Тема 8. Социальные гарантии и компенсации
Цель занятий:студенты получат представление о гарантиях социальной и материальной поддержки гражданам, потерявшим работу, в том числе о компенсациях работникам, высвобождаемых с предприятий.
Задачи:
В ходе занятий студенты:
1) знают условия, размеры, сроки выплаты пособий по безработице;
2) получают представление о гарантиях социальной и материальной поддержки граждан, потерявших работу;
3) знакомятся с причинами прекращения выплаты пособий по безработице;
4) детально изучат механизм социального страхования на случай потери работы.
Основные понятия и персоналии:
Социальные гарантии, страхование, подходящая работа.
Вопросы:
1. Каков порядок признания гражданина безработным?
2. Каков порядок назначения выплаты пособия по безработице?
3. Как определяется размер пособия по безработице и срок его выплаты?
4. Какие дополнительные виды материальной помощи могут быть предоставлены безработному?
5. Какие меры по содействию в трудоустройстве могут быть осуществлены в отношении безработного органами государственной службы занятости?
6. Каковы размеры стипендий, выплачиваемые гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации?
7. Добровольное страхование на случай потери работы.
Прогнозируемый результат:
В результате освоения содержания занятия студенты:
1) знают порядок назначения и выплаты пособий;
2) имеют представления о порядке признания гражданина безработным;
3) знают сроки выплаты пособия по безработице.
Литература
Основная:
1. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: учебник / Л.О. Ильина. – Ростов н/Д., 2008.
2. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. пособие. – М., 2008.
3.Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007.
Дополнительная:
4. Управление персоналом: энциклопедия / Под ред. проф. А.Я. Кибанова. – М., 2009.
Тема 9. Международный опыт регулирования процессов занятости
Цель занятий:студенты знакомятся с международным опытом регулмрования процессов занятости.
Задачи:
В ходе занятий студенты:
1) раскрывают содержание международных норм, ориентированных на продуктивную занятость;
2) получают представление о стратегических целях МОТ;
3) получают представление о программах стимулирования предпринимательской деятельности, программах занятости молодежи.
Основные понятия и персоналии:
Международная организация труда (МОТ).
Вопросы:
1. Каковы основные направления политики занятости в странах с рыночной экономикой?
2. Приведите примеры зарубежного опыта управления занятостью: государственные программы занятости.
3. Когда появилась Международная Организация Труда?
4. Каковы причины создания МОТ?
5. Каковы важнейшие цели МОТ?
6. Перечислите стратегические задачи Международной организации труда и пути их реализации.
7. В чем значение Конвенций и Рекомендаций МОТ о коллективных переговорах для регулирования социально-трудовых отношений?
Прогнозируемый результат:
В результате освоения содержания занятия студенты:
1) знают особенности регулирования процессов занятости в странах Европы и Азии;
2) имеют представление о рекомендациях по эффективному использованию рабочей силы;
3) понимают содержание международных стандартов политики в области занятости.
Литература
Основная:
1. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009.
2. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. Пособие. – М., 2008.
3. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007.
Дополнительная:
4. Управление персоналом: энциклопедия / Под ред. проф. А.Я. Кибанова. – М., 2009.
IV. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по Итогам освоения дисциплины.
Формы организации и контроля самостоятельной работы могут быть представлены в виде таблицы:
№ п/п | Формы организации | Формы контроля |
1. | Работа с опорным конспектом | Составление и проверка конспектов |
2. | Изучение новых ключевых понятий, работа с новыми терминами | Словарный диктант, мини-опрос |
3. | Подготовка к деловым и ролевым играм | Проведение деловых и ролевых игр |
4. | Письменные домашние контрольные работы | Проверка контрольных работ |
5. | Подготовка докладов, сообщений и рефератов | Выступление с докладами и сообщениями. Проверка рефератов |
7. | Работа с тест-вопросами | Проверочное тестирование |
8. | Реферирование и рецензирование статей в периодической печати (газетах и профессиональных журналах) | Написание рецензии на статьи, выступление на семинаре с обзором журнальных статей |
9. | Чтение и анализ предложенных преподавателем текстов по базовым темам курса | Обсуждение текстов на семинаре |
10. | Творческое осмысление, переработка и оригинальное изложение проблемы | Эссе |
V. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Примерные варианты контрольных работ. Методические указания по выполнению контрольных работ
Контрольная работаявляется формой рубежного контроля знаний по дисциплине и проводится в письменной форме.
Требования к выполнению контрольной работы для студентов очной формы обучения:
- работа выполняется письменно в соответствии с предложенным планом;
- объем одной работы – от 10 до 15 страниц;
- работа должна быть снабжена ссылками и списком использованной литературы (в том числе, на иностранном языке);
- обязательно обращение к литературе, изданной за последние 5-7 лет.
Требования к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения:
- требования прописаны в методических рекомендациях: Требования к выполнению контрольных работ приведены в «Методических рекомендациях по выполнению контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)».
Контрольные работы оцениваются по системе «зачет», «незачет». Студенты получившие незачет, обязательно должны повторно пройти процедуру рубежного контроля, написав аналогичную работу по другой теме.
Для правильного выполнения заданий необходимо выполнить следующие общие требования:
1. Тему контрольной работы необходимо выбрать по соответствующей схеме: номер темы определяется согласно начальной букве фамилии (смотри схему).
2. Перед написанием работы необходимо исследовать соответствующие разделы в учебной литературе, а также изучить дополнительный материал (книги, журнальные статьи, справочники, схемы).
3. Особое внимание следует уделить раскрытию научных терминов и понятий, которые должны получить в работе развернутую расшифровку.
4. Контрольная работа должна иметь введение и заключение: во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цели и задачи работы, а также обзор литературы, в заключении – формулируются основные выводы.
5. Не допускается сплошная переписка страниц и их фрагментов из учебников и дополнительной литературы, в случае цитирования следует заключать материал в кавычки и указывать источник, делая развернутую ссылку внизу страницы, с указанием автора, названия работы, места и года издания и цитируемой страницы.
6. Не допускается также «скачивание» материалов через Интернет без самостоятельной переработки.
7. В конце работы нужно обязательно привести точный список изученной и использованной литературы.
8. Контрольная работа не должна превышать 24 страниц текста написанного от руки (разборчиво, чтобы текст свободно читался) или 10-15 страниц печатного текста формата А4.
9. Если работа после проверки не зачтена, следует написать новую работу на другую тему с учетом рекомендаций и замечаний.
А, И, С, Щ | 1, 9, 17 |
Б, К, Т, Э | 2, 10, 18 |
В, Л, У, Ю | 3, 11, 19 |
Г, М, Ф, Я | 4, 12, 20 |
Д, Н, Х | 5, 13, 21 |
Е, О, Ц | 6, 14 |
Ж, П, Ч | 7, 15 |
З, Р, Ш | 8, 16 |
Вариант № 1
1. Раскройте сущность понятия «трудовые ресурсы общества». Почему критерий трудоспособного возраста является основным при выделении трудовых ресурсов в составе страны, региона?
2. Сформулируйте цель и охарактеризуйте направления государственного управления трудовыми ресурсами.
3. В чем сущность дискриминации на рынке труда? Какие виды дискриминации на рынке труда вы знаете? Что показывает индекс сегрегации Дункана?
Вариант № 2
1. Определите понятия «экономически активное население» и «экономически неактивное население». В чем состоит их основное различие?
2. Охарактеризуйте формы и методы государственного регулирования, применяемые в области трудовых ресурсов. Объясните действие механизма регулирования, а также меру его влияния на социально-экономические процессы в стране.
3. Какие виды занятости существуют? Каково содержание понятия «эффективная занятость»? Какими показателями она измеряется?
Вариант № 3
1. Что означает понятие «рабочая сила»? Какова его связь с категориями «экономически активное население» и «экономически неактивное население»?
2. В чем состоит сущность нормативного и программно-целевого регулирования? Какие документы составляют правовой базис государственного регулирования? Какие методы регулирования применяются при формировании региональных программ занятости населения?
3. Какова сущность экономических издержек безработицы в законе А. Оукена? Применим ли он к российской экономике?
Вариант № 4
1. Какие характеристики определяют качественные параметры трудовых ресурсов?
2.Запрет на увольнение некоторых категорий работников ( женщин-матерей, молодых специалистов, пенсионеров) ограничивает возможности предприятий по гибкому регулированию численности персонала. Вместе с тем применение этих мер отвечает принципам социально ориентированной экономики, в частности, по предоставлению гарантий занятости для граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда. Какое влияние на рынок труда и сферу занятости может оказать проведение жестких мер государственного регулирования? Какие меры способствуют достижению компромисса между целями государства и предпринимательскими целями работодателей?
3. В чем состоят суть и цель государственной политики занятости на рынке труда? Какова связь между социальной, экономической и политикой занятости?
Вариант № 5
1. Охарактеризуйте социальные и экономические факторы, влияющие на численность и качественный состав трудовых ресурсов?
2. Охарактеризуйте цели и основные и основные направления демографической политики Российской Федерации. Какова ее связь с политикой занятости населения?
3. Какие задачи решают негосударственные структуры содействия занятости населения и каковы основные формы их работы?
Вариант № 6
1. Для чего рассчитывается индекс развития человеческого потенциала? Как вы считаете, какие еще факторы необходимо учитывать при его определении? Обоснуйте свое мнение.
2. В чем состоят основные отличия современной образовательной политики в Российской Федерации и какое влияние они способны оказать на сферу занятости населения?
3. В чем суть скрытой безработицы и как можно оценить ее масштабы?
Вариант № 7
1. Что понимается под формированием трудовых ресурсов? Какие факторы влияют на численность и качество рабочей силы?
2. Охарактеризуйте содержание современной миграционной политики в РФ. С какими направлениями социально-экономического развития страны (региона) она связана?
3. Какие факторы накладывают ограничения на присвоение статуса безработного?
Вариант № 8
1. Дайте характеристику естественного движения населения, покажите его роль в процессе воспроизводства трудовых ресурсов?
2. Каковы функции внутренней миграции населения? Охарактеризуйте ее современное состояние.
3. Назовите этапы регистрации безработных и раскройте сущность каждого из них?
Вариант № 9
1. Рынок труда, как категория, представляется системой отношений, возникающих по поводу купли и продажи рабочей силы. О каких отношениях идет речь? Кто в них участвует? Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте главные составляющие политики в сфере рынка труда и занятости населения. Какова их связь с направлениями социально-экономического развития РФ?
3. В чем суть работы службы занятости по содействию безработным в открытии собственного дела?
Вариант № 10
1. Объясните, почему рынок труда может рассматриваться как географическое пространство? Как связано такое понимание с другими рыночными категориями: спрос, предложение, конкуренция, конъюнктура рынка?
2. Выделите ключевые проблемы современного рынка труда в России. Какие программные документы создают нормативно-правовую базу для их решения?
3. Что включает в себя система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения?
Вариант № 11
1. В чем заключается социально-экономическая сущность занятости? Какова связь между рынком труда и занятостью?
2. В чем состоит принципиальное отличие между активной и пассивной политикой на рынке труда? Какие меры позволяют придать активный характер региональной политике на рынке труда?
3. Как можно оценить качество трудовых ресурсов, какие показатели могут при этом использоваться?
Вариант № 12
1. Какие формы и виды занятости можно отнести к гибким? В чем их основное отличие от стандартных форм использования наемной рабочей силы?
2. Почему досрочный вывод на пенсию безработных старших возрастов относится к мерам пассивной политики на рынке труда?
3. Как бы вы охарактеризовали современное социально-экономическое содержание процессов управления трудовыми ресурсами?
Вариант № 13
1. Охарактеризуйте предпосылки появления заемной занятости. Может ли эта форма занятости быть полной, продуктивной, эффективной?
2. Современные подходы к регулированию рынка труда и занятости концентрируются на расширении возможностей трудоустройства для всех категорий граждан независимо от их возраста, профессии, социального статуса и т.д. Какие меры для этого предпринимаются и как они связаны с демографической ситуацией в стране?
3. Дайте определение понятия «рабочая сила». Назовите условия, при которых она становится товаром. Раскройте современные представления о рабочей силе.
Вариант № 14
1. Назовите и охарактеризуйте статусы занятости для экономически активного населения.
2. Федеральная миграционная служба осуществляет разработку соответствующей политики и реализацию мер по организации миграционных процессов в РФ. Какое влияние ее деятельность оказывает на рынок труда и сферу занятости населения?
3. Приведите основные компоненты управления трудовыми ресурсами. Какие конкретные задачи приходится решать при управлении трудовыми ресурсами?
Вариант № 15
1. Охарактеризуйте макроэкономические факторы, влияющие на возникновение безработицы.
2. В чем состоит предназначение государственных служб занятости населения, помимо содействия в трудоустройстве?
3. Как Вы представляете равновесие на рынке труда? В чем заключается процесс саморегуляции рынка рабочей силы?
Вариант № 16
1. Нередко причиной долгого поиска работы является отсутствие нужной информации о вакантных рабочих местах, а не их нехватка. Объясните, почему такая безработица называется институциональной? Снизится ли количество застойных безработных, если организовать широкий доступ населения к информации о рынке т руда?
2. Какие направления деятельности служб занятости поддерживают активную политику занятости?
3. Изложите суть экономического содержания предложения рабочей силы. Каким образом можно определить величину совокупного предложения труда?
Вариант № 17
1. Как влияет продолжительность безработицы на состояние трудового потенциала работника?
2. Многие зарубежные государства строго ограничивают возможности получения статуса безработного и, как следствие, пособия по безработице для граждан, оставивших работу по собственному желанию. Какие ограничения в сроках, продолжительности и размерах выплат по безработице предусмотрены российским законодательством?
3. Какие требования предъявляются к трудовым ресурсам?
Вариант № 18
1. Влияет ли свойственный конкретному человеку тип поведения на продолжительность безработицы и его активность на рынке труда?
2. Раскройте понятие «государственная система управления трудовыми ресурсами». В чем состоят ее задачи?
3. В чем принципиальное различие методов социальной поддержки безработных, осуществляемых в рамках активной или пассивной политики занятости?
Вариант № 19
1. Говоря об экономических и социальных последствиях безработицы, мы, как правило, имеем в виду развитие негативных процессов в обществе, в жизни человека. Однако для нормального функционирования экономики необходимо определенное количество незанятых в настоящий момент людей. Сформулируйте характеристики эффективного резерва рабочей силы?
2. Какие меры государственной поддержки занятости применяются в социально ориентированных европейских странах?
3. Для изучения миграционных процессов используют систему показателей, отражающих масштабы, интенсивность, результативность и эффективность миграции. Назовите эти показатели.
Вариант № 20
1. Какие факторы наиболее существенно влияют на спрос и предложение на рынке труда?
2. В чем состоят главные проблемы рынка труда США? Какие меры регулирования направляются на их решение?
3. С помощью, каких характеристик устанавливается трудоспособность граждан?
Вариант № 21
1. Объясните взаимосвязь элементов рынка труда. Как «работает» механизм рынка труда?
2. Каково содержание понятия «дискриминация на рынке труда»? Какими показателями она измеряется?
3. Какие гарантии обеспечивает государство безработным гражданам в вопросах социальной защиты?
2. Примерная тематика эссе
1. Особенности политики занятости в странах, находящихся на стадии формирования рыночной структуры.
2. Незанятость в России: вынужденная или добровольная?
3. Модернизация образования как фактор развития трудовых ресурсов.
4. Проблемы повышения конкурентоспособности молодых специалистов.
5. Проблемы трудовой мобильности на рынке труда.
6. Человеческий капитал: его формирование, состояние и влияние на процессы происходящие на рынке труда.
7. Региональные аспекты рынка труда и человеческих ресурсов.
8. Трудовой потенциал региона: пути эффективного использования.
9. Управление трудовым потенциалом в условиях переходной экономики.
10. Занятость и политика на рынке труда в странах с переходной экономикой.
11. Политика противодействия безработице.
12. Развитие рынка труда и оценка эффективности обеспечения занятости.
13. Эффективность функционирования российского рынка труда.
14. Система оценки эффективности политики занятости в регионе.
15. Занятость женщин в переходной экономике.
16. Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия.
17. Занятость в постиндустриальном мире.
18. Рынок труда и профессиональное образование.
19. Профессионализм управленческих кадров.
20. Управление трудовыми ресурсами в инновационной экономике.
21. Проблемы оценки человеческого капитала на рынке труда.
22. Минимальная и максимальная компетенция и квалификация работников.
3. Примерные образцы тестовых заданий
Тест № 1.
1. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости:
А) работник, уволенный по собственному желанию и ищущий работу;
Б) работник, переведенный на режим неполного рабочего дня;
В) учитель, который по состоянию здоровья (инвалидности) больше не может работать;
Г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти раюоту и поэтому прекратил ее поиски;
Д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения;
Е) автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения;
Ж) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей;
З) домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.
Классификация статусов: экономически активное население в составе трудовых ресурсов (Эа), безработные (Б), экономически неактивное население (Эн), не включаемые в состав трудовых ресурсов (Н).
Тест № 2.
1. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости:
А) работник, находящийся в очередном отпуске;
Б) работник, уволенный в связи с сокращением штатов и ищущий работу;
В) жена, помогающая мужу на семейном предприятии;
Г) ученик, проходящий профподготовку на производстве и получающий стипендию;
Д) служащий Вооруженных сил;
Е) работник, получивший инвалидность на производстве;
Ж) человек, давно потерявший работу и прекративший поиски новой работы.
Классификация статусов: безработные (Б), экономически активное население в составе трудовых ресурсов (Эа), экономически неактивное население (Эн), не входящие в состав трудовых ресурсов (Н).
Тест № 3.
1. Фрикционная безработица появляется, когда:
А) реальная заработная плата высока;
Б) необходимо время на поиск новой работы;
В) безработные оказываются недостаточно информированными;
Г) происходит сокращение занятых в связи с конверсией оборонных отраслей промышленности.
Тест № 4.
1. Согласно закону Оукена, двухпроцентное повышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического ВНП от потенциального составляет:
А) 2%
Б) 3 %
В) 4 %
Г) 5%
Д) значительно больше, чем 5 %.
4. Примерные темы рефератов. Методические указания.
1. Миграция в глазах современной молодежи: социальные, экономические, демографические и культурные аспекты.
2. Рынок труда и молодежь: новые виды профессиональной деятельности и их влияние на трансформацию российского рынка труда.
3. Рынок труда в условиях неконкурентной экономики.
4. Востребованность современного образования на рынке труда.
5. Проблемы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда.
6. Трудосбережение – важнейшая проблема современной России.
7. Пути и способы преодоления дефицита трудоспособного населения в РФ.
8. Демографические факторы и их влияние на процессы формирования и использования трудовых ресурсов.
9. Методы оценки и показатели безработицы.
10.Опыт налаживания взаимосвязей службы управления персоналом УГМК с учебными заведениями.
11.Конкурентоспособность организации на рынке труда и ее показатели.
12.Мобильность рабочей силы как условие развития национального рынка труда.
13.Прогнозирование рынка труда. Баланс трудовых ресурсов.
14.Политика и институты содействия занятости.
15.Специфика системы управления занятостью в регионе.
16.Динамика структуры занятости населения России.
17.Мировой опыт управления трудовыми ресурсами.
18.Тенденции в развитии трудовых ресурсов в современной России.
19.Характеристика системы оценки трудовых ресурсов.
20.Определение количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов.
21.Социально-демографический портрет незанятого населения в современной России.
22.Трудовой потенциал современного российского общества.
23.Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие.
24.Количественные характеристики трудовых ресурсов в России.
25.Социальные гарантии и компенсации гражданам, потерявшим работу.
26.Миграционная политика в России и за рубежом.
27.Трудовой потенциал: курс на профессиональную компетентность.
28.Трудовые ресурсы: запросы современного рынка труда.
29.Рынок труда и занятости: перспективы развития.
30.Региональный рынок труда: система управления.
31.Опыт подготовки и использования квалифицированной рабочей силы в отечественной экономике.
32.Труд в условиях переходной экономики.
33.Рынок труда в Свердловской области: состояние и перспективы.
34.Политика занятости в России в контексте международного экономического опыта.
35.Трудовые ресурсы и трудовой потенциал.
Реферат – это осмысленное изложение первоисточника или обзор литературы по проблеме. Реферат – не конспект прочитанного, он предполагает выделение главного, наиболее важного с точки зрения автора. Не исключено, что какие-то его мысли утратили актуальность, а то, что он заметил мимоходом, представляется сегодня важным.
Эссепредполагает авторское обозрение проблемы с использованием литературных источников, рассмотрение проблемы и приведение аргументов с опорой на литературу. Эссе – представление авторской позиции, что-то вроде «вольных размышлений» над проблемой, но не настолько, чтобы не придерживаться ссылок на литературу. Здесь уместны: «Я думаю», «Я сомневаюсь» и тому подобные личностные обороты.
Цель написания реферата – научиться работать, приобретая и развивая навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, ориентации в современном многообразии публикаций.
С помощью написания реферата студент глубже постигает вопросы изучаемого предмета, поскольку он:
- анализирует различные точки зрения, явления, факты и события;
- ведет научно обоснованную полемику;
- обобщает материал;
- лаконично излагает свои мысли;
- учится систематизировать информацию и правильно оформлять работу с составлением плана и библиографии.
Существуют общие правила и требования к подготовке и написанию рефератов, которые необходимо усвоить как можно раньше.
Общая тематика рефератов определяется кафедрой или преподавателем. При этом желательно, чтобы инициатива при выборе уточненного названия темы конкретной работы принадлежала студенту. Не следует брать для работы первую попавшуюся тему, а также такую, которая вам не нравится. Выбрав тему, необходимо утвердить ее у преподавателя, который будет проверять вашу работу и поможет сформулировать примерный план вашей работы.
Структура каждой конкретной работы, количество глав и параграфов зависят от авторского видения проблемы, что называется «формулировка проблемы». Необходимо перед началом работы сформулировать в одном предложении то, о чем вы хотите рассказать в реферате. Реферат без проблемы – просто сокращенный пересказ источников. Формулировка проблемы вытекает из темы реферата и определяет границы исследуемого объекта, процесса, явления.
Структура реферата:
1. Титульный лист.
2. Оглавление. В нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт.
3. Введение. В нем формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, ее актуальность, указываются цели и задачи работы над рефератом (при постановке исследовательской цели возможно использование следующих слов и выражений: выявить, определить, доказать, провести сравнительный анализ и др.), дается характеристика используемой литературы с применением устойчивых выражений: наиболее ценные сведения содержатся …, в работе использованы …, среди них ведущее место занимают …, в книгах … наиболее полно характеризуются, … наиболее полно представлены и т.п.
4. Основная часть состоит из 2-3 глав (параграфов). Каждая глава начинается с новой страницы и, доказательно рассматривая отдельную проблему или одну из ее сторон, является логическим продолжением предыдущей главы; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы. Каждая глава (параграф) должна заканчиваться выводами.
5. Заключение. В нем подводятся итоги работы над темой, делаются выводы в соответствии с целями, поставленными во введении, предлагаются рекомендации по изучению данной проблемы. Будет неплохо, если студент покажет значение данной темы, свяжет свои выводы с тем, что было бы интересно еще рассмотреть в развитие этой проблемы.
6. Список литературы выполняется в соответствии со стандартами написания библиографических данных в алфавитном порядке.
По итогам работы над рефератом проводится публичное выступление с результатами исследования и защита основных положений.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях.
При оценивании работы, проведенной студентом, преподаватель использует следующие критерии:
- соответствие содержания реферата выбранной теме;
- глубину проработки материала;
- правильность и полноту использования источников;
- соответствие оформления реферата стандартам.
Схема работы над рефератом представлен на рис.