Предложение: понятие, факторы, эластичность

Предложение(S) — это то количество товаров и услуг, кото­рое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в оп­ределенный промежуток времени.

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения,согласно которому изменение цены влечет за со­бой однонаправленное изменение предложения. Иными слова­ми, с увеличением цены предложение растет, и наоборот.

QS=f(Р)

Зависимость между ценой (Р) и объемом предложения при каждом уровне цен (Q) может быть представлена в виде таблицы или графика (табл. 3.3 и рис 3.3).

Таблица 3.3

Зависимость между ценой и объёмом предложения

Цена, руб. (Р)
Объем предложения, ед. (Q)

Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов,влияющих на объем предложения:

• величина издержек производства товара. Чем выше издерж­ки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уро­вень издержек производства (затрат) зависит от применя­емой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

• налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субси­дий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;

• наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;

• количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.;

• ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожи­дание роста цен в будущем сокращает предложение в насто­ящем.

Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения, изменение в предложении под влиянием неценовых факторов приводит к сдви­гам кривой предложения (рис. 3.4).

Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru

0 10 20 30 40 45 Количество товара, ед.

Рис. 3.3. Кривая предложения

Цена товара, P     P Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru  

Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru

Q Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru Q Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru Q Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru Q Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru Количество товара, ед.

Рис 3.4. Влияние издержек производства на предложение

При данных ценах на ресурсы предложение равно Q Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru . Снижение цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же це­нах на товар производители предложат его больше: Q Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru > Q Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru . Кривая S сместится в положение S1. При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и предложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru < Q Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru . Кривая S сместится в положение S Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru .

Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризуется эластичностью предложенияи измеряется коэффициентом эластичности предложения — Е Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru

где

Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru — изменение объема предлагаемой продукции,

Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru — изменение цены, %.

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то эластичность предложения больше 0 или равно нулю.

Предложение может быть: эластичное (Е Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru >1), неэластичное (Е Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru <1), характеризоваться единичной эластичностью (Е Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru =1), быть совершенно эластичным (Е Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru = Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru ) и совершенно неэластичным (Е Предложение: понятие, факторы, эластичность - student2.ru =0) .

Если обратиться к графической интерпретации эластичности предложения, то можно говорить об эластичности кривой предложения. В этом случае совершенно неэластичному предложению соответствует вертикальная кривая предложения, а совершенно эластичному – горизонтальная.

Степень эластичности предложения зависит от способности производства к быстрой переналадке; возможности хранения про­дукции. Так, по товарной группе «свежая рыба» эластичность предложения будет ниже, чем для солёной рыбы. Если фирма не имеет склада, и она вынуждена реализовать товар за определённый срок, то производимый товар будет абсолютно неэластичным. Но главным фактором, влияющим на степень эластич­ности предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспреде­лить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Наши рекомендации