Раздел 2. Микроэкономика

Рынок, его механизм и условия формирования

Основные понятия: Сущность рыночных отношений. Причины возникновения рынка, его основные элементы. Принцип «невидимой руки», функции рынка, классификация рынков по различным признакам.

Рынок: понятие, функции сущность рыночных отношений

В экономической теории рынок —это сфера экономических отношений между людьми по по­воду купли-продажи товаров и услуг, основанная на прин­ципах добровольности и равенства в обмене. Или: рынок – это место, где встречается продавец и покупатель.

Рынок выполняет важные функции:

  • функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью ко­торой даются ответы на вопросы: что, как и для кого про­изводить?
  • стимулирующую функцию, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;
  • учетную функцию, посредством которой устанавлива­ются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;
  • посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.

Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоре­тические попытки обосновать возможность нерыночного развития — от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР.

Однако на сегодняшний день рынок — наиболее эффективная форма хозяйствова­ния, так как реализует самую понятную людям вещь — ма­териальную заинтересованность в результатах их труда.

Достоинства рынка:

  • Обеспечивает свободу выбора деятельности и ответственность за результаты.
  • Эффективно распределяет ресурсы на основе рационального ведения хозяйства.
  • Гарантирует гибкость и приспо­собляемость к изменениям условий хозяйствования.
  • Обладает высокой чувствитель­ностью к новым технологиям и товарам, позволяющей реализо­вать достижения НТП.
  • Действует на основе принципа саморегулирования.
  • Создает систему побудительных мотивов и материальных стимулов к хозяйственной деятельности.

Недостатки рынка:



  • Представляет собой нестабильную систему, подверженную спадам и подъемам.
  • Не гарантирует людям права на труд и доход, порождает эконо­мическое и социальное неравен­ство.
  • Не обеспечивает защиты окружаю­щей среды.
  • Не охватывает фундаментальных исследований в науке.
  • Ориентируется только на денеж­ный доход, не способствует решению социальных задач.

Причины возникновения рынка

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь неболь­шое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Ограниченность ресурсов преодолевается по­средством обмена одного продукта на другой через рынок.

Различные страны, их национальные хозяйства к рыночной экономике шли разными путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, прису­щие любой стране. К важнейшим из них относятся:

· наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собст­венности различных экономических субъектов;

· свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

· конкуренция товаропроизводителей;

· свободный перелив капиталов между отраслями и ре­гионами;

· образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;

· наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;

· открытость экономики мировым интеграционным про­цессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

Для функционирования рынка необходимо:

  1. Реализация многообразных форм собственности
  2. Наличие рыночной инфраструктуры, которая включает:

1) Рынок товаров и услуг. Требует создания и функционирования товарно-сырьевых бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций.

2) рынок факторов производства.

Признаки рынка:

· Современный рынок является рынком - покупателем.

· Конкурентный характер рынка.

Субъекты рынка

Субъекты рыночной экономики: домохозяйство, фирма, государство.

Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которое:

1) Самостоятельно принимает решения;

2) Является собственником, какого-либо фактора производства;

3) Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей

К домохозяйствам относятся все потребители, наемные работники, владельцы мелких и крупных капиталов, земли, средств производства.

Фирма - это экономическая единица, которая тоже принимает решения

самостоятельно, стремится получить максимальную прибыль, использует факторы производства для изготовления и продажи продукции.

Государство - это все учреждения, имеющие юридическую и политическую власть

для осуществления контроля над рынком и для достижения общественных целей.

Классификация рынков

Рынок— сложное экономическое явление. Он имеет определенную структуру, т.е. внутреннее строение. Чтобы его лучше по­нять и объяснить, используют различные классификации:

1. по объектам: информационный, финансовый и т.п.

2. по субъектам: покупателей, продавцов, госзаказов , посредников.

3. по географическому положению: региональный, национальный, местный, мировой

4. по уровню насыщен­ности: избыточный, равновесный , дефицитный

5. по степени зрелости: неразвитый,деформированный, формирующийся развитый

6. по соответствию закону: легальный, нелегальный

В экономической теории существует особая классифи­кация рынка — по степени влияния продавцов и покупате­лей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:

  • совершенной конкуренции (идеальный рынок);
  • несовершенной конкуренции (реальный рынок с различной степенью влияния на цену).

Инфраструктура рынка

Современный рынок предполагает также существование разветвленной инфраструктуры, т.е. совокупности учреждений государственного и предпринимательского сек­тора, обеспечивающих:

  • реализацию интересов участников рыночных отно­шений;
  • благоприятные условия для выполнения задач субъектов рынка;
  • юридический и экономический контроль хозяйствен­ной деятельности;
  • регулирование деловой активности на рынке.

К рыночной инфраструктуреотносятся:

1. Органы государственного управления:

  • Центробанк и казначейство
  • Налоговая служба и полиция
  • Таможня
  • Биржа труда
  • Статистико-информационные системы
  • Информационные сети и коммуникации
  • Торговая палата

2. Учреждения коммерческого сектора:

  • Коммерческие банки и кредитные организации
  • Страховые компании
  • Товарная и фондовая биржи
  • Агентства по подбору кадров
  • Аудиторские компании
  • Хозяйственное звено (арбитраж)
  • Консалтинговые фирмы
  • Ассоциации предпринимателей.

Профсоюзы

Элементы рынка

Элементы рынка - комплекс явлений и процессов, формирующих рыночный механизм и одновременно влияющих на его функционирование.

Составными элементами рынка являются:

  • Спрос – это платежеспособная потребность, или представленная на рынке потребность в товарах и услугах;
  • Предложение – это те товары, которые на рынке или могут быть на него доставлены;
  • Цена – денежное выражение стоимости товаров или услуг.

Наши рекомендации