Доход от прироста капитала в 250 долл.
10. Рост процентной ставки приведет к:
а) Росту спроса на заемные средства.
б) Росту предложения заемных средств.
в) Сокращению предложения заемных средств.
г) Росту объема предложения заемных средств.
д) Росту объема спроса на заемные средства.
11. Земельные собственники вообще не получают ренту, если:
а) Существует налог на землю.
б) Кривые спроса и предложения земельных участков пресекаются.
в) Кривая предложения земли абсолютно неэластична.
г) Кривая предложения находится справа от кривой спроса.
д) Плодородие земли резко ухудшиться.
12. Различные размеры земельной ренты отражают различия в предельной производительности земельных участков.
а) верно б) неверно
13. Фирма будет осуществлять инвестиции в том случае, если ожидаемая норма прибыли будет меньше, чем процентная ставка.
а) верно б) неверно
14. Ситуация, при которой люди воздерживаются от потребления в настоящее время, чтобы увеличить его в будущем, называется сбережением.
а) верно б) неверно
15. Технологические изменения, приводящие к увеличению нормы прибыли на осуществляемые инвестиционные проекты, приводят к увеличению спроса на заемный капитал.
а) верно б) неверно
16. Предложение заемных средств не зависит от ставки процента.
а) верно б) неверно
Вариант №3
1. Конкурентная фирма, стремясь максимизировать прибыль, должна нанимать дополнительных работников только в том случае, если:
а) Общая выручка меньше общих издержек.
б) Предельный продукт труда в денежном выражении меньше, чем ставка заработной платы.
в) Величина предельного продукта в денежном выражении снижается.
г) Величина предельного продукта в денежном выражении растет.
д) Предельный продукт труда в денежном выражении превышает ставку заработной платы.
2. Спрос на ресурс зависит от:
а) Цены продукта, производимого при помощи данного ресурса.
б) Цены ресурсов-заменителей.
в) Цен взаимодополняемых ресурсов.
г) Цены данного ресурса.
д) Все перечисленные ответы являются верными.
3. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить, сопоставляя изменения в уровне номинальной зарплаты с изменениями в:
а) Уровне цен на товары и услуги.
б) Норме прибыли.
в) Ставках налогообложения.
г) Продолжительности рабочего времени.
д) Ни один из ответов не является верным.
4. Что из перечисленного ниже не оказывает влияния на спрос на труд?
а) Спрос на конечные продукты.
б) Отношение предельного продукта труда к предельным продуктам других ресурсов.
в) Технология производства.
г) Изменения в номинальной заработной плате, вызванные инфляционными явлениями.
д) Все перечисленное оказывает влияние на спрос на труд.
5. Про прочих равных условиях, спрос на труд будет менее эластичным, если спрос на продукт данного вида труда:
а) Является эластичным.
б) Является неэластичным.
в) Характеризуется единичной эластичностью.
г) Является абсолютно эластичным.
д) Отсутствует связь между спросом на труд и спросом на продукт.
6. Труд и капитал являются ресурсами-субститутами. Цена капитала растет. Если эффект дохода превышает эффект замещения, то:
а) Количество приобретаемого фирмой капитала будет увеличиваться, а количество труда уменьшаться.
б) Количество как капитала, так и труда будет уменьшаться.
в) Количество как капитала, так и труда будет увеличиваться.
г) Количество капитала будет уменьшаться, а количество труда увеличиваться.
д) Количество капитала останется прежним, а количество труда будет увеличиваться.
7. Земельная рента будет расти при прочих равных условиях, если:
а) Снижается цена земли.
б) Растет спрос на землю.
в) Сокращается спрос на землю.
г) Предложение земли растет.
д) Ни