Государственные расходы. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Расходы государственного бюджета – это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством его функций. Эти расходы определяют экономические отношения, на основе которых осуществляется использование центральных средств по направлениям законом.
Направления использования бюджетных расходов обусловлены целой совокупностью факторов, основными из которых являются:
- необходимость содержания государственных учреждений;
- уровень развития регионов государства;
- связь расходов из общего государственного бюджета с расходами местных бюджетов;
- формы предоставления бюджетных средств;
- другие факторы, которые могут иметь важное значение в зависимости от конкретной экономической и политической ситуации в государстве.
Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:
- военные;
- экономические;
- на социальные цели;
- на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;
- на содержание аппарата управления.
Содержание и структура государственных расходов зависят от задач, которые решает государство в соответствующем финансовом году.
Государственные расходы осуществляются из различных фондов – как централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фондов государственных предприятий и организаций), только в соответствии с планово-финансовыми актами, утверждаемыми компетентными органами. При этом используются разные способы: финансирование, предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и др. Структура доходов и расходов бюджета предствалена на рис. 20.3.
Рисунок 20.3 – Структура доходов и расходов бюджета
Финансирование государственных или муниципальных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям. Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности.
В условиях перехода к рынку бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности – бюджетный кредит.
Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг, формула 20.1:
Прирост ВНП
MPG = (20.1)
Прирост государственных расходов
Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, нужно остановиться на ряде ограничений.
- Во-первых, нужно брать в расчет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.
- Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные расходы не оказывают воздействия на потребление и инвестиции.
- В-третьих, налоги рассмотрим, как налоги на доход населения.
Исходя из данных ограничений влияния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги равны нулю. По оси Х отложим величину ВНП, по оси Y – совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг (рисунок 20.4).
Рисунок 20.4 – Влияние государственных расходов на совокупный спрос
Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I.
Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ –будет предъявлен спрос населения и предприятий. Введение государственных расходов, которые оказывают воздействие, подобное потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки.
Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государственных расходов на товары и услуги. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства. Исходя из данных рассуждений можно записать, что BHП=C+I+G, где С – потребительский расход населения, I – инвестиции предприятия, G – государственные расходы на закупку товаров и услуг. Фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственных расходов повышает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:
1 Стимулирующую;
2 Сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, рисунок 20.4 (а), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:
а) увеличение государственных закупок;
б) снижение налогов;
в) увеличение трансфертов.
Рисунок 20.4 – Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), рисунок 20.4 (б), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:
а) сокращение государственных закупок;
б) увеличение налогов;
в) сокращение трансфертов.