Управление реализацией развития Краснодарского края

Для реализации развития Краснодарского края не обходимо иметь три функциональных блока:

а) атратегический;

б) срограммный;

в) системы мониторинга, реализации стратегии и управления изменениями.

Реализация функций стратегического блока включает следующие действия:

– разработка и при необходимости корректировка стратегии развития края;

– разработка и реализация программ социально‑экономического развития на будущие периоды;

– нормативно‑правовое обеспечение реализации Стратегии;

– институциональные преобразования;

– формирование инфраструктуры поддержки реализации проектов и программ, а также привлечение инвестиций для этих целей.

Реализация функций программного блока включает следующие действия:

– разработка и реализация комплексных программ развития края, краевых целевых программ, определение направлений корректировки действующих программ;

– разработка стратегий и программ социально‑экономического развития муниципальных образований Краснодарского края;

– выработка критериев для отбора проектов, претендующих на включение в систему программных документов развития края;

– выбор оптимальных механизмов государственной поддержки проектов, реализуемых предприятиями реального сектора экономики края;

–информационно‑аналитическое обеспечение мероприятий государственной поддержки и реализации проектов, включаемых в систему программных документов развития края.

Основным инструментом реализации функций программного блока являются комплексные программы. Комплексная программа представляет собой комплекс проектов, мероприятий социально‑экономического развития региона, решение актуальных социально‑экономических проблем системного характера. Характерной особенностью комплексной программы является ее межведомственный и межотраслевой характер, возможность включения мероприятий разного.

Комплексные программы конкретизируют стратегические позволяют:

– обеспечить системность и скоординированность деятельности различных подразделений администрации Краснодарского края в процессе управления достижением цели Стратегии;

– обеспечить интеграцию и целевую направленность различных действий, направленных на решение отдельных проблем и задач социально‑экономи­ческого развития края;

– обеспечить эффективное управление процессом достижения стратегической цели развития края на основе постоянного сопоставления действий и их целевых результатов;

– использовать эффект системности от совместной реализации различных действий на основе учета взаимного влияния и поддержки действий;

– сконцентрировать ресурсы на наиболее эффективных "целевых агрегатах" действий, внутренне увязанных между собой, и избежать эффекта "лоскутности" в управляющих функциях, возникающего в связи с необходимостью решения большого числа разрозненных управленческих задач.

Основными методологическими принципами формулирования каждой из комплексных программ являются:

– группировка стратегических действий, удовлетворяющих критериям региональной и общенациональной эффективности по признаку одинаковой целевой направленности;

– формулирование интегральной цели или общественной потребности, обобщающей сгруппированные действия;

системное рассмотрение средств достижения сформулированной интегральной цели;

– проектный принцип государственной поддержки мероприятий и инвестиционных проектов.

Реализация проектного принципа заключается в том, что любую затрату средств необходимо рассматривать как инвестиционный проект, осуществляемый бюджетом с целью получения эффекта с позиций количественных критериев эффективности. Перечень показателей, характеризующих эффект от реализации проектов , устанавливается планом мероприятий по реализации.

Задачами мониторинга являются:

1) оценка степени достижения стратегической цели и целевых показателей по стратегическим направлениям.

2) информационное обеспечение принятия уполномоченными органами власти решений на основании результатов мониторинга.

3) стимулирование реализации стратегии в целом, а также отдельных программ и проектов.

4) оценка уровня социально‑экономического развития муниципальных образований Краснодарского края и региона в целом, в том числе оценка состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий.

5) оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально‑экономических реформ.

В рамках решения указанных задач будет осуществляться:

– определение необходимых значений целевых показателей и индикаторов социально‑экономического развития края;

– сбор и обработка информации по проектам и программам;

анализ достижения целевых показателей, установленных программами –социально‑экономического развития;

анализ основных тенденций и проблем социально‑экономического развития края;

– сравнительный анализ состояния, тенденций развития социально‑экономи­ческой системы края и сопоставимых регионов, сравнение со–среднероссийскими показателями;

– совершенствование системы индикаторов состояния социально‑экономи­ческой системы края.

Механизм мониторинга реализации стратегии предусматривает введение системы муниципальной статистики, то есть создание единой информационной базы показателей социально‑экономического развития. Новая система показателей должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионе и муниципальных образованиях Краснодарского края, выявления формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, а также объективную оценку необходимости финансовой поддержки муниципального образования.

После проведения этих мер ожидается:

– доля заработной платы в добавленной стоимости будет возрастать от 0,46 в 2014 году до 0,65 в 2020 году;

– ежегодные темпы роста физического объема ВРП будут превышать 7,5 процента;

ВРП на душу населения возрастет по отношению к уровню 2005 года

– при успешной реализации стратегии в части динамики инвестиций, обеспечивающей среднегодовой темп роста их объема на 10,3 процента, к 2015 году по отношению к 2005 году ВРП увеличился в 2,2 раза, а к 2020 году — увеличится практически в 3 раза;

– объем реализованной продукции, произведенной на всех основных производственных фондах, возрастет по отношению к уровню 2014году: вырастет к 2020 году — в 2,7 раза;

– к 2020 году — не менее 200 миллиардов рублей составит рост по отношению к уровню 2014 года в 2,8 раза.

Стратегии позволяют сделать вывод о высокой эффективности предлагаемых стратегических мероприятий по всем четырем критериям: коммерческая эффективность.

В результате реализации Стратегии Краснодарский край к 2020 году станет динамично развивающимся регионом с высоким промышленным, транспортным, сельскохозяйственным, рекреационным и инновационным потенциалом, в полной мере реализующим свои конкурентные преимущества и выполняющим функции опорного региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на Юге России. Залогом благополучия будущих поколений станут сформированный потенциал опережающего развития, конкурентоспособность производимых товаров и услуг, наличие условий и стимулов для развития человеческого капитала и эффективная система государственного управления.

Заключение

Сегодня Краснодарский край самый динамично развивающийся регион в России, территория уникальных возможностей и самого комфортного делового климата. Огромный потенциал возможностей и самого комфортного хозяйства. Интерес к бизнесу в от года в год увеличивается к реализации масштабных проектов.

Иностранные инвестиции не обходимы для процветания в будущем. Для Краснодарского края иностранные инвестиции необходимы первую очередь в туризм, потому что это выгодно и быстро окупается, а так же ведет к изменению в легкой и пищевой промышленности, транспорте, торговле. Остаются еще возможности для расширения и увеличения инвестиций в рекреационные ресурсы. В Краснодарском крае очень хороший инвестиционный климат, как для отечественных инвесторов, так и для зарубежных. Инвестиционная политика трактуется сейчас как составная часть экономической политики, проводимой в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

В работе был проведен Swot – анализ, были выявлены недостатки, а так же идеи развития края, классифицированы факторы, определяющие инвестиционную политику, изучен механизм инвестиционной политики, рассмотрены перспективы улучшения инвестиционной политики,

классифицированы факторы, определяющие инвестиционную политику, рассмотрены факторы инвестиционной привлекательности края, а так же стратегия развития края в будущем.

В современных условиях России необходима такая инвестиционная политика, которая будет способствовать формированию внутренних механизмов, стимулирующих рост эффективности производства, а также повышать заинтересованность хозяйствующих субъектов в результативной инвестиционной деятельности, что в итоге приведет к увеличению конкурентоспособности экономики страны и ее регионов.

Список использованной литературы:

1) http://www.krаsnodаr.ru/content/592/show/49460/

2) «Экономика и современный менеджмент: теория и практика»// ст. – «Проблемы экономического развития Краснодарского края»; Седых Н. В. 2013.

3) Шаповалов М.А. Инвестиционный климат в России: на пути к созданию международного финансового центра //- 2013. - № 6. - С. 18-26.

4) Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»// СПС «КонсультантПлюс»

5) Аванесян М.Г., Черкасов М.Н. Возможность взаимодействия российских и зарубежных корпоративных образований при реализации крупных инновационных проектов // Проблемы современной экономики . - 2014. - № 17. - С. 15-19.

6) Устойчивое развитие отраслей, регионов, предприятий в условиях глобализации, под редакцией М.Б. Щепакина. Часть 2, 328 стр.2012

7) Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов//Эксперт.–2013. – № 44.

7) Падалка А. Период окупаемости проекта: оценка инвестиционной привлекательности// Cоmmerciаl Prоperty. – 2012.

8) Трясцина Н.Ю. Оценка инвестиций//Экономический анализ: теория и практика.–2014.

10) www.аdmkrаi.kubаn.ru

11) Падалко А. Период окупаемости проекта: оценка инвестиционной привлекательности // Cоmmerciаl Prоperty. – 2012/ – №7.

12) http://ozenkа-biznesа.nаrod.ru/Mаin/bsn_101.htm

13) http://bibliofond.ru/view.аspx?id=702237

14) Экономические науки 2014 №2 Курмотова.

15) Экономические науки 2014 №8 Логвинов В.

16) Полиди А.А., Сичкар С.В. Качественная и количественная оценка взаимосвязи между уровнем социально-экономического развития региона и инвестиционным климатом // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 9(38). - С. 144-149.

Приложение

Таблица 2.6 – SWOT‑анализ завершен постановкой целей и задач развития отраслей и края в целом.

Сильные стороны (S) – географическое и транспортное положение: выгодное геостратегическое положение; – развитость транспортной инфраструктуры; наличие и широкое использование практически всех видов транспорта. – природные условия и ресурсы: благоприятные почвенно‑кли­матические условия края позволяют получать лучшие по сравнению с большинством регионов Российской Федерации урожаи сельскохозяйствен­ной продукции; – край является популярным курортно‑туристическим регионом России благодаря уникальным природным условиям, наличию месторождений минеральных вод и лечебных грязей; – наличие полного спектра собственных сырьевых запасов для развития базы стройиндустрии. – экономический и человечес­кий потенциал: благоприятный имидж региона для обеспечения притока квалифицированных кадров, бизнес‑структур; – наличие квалифицированных кад­ров в большинстве секторов экономики; положительный миграционный приток. Стабильность социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений: в крае созданы условия для адаптации и вовлечения в социально‑экономическую жизнь региона представителей разных национальностей и конфессий; – социальная стабильность в регионе. – система управления краем: наличие законодательной активности, стимулирующей развитие экономики в крае; –Высокая степень синхронизации задач, решаемых администрацией Краснодарского края, с задачами, поставленными Правительством Российской Федерации. Слабые стороны (W) – недостаточная конкурентоспособность продукции, основных фондов и технологий: недостаточная конкурентоспособность продукции, товаров и услуг ряда краевых товаропроизводителей; – недостаток современных технологий, обеспечивающих высокие качественные характеристики производимых продуктов и услуг; – значительная степень физического и морального износа основного оборудования на ряде предприятий края, низкая производительность труда; – отсутствие достаточного инновационного задела, определяющего конкурентоспособное развитие реального сектора экономики; неразвитость инновационной инфраструктуры; – недостаточный уровень использования современных рыночных систем управления, организации труда, ресурсосбережения и другого; – недостаточно высокий имидж многих курортов края в сравнении с зарубежными курортами‑конкурентами. – недостаток ресурсов и развития инфраструктур для обеспечения высоких темпов роста экономики: недостаток энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители; недостаток ресурсной базы для развития ряда отраслей промышленности; – отставание развитой дорожно‑транспортной сети при росте грузовых и пассажирских потоков, а также пропускной способности морских портов; – дисбаланс в структуре профессиональной подготовки кадров. – неразвитость рыночных институтов: отсутствие современных мощностей по переработке отходов ограничивает развитие ряда территорий. – нерешенные социальные и демографические проблемы: дифференциация населения, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; – старение и естественная убыль населения; небольшая доля жилья повышенного стандарта; – неполная обеспеченность детскими садами.
Возможности (O) – возможности развития за счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики края: масштабное и системное привлечение инвестиций в экономику края при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности; – повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг краевых товаропроизводителей на основе развития высоких технологий и инноваций, формирования традиционных и новых краевых брендов. – возможности использования преимуществ географического положения, природных условий и территории: получение государственной поддержки для реализации крупных инфраструктурных проектов на территории края; – повышение эффективности развития сельского хозяйства, в том числе виноградарства и чаеводства; – развитие современного курорт­но‑туристского бизнеса, массовое привлечение на курорты края туристов и отдыхающих; – привлечение инвестиций в жилищное строительство для удовлетворения растущего спроса со стороны жителей края, прибывающих мигрантов, а также спроса жителей других регионов на дополнительное жилье; – эффективное использование территориальных ресурсов (земли, недвижимости). Возможности межрегионального и международного сотрудничества: получение синергетического эф­фекта от реализации крупных межрегиональных проектов, в том числе транспортных и туристических; – возможность вхождения в международные транспортные коридоры; – использование трудовых ресурсов за счет миграционного притока из других регионов России и стран СНГ; – дальнейшее развитие международных связей, стимулирование создания на территории края иностранных и совместных предприятий. Угрозы (Т) – угрозы геостратегического и этнокультурного характера: близость к зонам конфликтов на Северном Кавказе Российской Федерации и в Грузии. Угрозы, связанные с недостаточной конкурентоспособностью экономики края: угроза роста технического и технологического отставания ряда производств от конкурентов в России и за рубежом; – усиление конкуренции со стороны стран, активно продвигающих близкие по маркетинговой позиции туристские продукты; – риск потери предприятиями края занимаемых позиций на российском рынке в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. – угрозы, связанные с отраслевыми диспропорциями в экономике края: риск снижения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства; – отток квалифицированных кадров из АПК и утеря технологий и традиций сельскохозяйственного производства в результате низкого уровня оплаты в сельском хозяйстве и отраслях промышленного производства. – угрозы демографического характера: угроза увеличения демографической нагрузки на работающих. – угрозы снижения привлекательности края для проживания и работы: риск возникновения техногенных и экологических проблем, который усиливается природными факторами.

Наши рекомендации