Проблемы экономического развития Краснодарского края

Главная региональная проблема состоит в отставании уровня развития объектов, которые обеспечивают прием, размещение туристов и развлечение.

Главным направлением инвестиционной региональной политики Краснодарском крае является развитие туристско–рекреационного комплекса

Одним из приоритетов Программы является обеспечение государственной поддержки рекреационного комплекса как одной из ведущих составляющих экономики юга России, создание условий для его конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на мировом рынке.

С учетом имеющихся ресурсных предпосылок, специализации рекреационного комплекса и тенденций на рынке основным направлением является развитие разнообразных видов туризма: лечебного, оздоровительного, спортивного и др.

Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного туризма, в том числе в предгорных и горных зонах Северного Кавказа (включая развитие курортного комплекса в районе Красной Поляны). Развитие этого вида туризма предполагает реконструкцию всей сложившейся системы инфраструктуры. Программой предусматривается дальнейшее развитие юга России как региона санаторно–курортного лечения. Целесообразность развития данного направления связана с возможностью использования уникальной бальнеологической базы, а также сложившейся сети разнопрофильных локальных санаторно–курортных комплексов, в совокупности насчитывающих более 80 тыс. мест. В стратегической перспективе санаторно–курортная база на юге России должна получить дальнейшее развитие. При этом определенное внимание уделяется реконструкции и развитию таких традиционных центров санаторно–курортного лечения, как Кавказские Минеральные Воды, Сочи, Нальчик, Каякент, Талги, Горячий Ключ и др.

Ландшафты Северного Кавказа и его морские побережья перспективны для развития различных видов спортивного туризма, которое во многом сдерживается неудовлетворительным уровнем технической оснащенности поисково–спасательных служб и отсутствием необходимой инфраструктуры.

Регион благоприятен для развития делового туризма. Его центрами могут стать как наиболее развитые туристско–рекреационные ареалы (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды), так и важнейшие административные, хозяйственные и культурные центры.

Другие факторы, негативно влияющие на развитие Краснодарского края. К таким факторам можно отнести:

– физический износ основных средств производственных предприятий;

– моральный износ основного оборудования производственных предприятий края;

– не совершенствование технологий производства;

– не высокий уровень производительности труда;

– минимальное количество современных техник и технологий, влияющих на уровень качества производимых продуктов, товаров и услуг;

– не особо высокое качество продукции некоторых краевых производителей товаров и услуг;

– недостаток инновационного задела, обеспечивающего конкурентоспособность реального сектора экономики;

– плохо развита инновационная инфраструктура;

– имидж большинства курортов Краснодарского края низкий, по сравнению с заграничными курортами–конкурентами;

– малое количество ресурсов и слабое развитие инфраструктур для обеспечения высоких темпов роста экономики;

– нехватка ресурсной базы для увеличения конкурентоспособности некоторых отраслей промышленности;

– не большое количество энергоресурсов и большая зависимость от цен на энергоносители;

– не эффективность системы профессиональной подготовки специалистов, кадров;

– плохо развитые рыночные институты;

– сдерживает развитие некоторых территорий нехватка прогрессивных мощностей по переработке отходов;

Для улучшения экономической ситуации в Краснодарском крае необходимо рассмотреть и изучить следующие направления:

а) формирование резерва опережающего совершенствование края для реализации функции опорного региона в осуществлении целей Правительства Российской Федерации на базисе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества;

б) абсолютное увеличение жизненного уровня, материального благосостояния и продолжительности жизни, создание условий и заинтересованности для повышения человеческого капитала на основе увеличения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, жилищного строительства, образования и коммунальной инфраструктуры;

в) рост полезности действия государственного стратегического планирования и стабилизации социально–экономических процессов в крае на основе создания систем стратегического управления, оптимизации институциональной структуры, пространственного развития и территориального планирования.

И еще, пожалуй одна проблема это неоднородность инвестиционной активности, причинами является ряд факторов:

– не равномерность развития региональных комплексов и инфраструктуры, обеспеченности приоритетными природными ресурсами, насыщенности основными транспортными артериями и др.;

– значительна ослабела регулирующая роль государства, и сократились государственные инвестиции в региональное развитие;

– неравенство различных субъектов РФ в экономических и политических отношениях с центром.

Изменение инвестиционного потенциала региона как фактор повышения его инвестиционной активности остается достаточно инертным.

Региональная неоднородность инвестиционного пространства, оказывающая значительное влияние на характер региональных инвестиционных процессов, прослеживаются по показателю «инвестиции в основной капитал на душу населения».

Наши рекомендации