Задачи и практические ситуации

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ухтинский государственный технический университет

( УГТУ )

Методические указания и задания

к контрольной работе по дисциплине

«ЭКОНОМИКА»

для студентов технических специальностей заочной формы обучения

2010г.

ББК 65.01

УДК 330

К 31

Каюков, В.В. Методические указания и задания к контрольной работе по дисциплине «ЭКОНОМИКА» для студентов технических специальностей заочной формы обучения [Текст] / В.В. Каюков, А.В. Каюков. - Ухта, 2010. - 17 с.

Методические указания и задания к контрольной работе по экономике рекомендованы к изданию кафедрой экономической теории УГТУ (протокол №3 от 20.11.2009г.).

Методические указания и задания к контрольной работе по экономике разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по техническим специальностям.

Рецензенты: к.э.н., доцент А.П.Радкевич

к.э.н., доцент В.А.Фокин

Редактор Т.С.Честных

План 2010г., позиция 155. Подписано в печать: 27.09.10

Объем 17 с. Тираж 100 экз. Заказ № 245.

© Ухтинский государственный технический университет, 2010

169300, г. Ухта, ул. Первомайская, 13

Отдел оперативной полиграфии УГТУ.

169300, г. Ухта, ул. Октябрьская, 13



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по экономике является формой самостоятельной работы студента. Она направлена на систематизацию знаний, получение навыков работы с литературой и научного оформления собранного материала.

Варианты заданий составлены в соответствии с программой курса и отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Они включают в себя положения по основам экономики, микро-, макро-, мегаэкономике, трансформационным процессам в российской хозяйственной системе, а также примерный перечень вопросов для аттестации, осуществляемой в форме зачета или экзамена.

Контрольное задание представлено: теоретическими вопросами (первый раздел), задачами и практическими ситуациями (второй раздел), тестами (третий раздел), - решение которых позволит помочь студентам применить полученные знания на практике.

Так, выполнение задания по теоретическому вопросу предполагает выработку у студента навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, позволяет усвоить содержание и категориальный аппарат дисциплины.

Выполнение этого задания необходимо начинать со сбора материала: учебной, специальной научной литературы, подбора новых документов и материалов, относящихся к теме теоретического вопроса. Знакомство с книгой следует начинать с оглавления и предисловия, так как это позволяет изучить ее структуру, цель и краткую характеристику содержания.

Завершается самостоятельная работа над книгой письменным, сжатым изложением сути прочитанного, с детальным разбором непонятных мест, слов, особенно иностранных. После обработки материала, студент приступает к литературному оформлению теоретического вопроса. Следует помнить, что это оформление не должно превращаться в простое переписывание отдельных положений, изложенных в литературе. Необходимо, чтобы работа была осмысленной, творческой, опиралась на использование научного, фактического и цифрового материала. В теоретическом вопросе должны быть использованы основные понятия, относящиеся к теме, даны ссылки на включаемый в содержание и заимствованный у других авторов литературный аппарат.

Выполненная в рукописном виде контрольная работа сдается на кафедру экономической теории УГТУ, а затем преподавателю, ведущему данную дисциплину. После ее проверки преподаватель выставляет недифференцированный зачет, который служит основанием для допуска студента к экзаменационной сессии. Без зачтенной работы к сессии заочник не допускается.

Последняя цифра номера зачетки Предпоследняя цифра номера зачетной книжки

Распределение вариантов контрольных работ проходит в зависимости от двух последних цифр номера зачетной книжки. Например, если последние 2 цифры зачетной книжки студента - 36, то его вариант включает в себя 13, 7 и 3 задания (см. табл.) . При этом 13 задание – теоретический вопрос первого раздела, который раскрывается на десяти-двенадцати страницах школьной тетради; 7 задание – задачи и практические ситуации второго раздела; 3 – тестовое задание третьего раздела.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Экономическое мышление: роль и место в структуре общественного сознания.

2. Факторы производства и структура российской экономики.

3. Ограниченность ресурсов и экономический выбор России.

4. Становление и развитие товарного хозяйства в России.

5. Основные направления эволюции кредитных денег.

6. Электронные деньги: проблемы использования в российской экономике.

7. Развитие форм собственности в современных условиях.

8. Проблемы формирования новой структуры собственности в Российской Федерации.

9. Шведская, Японская, Американская и Германская модели смешанной экономики.

10. Рынок как институт современной экономики.

11. Факторы нарушения равновесия на российских рынках товаров.

12. Эластичность спроса и конкуренция производителей.

13. Монополизм в экономике России и проблемы его преодоления.

14. Зарождение и развитие предпринимательства в России.

15. Экономическая эффективность фирмы и пути ее повышения.

16. Предельные издержки и их роль в формировании стратегии фирм.

17. Пути достижения безубыточности на предприятиях России.

18. Монопольная власть: источники, диагностирование и регулирование.

19. Количественные и качественные характеристики ресурса «труд» в современной России.

20. Состояние ресурса «капитал» в современной России.

21. Рентные отношения в современной России.

22. Проблемы производства общественных товаров в российской экономике.

23. Кейнсианская трактовка соотносительности совокупного спроса и совокупного предложения как теоретическое обоснование государственного вмешательства в процесс достижения равновесного объема производства.

24. Связь уровня ВВП и качества жизни в разных странах.

25. Инфляция в России: причины, сущность, виды, механизмы и социально-экономические последствия.

26. Государственное регулирование экономических процессов: опыт, модели и проблемы.

27. Международный уровень экономической деятельности: предпосылки, формы, последствия. Роль международного разделения труда.

28. Институционализация международной экономической деятельности: МВФ, МБРР, ВТО (ГАТТ).

29. Государственный долг России: сущность, исторический экскурс, виды и проблемы.

30. Противоречия экономики переходного периода и пути их преодоления.

ЗАДАЧИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

ЗАДАНИЕ №1

Установить соответствие:

А.А.Смит, Д.Рикардо 1. Меркантилизм
Б.Ф.Кенэ 2. Монетаризм
В.Дж.М.Кейнс 3. Марксизм
Г.М.Фридмен 4. Классическая школа политэкономии
Д.К.Маркс 5. Социализм-утопизм
Е.А.Монкретьен 6. Школа физиократов
Ж.К.Менгер, Дж.Кларк 7. Маржинализм (австрийская школа)
З.Р.Коуз, Д.Норт 8. Неолиберализм
И.А.К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн 9. 9. Теория государственного регулирования
Й.Ф.фон Хайек 10. Институционализм
К.Леон Вальрас 11. Историческая школа Германии
Л.П.Самуэльсон, Э.Чемберлин, А.Маршалл 12. Математическая школа (теория всеобщего равновесия)
М.Ф.Лист, В.Рошер, Г.Шмоллер 13. Неоклассический экономический анализ

ЗАДАНИЕ №2

Отказавшись от работы референтом с зарплатой 12 тыс. руб. в год, Иван поступил в колледж с годовой оплатой 6 тыс. руб. Какова альтернативная стоимость его решения, если на первом году половину платы за обучение ему компенсирует государство?

ЗАДАНИЕ №3

К каким формам собственности относятся следующие объекты:

а) городской транспорт; б) крестьянское хозяйство;

в) единая энергосистема страны; г) квартира;

д) городской жилой фонд; е) пенсионный фонд;

ж)денежные средства на сберегательном вкладе; з) железные дороги;

и) кооператив по ремонту обуви; к) такси;

л) парикмахерская?

Расположите их по степени развития процессов обобществления производства.

ЗАДАНИЕ №4

Спрос и предложение заданы формулами Qd=20-3P и Qs=2P+2. Определите:

а) избыточный спрос при Р=3; б) избыточное предложение при Р=5.

ЗАДАНИЕ №5

Издательство обнаружило, что при исходной цене 120 руб. оно могло продать 1000 экземпляров книги в неделю, а после повышения цены до 160 руб.

- 900 экземпляров. Чему равна точечная эластичность спроса на книги?

ЗАДАНИЕ №6

Фирма авансировала 240 млн. д.е.:

на строительство производственного корпуса 100 млн. д.е.;

на приобретение станков и оборудования 80 млн. д.е.;

на закупку сырья, полуфабрикатов, топлива 25 млн. д.е.;

на оплату рабочей силы 35 млн. д.е.

Определите величину основного и оборотного капитала фирмы.

ЗАДАНИЕ №7

Выручка составляет 200 д.е. Бухгалтерская прибыль равна 50 д.е. Неявные издержки равны 30 д.е. Рассчитайте бухгалтерские издержки, экономические издержки и экономическую прибыль.

ЗАДАНИЕ №8

Рыночная цена продукции конкурентной фирмы 20 д.е. Издержки на производство некоторой партии составили 17000 д.е. Определите размер партии, при которой фирма будет получать нормальную прибыль, если она действует рационально.

ЗАДАНИЕ №9

Вы вложили в банк 50000 руб. при ставке процента 14% годовых (с учетом выплаты процентов на проценты). Сколько денег вы получите через три года?

ЗАДАНИЕ №10

Вы получили в банке ссуду 300000 руб. при ставке процента 10% годовых на один год. Какую сумму вам нужно будет вернуть банку? Какова будет прибыль банка?

ЗАДАНИЕ №11

Студент имеет 1000 руб. и решает сберечь их или потратить. Если он положит их в банк, то через год получит 1120 руб. Инфляция составляет 14% в год. Определите:

а) какова номинальная процентная ставка;

б) какова реальная процентная ставка;

в) как изменился бы Ваш совет при снижении темпа инфляции до 10% при неизменной номинальной ставке процента?

ЗАДАНИЕ №12

Рассчитайте темп инфляции в 2010г., относительно 2009г., если индекс потребительских цен 2010г. – 132%, а индекс цен 2009г. – 120%.

ЗАДАНИЕ №13

Численность занятых составляет 90 млн. человек, а численность безработных – 10 млн. человек. Естественный уровень безработицы принят в 6%. Рассчитайте уровень безработицы и потери ВВП.

ЗАДАНИЕ №14

Доход домохозяйства после уплаты налогов возрос по сравнению с прошлым годом с 200 до 220 д.е. При этом потребление увеличилось на 15 д.е. Определите предельную склонность к сбережению (MPS) и предельную склонность к потреблению (MPC).

ЗАДАНИЕ №15

Прирост инвестиционных расходов на 6 млрд. руб. привел к изменению реального ВВП с 466 млрд. до 490 млрд. руб. Рассчитайте мультипликатор инвестиций М.

ЗАДАНИЕ №16

Определите, дефицитен ли бюджет, если государственные закупки составляют 50 млн. руб., трансфертные платежи – 10 млн. руб., процентные выплаты -10% годовых по государственному долгу, равному 20 млн. руб. Налоговые поступления составляют 40 млн. руб.

ЗАДАНИЕ №17

Банковские депозиты увеличились на 500 млн. д.е. Норма обязательного резервирования составляет 25%. Рассчитайте максимально возможное расширение денежного предложения в экономике.

ЗАДАНИЕ №18

Рассчитайте величину обязательного резерва и количество денег, которое банк может ссужать фирмам, если норма резервирования составляет 20%, а у банка есть 100 млн. д.е.

ЗАДАНИЕ №19

Два одинаковых по своим качествам автомобиля – российский и американский, стоят, соответственно, 210 тыс. и 10 тыс. долл. Номинальный обменный курс валюты США составляет 30 руб.: 1 долл. Каков при этом будет реальный обменный курс?

ЗАДАНИЕ №20

Банк получил от вкладчиков 5000 руб. Норма резерва равна 12%. Банк выплачивает своим вкладчикам 4% годовых. Под какой процент банк выдаст кредит фирме, если он планирует получить прибыль в размере 240 руб.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления, - это:

а) меркантилизм; б) институционализм;

в) теория физиократов; г) маржинализм.

2. Какой перечень соответствует группе экономических доктрин, положительно оценивающих государственное регулирование экономики:

а) физиократизм, марксизм, маржинализм;

б) меркатилизм, марксизм, кейнсианство;

в) физиократизм, марксизм, кейнсианство;

г) марксизм, кейнсианство, монетаризм.

3. Выберите из приведенных списков факторов производства тот, который точнее:

а) земля, труд, капитал, рабочая сила, управление;

б) земля, труд, средства производства, технология, предпринимательство, управление;

в) ресурсы, технология, предпринимательство;

г) земля, труд, капитал, предпринимательство, информация.

4. Студент обучается в университете, получая стипендию 800 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, прилагая равные усилия и получая 8000 руб. в месяц. Альтернативные издержки обучения в университете составляют:

а) 800 руб.; б) 8000 руб.; в) меньше 800 руб.; г) больше 8000 руб.

5. Блага – это:

а) нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности;

б) средства, с помощью которых удовлетворяются потребности;

в) материальные ресурсы.

6. Суть понятия «полезность» отражает следующее определение:

а) польза, извлекаемая из потребления товаров и услуг;

б) измеритель удовлетворения, которое предполагается получить от потребления товаров и услуг;

в) критерий оценки успешности экономической политики государства;

г) ценность товара (услуги) для потребителя в денежном выражении.

7. Принцип убывания предельной полезности может быть использован для случаев, когда:

а) разные потребители потребляют по одной единице одного и того же товара;

б) один и тот же потребитель потребляет по одной единице разных товаров;

в) один и тот же потребитель потребляет несколько единиц одного и того же товара;

г) один и тот же продавец продает несколько единиц одного и того же товара разным покупателям.

8. Для координации какой экономической системы должны оптимально сочетаться рыночный механизм и государственное регулирование:

а) традиционной; б) смешанной;

в) административно-командной; г) натурального хозяйства.

9. Положительные внешние эффекты создает:

а) вакцинация работников предприятия против гриппа;

б) низкие цены на продукты питания;

в) оказание социальной помощи малоимущим;

г) увеличение прибыли фирмы, производящей автомобили.

10. Когда спрос на альбомы для рисования возрастает, то увеличивается спрос на цветные карандаши. Это товары:

а) не связанные друг с другом; б) взаимодополняющие;

в) взаимозаменяемые; г) общественные.

11. Закон спроса характеризует:

а) обратную зависимость цены товара и величины спроса;

б) прямую зависимость величины спроса от цены товара;

в) отрицательную зависимость величины спроса от цены товара;

г) положительную зависимость цены товара от величины спроса.

12. Если при изменении цены количество купленных товаров почти не изменяется, то спрос:

а) неэластичен; б) насыщен;

в) эластичен; г) равновесен.

13. Рынком совершенной конкуренции можно признать рынок:

а) легковых автомобилей; б) одежды;

в) зерна; г) алюминия.

14. Под неявными издержками фирмы понимаются:

а) затраты на содержание оборудования (амортизационные отчисления);

б) затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции;

в) альтернативная стоимость ресурсов, находящихся в собственности владельца фирмы;

г) затраты на организацию фирмы.

15. Если предприятие увеличивает закупки сырья, нанимает дополнительных рабочих и на том же оборудовании организует работу в третью смену, то эти мероприятия характеризуют следующий период деятельности фирмы:

а) долгосрочный; б) мгновенный;

в) краткосрочный; г) неограниченный.

16. Дисконтирование – это расчет:

а) соотношения доходов и расходов, разнесенных во времени;

б) расходов за определенное время;

в) доходов за определенное время;

г) вложения капитала в средства производства.

17. Сдается дом стоимостью 50 млн. руб. в аренду. За год владелец получает 2,5 млн. руб. Каков ежегодный процент:

а) 20%; б) 3%; в) 1%; г) 5%?

18. Если рента оказывается выше точки равновесной цены между предложением и спросом на землю, то:

а) спрос уменьшается, предложение увеличивается;

б) спрос уменьшается, предложение не изменяется;

в) спрос и предложение не изменяются;

г) спрос увеличивается, предложение уменьшается.

19. Для конкурентного рынка труда не характерно:

а) большое количество фирм, конкурирующих друг с другом при найме конкретного вида труда;

б) многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда;

в) ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроля над рыночной ставкой зарплаты;

г) рабочие диктуют уровень заработной платы.

20. Если физический капитал предоставляется во временное пользование, то его цена рассчитывается как:

а) цена капитального актива; б) рентная (прокатная) цена;

в) ссудный процент.

21. Если номинальная ставка процента составляет 10%, а темп инфляции определен в 4% в год, то реальная процентная ставка составит:

а) 14%; б) 6%; в) 2,5%; г) -6%; д) 4%.

22. Величина, не используемая в макроэкономическом анализе,- это:

а) доходы бюджета; б) средний уровень цен;

в) размер государственного долга; г) мировые цены на золото.

23. ВВП – это:

а) стоимость произведенных товаров и услуг на территории страны;

б) взаимосвязанная система показателей;

в) характеристика конечных результатов производственной деятельности экономических единиц – резидентов;

г) вся стоимость произведенных товаров национальными предприятиями за год.

24. Показатели национальных счетов всегда связаны соотношением:

а) ВНД > ВВП; б) ЧВП > НД; в) ЧВП > ВВП; г) НД = РД.

25. Первая официальная версия СНС была разработана и предложена к внедрению ООН:

а) в 1949 г.; б) в 1953 г.; в) в 1970 г.; г) в 1993 г.

26.Таджикские рабочие трудоустроены в России. Их доходы будут учитываться:

а) в ВВП России; б) в ВНД России;

в) в ВВП Таджикистана; г) все ответы верны.

27. В новой редакции системы национальных счетов, принятой в 1993 г., валовой национальный продукт заменен:

а) на валовой национальный доход; б) чистый внутренний продукт;

в) национальный доход; г) чистый продукт.

28. Цикл, связанный с периодичностью обновления основного капитала, называется:

а) цикл Дж. Китчина; б) цикл С. Кузнеца;

в) цикл К. Жуглара; г) цикл Н. Кондратьева.

29. Укажите верный порядок перечисления типов экономических циклов, расположенных с учетом возрастания их длительности:

а) Форрестера, Кондратьева, Кузнеца, Жуглара;

б) Китчина, Кондратьева, Жуглара, Кузнеца;

в) Китчина, Жуглара, Кузнеца, Кондратьева, Форрестера;

г) Кондратьева, Тоффлера, Китчина, Жуглара;

д) Жуглара, Китчина, Кузнеца, Кондратьева.

30. На практике к сокращению инвестиций приводит:

а) парадокс Леонтьева; б) эффект мультипликатора;

в) парадокс бережливости; г) эффект дохода.

Список рекомендуемой литературы

1.Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономика (экономическая теория): Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2001. 240с.

2.Андриянов В.П., Щегрова Ф.В. Основы экономической теории. - М.: ЮНИТИ, 2004. 335с.

3.Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономической теории и практики. – М.: Изд-во РУДН, 2005. 407с.

4.Бабинцева Н.С. Некоторые новые подходы в экономической теории: Очерки. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 198с.

5.Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория.- М.: Книжный дом, 2004. 637с.

6.Басовский Л.Е. Экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 256с.

7.Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. – М.: Феникс, 2002. 352с.

8.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юрайт-Издат, 2004. 399с.

9.Булатов А.С. Экономика: Учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. спец. и направлениям. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 831с.

10.Бутыркин А.Я. Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах Запада и России. – М.: Новый век, 2004. 87с.

11.Видяпин В.И. Экономическая теория. – М.: ИНФРА –М, 2004. 714с.

12.Войтов А.Г. Экономика: Общий курс. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издат.-торг. корпорация "Дашков и К", 2003. - 594 с.

13.Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. - М.: Маркетинг, 2004.

14.Грязнова А.Г., Думная Н.Н. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями – М.: КноРус, 2004. 365с.

15.Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика: Теория и российская практика – М.: КноРус, 2005. 688с.

16.Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. Микроэкономика: Теория и российская практика. – М.: КноРус, 2005. 587с.

17.Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Ключевые вопросы. – М.: ИНФРА - М, 2004. 199с.

18.Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. Краткий курс. - С-Пб.: Изд-во "Питер", 2003. - 288с.

19.Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2003. 544с.

20.Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, Мезоэкономика – 2. – М.: Изд. дом Дашков и К, 2004. 933с.

21.Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2005. 861с.

22.Камаев В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория. - М.: Юрайт-Издат, 2005. 557с.

23. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник для вузов. -М.: Изд-во "Владос", 2007. - 636с.

24.Кисляков Г.В., Кислякова Н.А. Экономическая теория в вопросах и ответах. – М.: Т.Д. Элит - 2000, 2004. 224с.

25.Куликов Л.М. Основы экономической теории. – М.: Финансы и статистика, 2004. 400с.

26.Куторжевский Г.А. Экономика. Основы теории. – М.: Экономика, 2004. 382с.

27.Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов. – М.: Гардарики, 2004. 287с.

28.Макконелл К.Р., Брю С.Р. Экономикс. 2005. - 399с.

29.Мартынов В.А. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. – М.: Экономика, 2005. 719с.

30.Николаева И.П. Экономическая теория в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2005.188с.

31.Николаева И.П. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. – М.: ЮНИТИ, 2004. 447с.

32.Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Владос, 2003. 518с.

33.Океанова З.К. Экономическая теория. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. 633с.

34.Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России: теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2005. 311с.

35.Пузиков О.С., Тузлуков О.Г., Гильяно А.А. и др. Экономическая теория для студентов вузов. – М.: Феникс, 2005. 191с.

36.Райзберг Б.С. Курс экономики. 2001. - 725с.

37.Райхлин Э.Н. Основы экономической теории: Экономический рост и развитие. - М.: Наука, 2001. 319с.

38.Романенко И.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. 80с.

39.Рузавин Г.И. Экономическая теория. – М.: Проект, 2004. 382с.

40.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2003. 456с.

41.Самуэльсон П. Экономика 2 т. 2005. - 414с.

42.Симкина Л.Г. Микроэкономика: Учеб. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 432 с.

43.Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: Форум, 2003. 303с.

44.Сумцова Н.В. Экономическая теория. – М.: ЮНИТИ, 2003. 287с.

45.Сумцова Н.В. Экономическая теория / Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2002. 655с.

46.Чепурин М.А., Киселева Е.А. Экономическая теория. 2008. - 520с.

47.Черкасов Г.И. Общая теория собственности.- М.: ЮНИТИ, 2003. 263с.

48.Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. 2004. - 170с.

Наши рекомендации