Оформление списка использованных источников
Калужский филиал
Факультет управления и бизнес-технологий
Кафедра «Экономика»
Н.Ю. Трутнева
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»
(программа подготовки бакалавров)
Рассмотрено на заседании кафедры «Экономика» (протокол №1 от 28.08.2015г.)
Калуга - 2015
Учебным планом предусматриваются различные формы изучения дисциплины «Экономическая теория», включающие лекции, практические занятия, индивидуальные и текущие консультации, написание курсовых работ, эссе, рефератов. Написание студентами реферата является одной из форм самостоятельного изучения курса «Экономическая теория». Реферат по дисциплине выполняется студентами в соответствии с требованиями по тематике, утвержденной кафедрой.
Реферат является одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине, реализуемой в письменном виде с использованием информационных технологий. Реферат отражает степень освоения студентами учебного материала конкретных разделов (тем) дисциплины.
Выбор темы реферата осуществляется студентами самостоятельно согласно утвержденного перечня. В настоящих методических рекомендациях приведена тематика рефератов со списком необходимой учебной и методической литературы.
Реферат должен содержать:
1. Теоретическое обоснование актуальности выбранной проблемы (вопроса) и изложение индивидуальной точки зрения автора относительно выбранной проблемы (вопроса) с использованием всех необходимых источников.
2. Выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме (вопросу).
При написании реферата следует соблюдать следующие требования:
1. Выбранную студентом тему необходимо обосновать и объяснить оригинальность постановки и решения проблемы (вопроса).
2. При резюмировании реферата приводятся основные выводы как результат исследования избранной студентом темы. При этом основные выводы должны представлять собой четкое, лаконичное и аргументированное изложение собственных мыслей студента.
3. В конце работы необходимо привести перечень использованных источников литературы (список должен содержать не менее 10 источников, большинство из которых статьи из журналов и газет). Источники литературы должны быть не старше 2010г. Список использованных источников должен быть оформлен в соответствие с требованиями ГОСТ и начинаться с нового листа. В библиографический список включаются только те источники, которые действительно использовались студентом при написании реферата. Необходимо обратить особое внимание на правильное оформление Интернет-источников (приложение 1).
4. Объем реферата составляет 10-15 страниц машинописного текста формата А4, с компьютерным шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал -1,5. Параметры страницы: слева – 3 см., сверху, снизу – 2 см., справа – 1,5 см. Выравнивание текста по ширине листа. Абзацный отступ – 1,25 см.
5. Титульный лист оформляется согласно приложению 2.
В случаях, когда представленная работа не отвечает перечисленным требованиям, или ее содержание не раскрывает основную проблему (вопрос), реферат возвращается студенту для доработки.
Оценка выполнения реферата осуществляется в ходе текущего контроля успеваемости студентов. Студенты, не прошедшие собеседование по реферату, к экзамену или зачету по дисциплине не допускаются.
Тематика рефератов
1. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.
2. Важнейшие принципы экономического анализа и их применение в экономических исследованиях.
3. Сходство и различия позитивного и нормативного экономического анализа.
4. Основные особенности экономического моделирования, его уровни и границы применения.
5. Эмпирический и теоретический подходы в экономическом анализе.
6. Ограниченность экономических благ и вытекающие из нее особенности принятия экономических решений.
7. Принцип альтернативных издержек и его роль в экономической деятельности.
8. Модель производственных возможностей и ее применение в экономическом анализе.
9. Особенности традиционной, командной и рыночной экономики и их черты в современной экономике России.
10. Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности.
11. Конкуренция продавцов и покупателей в модели спроса и предложения.
12. Условия установления рыночного равновесия в модели спроса и предложения.
13. Положительные и отрицательные моменты государственного регулирования цен на конкурентных рынках.
14. Сопоставление изменения излишков потребителя и производителя при ограничениях, вводимых государством на различных рынках.
15. Ценовая эластичность спроса и предложения и распределение налогового бремени.
16. Основные факторы, определяющие выбор потребителя.
17. Рациональность потребителя: ее особенности и проявления в современной российской экономике.
18. Влияние изменений цен товаров и дохода потребителя на количество и структуру покупаемого им набора благ.
19. Соотношение эффектов замены и дохода для различных видов благ и его отражение в форме кривых спроса на разные блага.
20. Производственная функция и ее роль в анализе деятельности фирмы.
21. Определение спроса на ресурсы и факторов, воздействующих на него.
22. Выбор технологий производства фирмой, максимизирующей выпуск, и фирмой, минимизирующей издержки.
23. Отдача от масштаба и влияющие на нее факторы.
24. Фирма как экономический субъект.
25. Основные типы фирм, их достоинства и недостатки.
26. Цели экономической деятельности фирм.
27. Определение предложения конкурентной фирмы в разных условиях.
28. Рыночные структуры и их роль в экономической деятельности.
29. Монополия, особенности ее экономической деятельности, положительные и отрицательные стороны для общества.
30. Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике.
31. Роль рекламы при несовершенной конкуренции.
32. Соглашения олигополистов и их устойчивость.
33. Соотношение ценовой и неценовой конкуренции при олигополии.
34. Методы ценообразования олигополии.
35. Модели конкуренции олигополии и их проявления в российской экономике.
36. Использование теории игр при анализе олигополистического поведения.
37. Государственное регулирование рынков несовершенной конкуренции.
38. Определение спроса и влияющих на него факторов на рынке труда.
39. Предложение труда и факторы, на него влияющие.
40. Различия в оплате труда и их особенности в экономике России.
41. Роль профсоюзов на рынке труда.
42. Распределение и перераспределение доходов: общие черты и особенности современной российской экономики.
43. Спрос и предложение на рынке капиталов.
44. Особенности рынка земли и актуальные проблемы формирования рынка земли в России.
45. Роль земельной ренты в экономической деятельности.
46. Условия достижения и результаты установления общего равновесия в экономике.
47. Оценка общественного благосостояния при установлении общего экономического равновесия.
48. Влияние государственного регулирования и провалов рынка на результаты установления общего экономического равновесия.
49. Причины возникновения и измерение неопределенности и риска в экономике.
50. Индивидуальное отношение к риску и методы снижения риска.
51. Особенности рынков с асимметричной информацией, необходимость и пути снижения асимметричности информации.
52. Спекуляция в рыночной экономике: роль и конкретные формы.
53. Роль и виды трансакционных издержек в экономической деятельности.
54. Формирование и последствия внешних эффектов в экономике.
55. Проблемы обеспечения общественными благами в России.
56. Изменение роли государства в экономике в ходе рыночных реформ.
57. Основные черты и методы анализа теории общественного выбора.
58. Особенности общественного выбора в условиях представительной демократии и формы борьбы за реализацию своих интересов.
59. Неценовые факторы спроса в современной России.
60. Неценовые факторы предложения в современной России.
61. Проблемы установления равновесия на современном российском рынке.
62. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам на различных товарных рынках.
63. Практическое использование понятия эластичности в деятельности российских предприятий.
64. Теории потребительского выбора и их практическое использование в деятельности российских предприятий.
65. Роль естественных монополий в российской экономике.
66. Снижение издержек как одна из главных задач российских предприятий.
67. Пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями.
68. Марочные товары в России и особенности рынка монополистической конкуренции.
69. Проблема эффективности олигополистического рынка и крупные предприятия в экономике России.
70. Демонополизация российской экономики и особенности антимонопольной политики в России.
71. Ценовая дискриминация и ее разновидности в России.
72. Формирование и развитие рынка труда в России.
73. Особенности установления равновесия на рынке основного капитала в России.
74. Механизм установления равновесия на рынке оборотного капитала и проблема утраты оборотных средств российскими предприятиями.
75. Роль природных ресурсов в экономике России.
76. Проблема частной собственности на землю в России.
77. Развитие предпринимательской деятельности в России и его формы.
78. Частная собственность и тенденции ее развития в России.
79. Государственная и муниципальная формы собственности в современной экономике России.
80. Фирма как субъект рыночных отношений и ее организационно-правовые формы.
81. Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества.
82. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме.
83. Проблемы формирования и использования человеческого капитала.
84. Проблемы слияния и поглощения предприятий на современном этапе развития экономики.
85. Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений.
86. Анализ спроса и предложения на рынке недвижимости.
87. Деньги: происхождение и сущность.
88. Функции денег в современной экономике.
89. Кредитные и электронные деньги: преимущества и недостатки.
90. Конкуренция и монополия: тенденции развития на современном этапе.
91. Товары Гиффена в российской экономике.
92. Примеры эластичного и неэластичного спроса в российской практике.
93. Использование теории потребительского поведения на практике.
94. Положительные и отрицательные внешние эффекты в российской экономике и роль государства в их регулировании (на конкретных примерах).
95. Закон убывающей предельной полезности: сущность и примеры реализации его действия.
96. Дифференциация продукции при монополистической конкуренции и роль рекламы в российской экономике.
97. Прибыль: сущность, виды, способы увеличения.
98. Особенности поведения российских олигополий.
99. Анализ предложения труда в российской экономике.
100. Анализ спроса на труд в российской экономике.
101. Анализ факторов, влияющих на заработную плату в российской экономике.
102. Капитал: традиционные и современные трактовки.
103. Особенности ценообразования на рынке капитала.
104. Недобросовестная конкуренция: виды, последствия, методы борьбы.
105. Антимонопольная политика государства: мировая и российская практика.
106. Проблема конкуренции на рынке труда.
107. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на формирование предложения труда.
108. Двухсторонняя монополия на рынке труда.
109. Роль финансовых рынков в развитой рыночной экономике.
110. Анализ факторов, оказывающих влияние на продовольственный рынок в России.
111. Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений.
112. Особенности поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
113. Малые фирмы в сфере услуг.
114. Анализ состояния современного рынка капитала.
115. Анализ факторов, оказывающих влияние на спрос и предложение (на примере конкретного рынка).
116. Анализ факторов, оказывающих влияние на стабильность и нестабильность равновесия.
117. Анализ эластичности спроса и предложения на конкретных рынках.
118. Преимущества и ограничения каждой формы организации бизнеса.
119. Характеристика внешней среды деятельности фирмы в России и ее влияния на поведение российской фирмы.
120. Анализ соотношения между различными видами издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.
121. Анализ рыночной конъюнктуры на разных видах рынка: товаров, услуг, труда, ценных бумаг, капитала, информации, валюты (сделайте собственный выбор).
122. Базовые понятия микроэкономики: их роль в экономическом анализе.
Интернет-ресурсы:
wap.metaquotes.ru – котировка валютного рынка Forex
wap.mdf.ru – Экономические новости МДФ, котировки акций
wap.troika.ru – Тройка - Диалог
wap.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг
www.interfax.ru – информационное агенство Интерфакс
www.csa.ru/ban – Библиотека Академии Наук
www.lib.msu.su – Библиотека МГУ
www.rsi.ru – Российская Государственная Библиотека
ek-lit.agava.ru – Библиотека экономической и деловой литературы
www.bkg.ru – БизнесКонсалтингГруп
www.buhgalteria.ru – Бухгалтерия.ру
www.bre.ru – Прогноз финансовых рисков
www.rfntr.neva.ru – Региональный фонд научно-технического развития
www.rating.ru – Рейтинг, информационный центр
www.sins.ru – специальная информационная служба
www.finsoft.ru – Финансист
www.fis.ru – Финансовая информационная служба
www.finansy.ru – Финансы. ру
www.akdi.ru – Экономика и жизнь
www.micex.ru – ММВБ
www.naufor.ru – Национальная ассоциация участников фондового рынка
www.re.ru – Российская биржа
www.rts.ru – Российская торговая система
www.birja.ru – Центральная Российская универсальная биржа
www.aif.ru – Аргументы и факты
www.kommersant.ru – Коммерсант
dengi.kommersant.ru – Деньги
www.nalvest.com – Налоговый вестник
www.expert.ru – Эксперт
www.ptpu.ru – Проблемы теории и практики управления
www.gks.ru – Росстат
www.minfin.ru – Министерство финансов РФ
www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития
www.gov.ru – Официальная Россия
www.mintrud.ru – Министерство труда и социального развития
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба
www.iet.ru – Институт экономики переходного периода
www.inst-econ.org.ru – Институт экономики РАН
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оформление списка использованных источников
1. Если литературный источник написан одним автором:
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов/Р.М.Нуреев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2005. – 576с.
2. Если литературный источник написан коллективом авторов под общим руководством и научной редакцией одного из них:
Микроэкономика. Теория и практика: учебник/под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2006. – 624с.
3. Статьи из периодических изданий (журналов и др.):
Волков В.В. Максимизация прибыли предприятия в краткосрочном периоде// Микроэкономика. – 2012. - № 11. - с.93-97.
4. Интернет-источники:
Ссылка на сайт в целом:Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова: [Электронный ресурс]. М., 1997-2014. URL: http://www.msu.ru. (Дата обращения: 18.12.2012).
Ссылка на web-страницу: Национальная Экономическая Энциклопедия http://vocable.ru/. (Дата обращения: 18.12.2012).
Ссылка на on-line-журнал: Микроэкономика. 2012. №2: [Электронный ресурс]. URL: http://www.me.imce.ru/. (Дата обращения: 18.12.2012).
Ссылка на on-line-статью: Алексей Макаркин. Микроэкономика цвета крови // Ежедневный журнал. URL: http://www.ej.ru/comments/entry/2075/#. (Дата обращения: 18.12.2012).
Ссылка на on-line-книгу: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика В 2-х томах. Институт «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2004. URL: http://textbook.vadimstepanov.ru. (Дата обращения: 18.12.2012).
Ссылка на часть on-line-книги: Виталий Вадимович Гальперин, Вадим Максович Гальперин. 50 лекций по микроэкономике: [Электронный ресурс] // URL: http://50.economicus.ru/index.php (Дата обращения: 18.12.2012).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2